31 июля 2009 г.
14 июля 2009 года состоялась встреча выпускников академии 1959 года, в которой принял участие выпускник митрофорный протоиерей Ростислав Козловский.
Протоиерей Ростислав Казловский родился в 1936 году в Польше. По окончании Варшавской православной духовной семинарии был направлен в Московскую духовную академию, которую окончил в 1959 году со степенью кандидата богословия.
С 1963 года по настоящее время работает в Христианской богословской академии в Варшаве.
С 1974 по 1977 год был ректором духовной семинарии.
Автор 80 публикаций и пяти книг.
Протоиерей Ростислав поделился воспоминаниями о академии в период его учебы с корреспондентом пресс-службы МДА.
Отец Ростислав, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к вере?
К вере пришел с детства. Отец мой с самого детства участвовал в церковном хоре, пел на богослужениях. И я с ним вместе приходил, подпевал. Это было после войны.
Мы жили при церкви и при ней воспитывались. Отец мой окончил церковно-приходскую школу, пел и читал по-славянски. И меня приучил, научил по-славянски читать. А еще научил читать по-польски, и я пошел в школу, умея читать уже на трех языках.
В академию Вы как поступили?
Я окончил основную школу и потом поступил в духовную семинарию в Варшаве, где проучился четыре года. Примерно с 1950-х годов все предметы там преподавались на русском языке. Я с успехом учился, пятерки получал. В 1951 году Польской Церковью стал управлять митрополит и архиепископ Львовский и Тернопольский Макарий, бывший профессор. А я был первым учеником в семинарии. Он благословил меня поступать в Московскую духовную академию. Были и другие академии, но меня направили именно сюда.
Власти церковные и гражданские помогали. В гражданских властях были тоже наши довоенные преподаватели Православного факультета Варшавского университета. Они также благосклонно относились к моей поездке в Москву. Я был первым учеником, который был отправлен заграницу.
Сколько было человек на курсе?
В нашей академии было более 100 человек, 4 курса. То есть по 25-30 человек на курсе. Правда, не все заканчивали обучение. На моем курсе было 23 человека, которые получили дипломы кандидатов богословия. Из них 16 уже нет в живых. От двух человек есть известия, а об остальных ничего неизвестно.
Расскажите, как был построен учебный процесс в то время?
Срок обучения был другой, чем сейчас – 4 курса семинарии и 4 курса академии. Отделений тогда не было - все учились вместе. Были общие предметы - богословские, исторические – история Древней Церкви, Русской Церкви и Славянских Церквей. Была византология, Основное богословие, частично добавлялись элементы философии.
Были какие-то послушания?
Да, были. Певческие десятки, например. Студенты делились по 10 человек, пели вечером вечернее богослужение, утром – Божественную литургию
Чем студенты занимались в свободное время?
Мы имели свободное время после окончания лекций, после обеда, до 5-ти часов. Всего около полутора часов. В это время мы обычно прогуливались... В библиотеки часто ездили, в Ленинскую библиотеку, например.
А вечером?
Вечером были вечерние занятия. Это была как бы подготовка к лекции. Мы занимались в специальных классах на первом этаже. Там мы писали проповеди, семестровые сочинения, читали. Помощники инспектора приходили, проверяли посещение этих занятий.
В то время регентские и иконописные школы были?
Да. Был и иконописный, и музыкальный кружок. Они устраивали музыкальные вечера и пели в храме.
Это студенты сами организовывали?
Да, сами. Масленицы праздновали, перед Великим постом. Пели песни, устраивали вечера - например, Филаретовский вечер. Святейший Патриарх приезжал, делал доклад, а студенты готовили концерт духовного пения. Хоры смешанные были. Нашим хором руководил Марк Харитонович Трофимчук, я пел в его хоре, в правом.
Как Вы закончили академию?
Академию закончил тоже на пятерки.
Расскажите, как у Вас сложилась жизнь после выпуска?
После выпуска сразу я поехал в Варшаву и там меня приняли как преподавателя в Варшавскую духовную семинарию. Сначала я литургику преподавал, потом пастырское богословие, гомилетику. Также преподавал Историю Церкви, Ветхий Завет, Новый Завет. Через 2 года после окончания академии, будучи уже дома, я женился и стал священником. У нас две дочери, теперь уже и внуки есть. Одна внучка даже поступила в прошлом году в богословскую академию, где дедушка преподает.
В академии я уже 45 лет непрерывно преподаю, а в общей сложности 49 лет, считая семинарию и академию. Священником я стал в 1965 году, одно время был ректором Варшавской семинарии и благочинным Варшавского округа. На приходе 22 года прослужил.
Какой срок обучения в Варшавской семинарии?
3 года в семинарии и 5 лет в академии. После обучения в семинарии желающие идут на приход, а остальные поступают сразу на 3 курс академии.
На первый курс академии кто поступает?
Те, кто не учились в семинарии, а закончили гимназии, светские школы. Там и девушки учатся.
Есть ли разделение по кафедрам?
Наша академия, наверное, единственная в мире академия экуменического характера. У нас 3 секции: старокатолическая секция, евангелическая и протестантская и православная.
Как они сотрудничают между собой? Какие отношения между секциями?
Есть предметы общие для всех отделений – история, философия, педагогика. Все мы в одном здании находимся, никаких конфликтов нет, все очень по-христиански. К концу обучения пишется дипломная, магистерская работа.
Сколько у вас православных студентов обучается?
Сотни полторы бывает.
В Польше ведь основная религия - католицизм?
Да, у нас 95% католиков. Православных 700-800 тысяч человек. Теперь есть 6 епархий, 10 епископов, во главе митрополит Варшавский и всея Польши.
Духовенства у нас достаточно, семинария дает много выпусков, по 20-30 человек ежегодно. Так что приходы заполнены, бывает по два священника на приходе. Также за границу выезжают некоторые и там служат - в Америке, Канаде, Австралии, в странах Западной Европы.
Вы сказали, что у вас в академии учатся женщины?
Да. Православных, правда, не много. Больше всего протестанток. Они также докторские защищают, даже профессорами становятся.
Какой язык богослужения у Польской Православной Церкви?
Конечно, церковно-славянский. Но проповеди по-польски уже говорим, правда, не везде. Есть некоторые экспериментальные приходы, где богослужение полностью на польском языке
Прихожане в основном русские или поляки?
Поляков очень много приходит. Но Православие в Польше исповедуют в первую очередь восточные славяне – белорусы, украинцы, русские. Есть и поляки, которые приняли православие. Например, отец Генрих, католический диакон, принявший Православие.
Каковы Ваши впечатления от приезда в эти стены после стольких лет?
Я очень рад и благодарен, что получил благословение от Святейшего Патриарха и приглашение Владыки ректора, и что имел возможность приехать сюда. Приехать помолиться, поблагодарить Господа за полувековое служение Церкви.
Беседовала Анастасия Ширяева
Благодарю за интервью.
Статья отца Ростислава, опубликованная в 1964 году в журнале Церковный вестник и посвященная 150-летию МДА.
Пресс-служба МДА