АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

«Чем активнее студенты, тем активнее преподаватель...»


30 октября 2009 г.
Доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии Александр Александрович Волков ответил на вопросы корреспондента пресс-службы МДА по поводу выхода  книги «Курс русской риторики» .

Александр Александрович, в издательстве «Индрик» вышло второе издание вашего «Курса русской риторики». В чем его отличие от первого?

Во втором издании изменен ряд терминов и формулировок, исправлены замеченные опечатки и недочеты изложения, обновлена хрестоматия текстов, устранены лишние, на мой взгляд, разделы.

Умение хорошо говорить подразумевает постоянную практику. Александр Александрович, в связи с этим, не задумывались ли Вы о написании методического пособия по организации «риторической практики» студентов, чтобы в разы повысить число их публичных выступлений?

Задумывался, задумываюсь и буду задумываться до следующего лета, в течение которого постараюсь написать такое методическое пособие. Но пособие само по себе проблему не решает: чтобы увеличить число выступлений студентов на занятиях, нужно увеличить число учебных групп, в которых занимаются риторикой. Если в каждой группе будет не тридцать, а десять студентов, каждый студент сможет выступать с учебной речью в три раза чаще. А это значит – соответственно увеличить преподавательскую аудиторную нагрузку. Выходит шесть групп. Для этого будут нужны, по крайней мере, два ассистента.

Ваш учебник основан на лекциях для студентов МГУ и МДАиС. Несмотря на то, что эти учебные заведения различны. Означает ли это, что Вы рассматриваете риторику как универсальное средство формирования современного образованного человека?

Риторика рассматривалась как одно из обязательных средств формирования образованного человека со времени софистов и Аристотеля и вплоть до конца XIX века. В первой половине XX века в европейских странах риторика была исключена из учебного процесса, а в США продолжает преподаваться под различными наименованиями. В странах Западной Европы в настоящее время интерес к риторике достаточно высок, и ее преподают, хотя и не повсеместно. Мои ученицы стажировались в ряде европейских стран, даже в Швеции. Полагаю, что в России этот предмет особенно значим в силу того обстоятельства, что преподавание словесности у нас всегда ориентировалось на художественную литературу вымысла, поэтому нам недостает культуры построения и критики публичной аргументации и мы склонны предлагать и  принимать легкомысленные и безответственные решения. Мы редко задумываемся о том, «как наше слово отзовется», и потому говорим и пишем первое, что нам придет в голову.

Каждый педагог видит важность своего предмета и стремится улучшить его преподавание. Какие резервы для курса риторики Вы видите в нашей духовной школе?

Будем реалистичными: наука бесконечна, а объем учебного предмета ограничен. Полагаю, что все зависит от инициативы студентов. Можно организовать что-нибудь вроде дискуссионного клуба, или, как в старину в германских странах, «риторическое общество». Только не следует забывать, что риторические общества в городах Германии и Нидерландов привели к Реформации. Но повторяю, все зависит от реальной инициативы студентов: одно дело желать участвовать в факультативных формах занятий, другое дело – найти время и силы для таких занятий. Любая речевая практика, будь то занятия родным, иностранным языком или риторикой, требуют основательной самостоятельной работы. И чем активнее студенты, тем активнее преподаватель.

Ваши пожелания читателям «Курса русской риторики».

Мне хотелось бы поблагодарить всех моих прежних и будущих читателей за нелегкий труд чтения «Курса русской риторики». И предложить дерзкий совет читать ее внимательно и критически.

Беседовала Анастасия Ширяева

Пресс-служба МДА

 
 
 
 
 
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.