|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
«Чем активнее студенты, тем активнее преподаватель...»На вопросы отвечает: Александр Александрович Волков 30 октября 2009 г.
Доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии Александр Александрович Волков ответил на вопросы корреспондента пресс-службы МДА по поводу выхода книги «Курс русской риторики» . Александр Александрович, в издательстве «Индрик» вышло второе издание вашего «Курса русской риторики». В чем его отличие от первого? Во втором издании изменен ряд терминов и формулировок, исправлены замеченные опечатки и недочеты изложения, обновлена хрестоматия текстов, устранены лишние, на мой взгляд, разделы. Умение хорошо говорить подразумевает постоянную практику. Александр Александрович, в связи с этим, не задумывались ли Вы о написании методического пособия по организации «риторической практики» студентов, чтобы в разы повысить число их публичных выступлений? Задумывался, задумываюсь и буду задумываться до следующего лета, в течение которого постараюсь написать такое методическое пособие. Но пособие само по себе проблему не решает: чтобы увеличить число выступлений студентов на занятиях, нужно увеличить число учебных групп, в которых занимаются риторикой. Если в каждой группе будет не тридцать, а десять студентов, каждый студент сможет выступать с учебной речью в три раза чаще. А это значит – соответственно увеличить преподавательскую аудиторную нагрузку. Выходит шесть групп. Для этого будут нужны, по крайней мере, два ассистента. Ваш учебник основан на лекциях для студентов МГУ и МДАиС. Несмотря на то, что эти учебные заведения различны. Означает ли это, что Вы рассматриваете риторику как универсальное средство формирования современного образованного человека? Риторика рассматривалась как одно из обязательных средств формирования образованного человека со времени софистов и Аристотеля и вплоть до конца XIX века. В первой половине XX века в европейских странах риторика была исключена из учебного процесса, а в США продолжает преподаваться под различными наименованиями. В странах Западной Европы в настоящее время интерес к риторике достаточно высок, и ее преподают, хотя и не повсеместно. Мои ученицы стажировались в ряде европейских стран, даже в Швеции. Полагаю, что в России этот предмет особенно значим в силу того обстоятельства, что преподавание словесности у нас всегда ориентировалось на художественную литературу вымысла, поэтому нам недостает культуры построения и критики публичной аргументации и мы склонны предлагать и принимать легкомысленные и безответственные решения. Мы редко задумываемся о том, «как наше слово отзовется», и потому говорим и пишем первое, что нам придет в голову. Каждый педагог видит важность своего предмета и стремится улучшить его преподавание. Какие резервы для курса риторики Вы видите в нашей духовной школе? Будем реалистичными: наука бесконечна, а объем учебного предмета ограничен. Полагаю, что все зависит от инициативы студентов. Можно организовать что-нибудь вроде дискуссионного клуба, или, как в старину в германских странах, «риторическое общество». Только не следует забывать, что риторические общества в городах Германии и Нидерландов привели к Реформации. Но повторяю, все зависит от реальной инициативы студентов: одно дело желать участвовать в факультативных формах занятий, другое дело – найти время и силы для таких занятий. Любая речевая практика, будь то занятия родным, иностранным языком или риторикой, требуют основательной самостоятельной работы. И чем активнее студенты, тем активнее преподаватель. Ваши пожелания читателям «Курса русской риторики». Мне хотелось бы поблагодарить всех моих прежних и будущих читателей за нелегкий труд чтения «Курса русской риторики». И предложить дерзкий совет читать ее внимательно и критически. Беседовала Анастасия Ширяева Пресс-служба МДА |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|