31 июля 2009 г.
В 2009 году, по инициативе кафедры богословия МДА, вышел сборник
докладов, прозвучавших на богословской конференции по русской
патрологии в декабре 2008 года. Это событие специально для
пресс-службы МДА прокомментировал проректор по учебной работе, заведующий кафедрой богословия заслуженный профессор Михаил Степанович Иванов .
В этом году
в МДА вышла книга «Русская патрология». Это сборник докладов и выступлений на
ежегодной академической богословской конференции, прошедшей в 2008 году. В
аннотации указывается, что в связи с тем, что в 2006-2007 гг. у нас введен курс
по русской патрологии.
Михаил Степанович, скажите,
пожалуйста, планируется ли использовать материалы сборника в учебном процессе.
Если – да, то как?
Проведенная
конференция, как уже было отмечено, явилась своего рода ответом кафедры
богословия на решение Ученого Совета МДАиС о введении в Московской Духовной
Семинарии учебного курса по Русской патрологии. Однако такой ответ не
предполагал, что участники конференции на своих заседаниях начнут разработку по
этому курсу учебного пособия. Им было необходимо прежде всего начать процесс
осмысления русской патристики, которая в истории отечественной духовной
культуры занимает особое место. Однако при этом «ей, – как отметил при открытии
конференции Ректор МДАиС архиепископ Верейский Евгений, – в течение длительного
времени не уделялось должного внимания, и она не была выделена из объема всей
русской литературы. В то же время она в значительной мере не только определяла
содержание и характер этой литературы, но и оказывала существенное влияние на
церковную и общественную жизнь страны. Духовные проблемы христианского
воспитания, богословские и философские проблемы осмысления бытия, места
человека в окружающем мире, смысла, целей и задач его жизни – все это
составляло основное содержание творений русских святых отцов и помогало нашей
Церкви и нашему обществу в исполнении возложенной на них благодатной миссии
воспитания нового человека, укрепления его духа, созидания молодого
христианского государства, которое впоследствии по праву получит название
Святой Руси».
Участниками конференции было
обращено внимание и на то место, какое русская патристика занимает во всем
православном святоотеческом наследии, поскольку ее достоинство и значение
иногда принижаются, а сама она некоторыми патрологами называется лишь
«вторичной» по отношению к патристике греческой. Преодоление такого взгляда на
творения русских святых отцов было крайне необходимо, поскольку оно
восстанавливало достоинство русской церковной письменности и помогало
установить статус самой учебной дисциплины по русской патристике.
Наряду с этими концептуальными
проблемами в докладах анализировались различные вопросы церковной, общественной
и личной жизни русского человека, привлекавшие внимание русских святых отцов.
Краткий обзор академического
сборника показывает, что последний, хотя и не является ни учебным пособием, ни,
тем более, учебником по Русской патрологии, тем не менее, может быть
использован по этому курсу в качестве учебного материала. В частности, он может
помочь в разработке таких тем по учебному курсу как: проблема авторства в
русской патристике, издания русских святых отцов в России, духовная и
богословская специфика отечественных святоотеческих творений, русское
святоотеческое наследие и греческая патристика, педагогическая и гомилетическая
мысль в русской патристике, вопросы старчества и духовного руководства в
отечественной духовной письменности, полемические сочинения русских святых
отцов, церковно-общественная тематика в русской духовной письменности и др.
Конференция, послужившая источником
для данного издания, проводится ежегодно. Будут ли издаваться материалы
последующих конференций?
Данное издание было осуществлено,
благодаря инициативе членов кафедры богословия и финансовой поддержке со
стороны. Никаких административных решений по поводу этого издания не
принималось. Кафедра получила на издание благословение Ректора МДАиС
архиепископа Верейского Евгения. Поскольку в академической смете расходов не
предусмотрена статья о финансировании издательской деятельности кафедр, издание
материалов последующих конференций, которые должны будут провести
церковно-историческая, церковно-практическая и филологическая кафедры, во
многом будет зависеть от того, смогут ли эти кафедры найти источники
финансирования их публикаций.
Какова тема следующей конференции?
Тему предстоящей конференции каждая
кафедра обсуждает и определяет на своих заседаниях самостоятельно. Если
исходить из ставшей уже традиционной последовательности перечисления
академических кафедр (библейская, богословская, церковно-историческая,
церковно-практическая, филологическая), то следующую конференцию должна
проводить кафедра церковно-историческая, к заведующему которой Ваш вопрос как
раз и может быть адресован.
Как, на Ваш взгляд, объединить
потенциал наших преподавателей, потребности учебного процесса и интересы
студентов?
Хотя этот вопрос выходит за рамки
кафедральной издательской деятельности, а подробный ответ на него перерос бы в
настоящее научно-методическое исследование, я, тем не менее, попытаюсь дать на
него хотя бы краткий ответ, ибо этот и другие вопросы такого рода в наших
духовных школах всегда остаются исключительно актуальными.
Прежде всего, хочу обратить внимание
на то, что три составляющих этот вопрос (потенциал преподавателей, потребности
учебного процесса и интересы студентов) действительно должны находиться в
полном единстве. Если они, согласно басне, окажутся «лебедем», «раком» и
«щукой», то ни о каких положительных результатах духовного образования,
естественно, говорить не придется. Созиданию этого единства в духовном учебном
заведении, на мой взгляд, в значительной мере способствует тот факт, что
истина, постигаемая в духовной школе, в отличие от любого другого
образовательного учреждения, является Живой Истиной, т. е. Христом, сказавшим о
Себе, что Он есть Путь, Истина и Жизнь. Отсюда вытекает главная цель
образовательного процесса: она заключается не только и не столько в накоплении
знаний, сколько в живом соединении с Живой Истиной. Такой вывод отнюдь не
означает, что научный потенциал преподавателей духовной школы должен отступить
в учебном процессе на второй план. Церковная наука, как и наука светская,
играет исключительную роль, и ее научный статус не подвергается никакому
сомнению или умалению. Речь здесь идет о другом – о том, чтобы церковная наука
и научный потенциал наших преподавателей не стали «вещью в себе», не оказались
самодовлеющей вещью, а выполняли бы всегда служебную миссию, были бы не
самоцелью, а лишь средством соединения со Христом. Такой характер, с моей точки
зрения, должен носить и учебный процесс, в котором каждый учебник, каждая
лекция, каждая встреча преподавателей и студентов являли бы живой образ Христа,
соединяли со Христом, вызывали радость встречи со Христом.
Духовно-воспитательная роль учебного процесса, на мой взгляд, огромна. Во
всяком случае, она ничуть не меньше той роли, какую играет в духовной школе
возглавляемая проректором воспитательная работа, организуемая и осуществляемая
в процессе воспитания студентов.
Что касается третьей составляющей
Вашего вопроса, т. е. интересов студентов, то здесь, прежде чем говорить об их
объединяющей роли, необходимо, как мне представляется, обратить внимание на сам
характер этих интересов, поскольку последние, как показывает жизнь духовной
школы, далеко не всегда определяются той животворящей целью, о которой я
говорил выше. Интересы студентов, к сожалению, могут быть корыстными,
преследующими личные выгоды, несущими последствия той негативной общественной
среды, в которой будущий студент духовной школы воспитывался. Подчинить такие
интересы общей цели духовного образования невозможно. Их нужно преодолевать.
Над этим необходимо работать, прежде всего, самому студенту. Однако и духовная
школа, обладающая огромным духовно-воспитательным потенциалом, не может
оставаться в стороне. Ее миссия, как уже было отмечено, как раз и заключается в
том, чтобы воспитать в своих стенах нового человека, живущего во Христе и
проявляющего подлинный, живой интерес к жизни Церкви и к ее духовному наследию.
Если такая цель достигнута, школа приобретает двоякую пользу. С одной стороны,
она духовно возрождает своих студентов, а с другой стороны, – начинает
пользоваться плодами этого возрождения, среди которых оказываются и здоровые,
подлинно церковные интересы студентов. Руководство школы, в которой
учебно-воспитательный процесс организован правильно, никогда не будет
воспринимать интересы студентов как их сугубо личное дело, не имеющее никакого
отношения к образованию. Студенческие интересы – это, своего рода зеркало
образования, в котором так или иначе, рано или поздно найдут отражение все
особенности учебно-воспитательной работы, как положительные, так и
отрицательные. Эти интересы можно назвать неким органом, контролирующим
духовное образование. Вот почему так важно не только проявлять к ним самое
пристальное внимание, но и изучать, анализировать, знать их и учитывать в
едином образовательном процессе.
Каковы научные и издательские планы
кафедры богословия на 2009/2010 учебный год?
Планировать научную и издательскую
работу на весь предстоящий учебный год кафедра пока не в состоянии, так как ее
члены фактически являются почасовиками, получая зарплату только за прочитанные
лекции, а издательская работа кафедр, как уже было отмечено, не предусмотрена в
годовой смете расходов духовных школ. Тем не менее, почти все члены кафедры
постоянно осуществляют индивидуальную научно-богословскую работу, выполняя
различные поручения Московской Патриархии, разрабатывая темы научных статей,
докладов и сообщений для предстоящих конференций, для «Православной энциклопедии»,
для публикаций в церковной и светской периодике и в различных сборниках
церковных материалов, а также осуществляя научное руководство при написании
студентами дипломных работ и кандидатских диссертаций. О проделанной работе
члены кафедры отсчитываются на последнем в учебном году заседании кафедры.
Благодарю Вас.
Пресс-служба МДА