|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
"Сила Божия все восполнит, если будет покаяние в нашем народе" - интервью студентов из Сербии15 апреля 2008 г.
После показа в Большом актовом зале Московской Духовной академии фильма «Край. Обреченные на изгнание», мы попросили рассказать о ситуации в Косово студентов III курса МДА иеромонаха Кирилла (Бойовича) и Александра Прашчевича. О. Кирилл, Александр, как Вам видится нынешняя ситуация в Косово? Извечный вопрос: «кто виноват»? Иеромонах Кирилл: Я не дипломат, не политик, не военный комментатор, чтобы рассуждать на эту тему, но вот если говорить образно, то можно сказать, что мировое сообщество распинает православный народ на Балканах на католическом и мусульманском кресте. Это конечно так, но нам, сербам, надо прежде всего задуматься о том, почему все это с нами происходит, и прежде всего, глядя на нынешние события, нам надо всегда иметь чувство самоукорения: значит мы действительно виноваты, раз такое с нами происходит. Мы отступили от Бога, 50 лет царил коммунизм, мы поверили такому страшному человеку как Иосиф Тито – одному из самых хитрых и лукавых людей, который все делал против Православия, хотя не мог поступать совсем откровенно, так как его ближайшие сотрудники были по происхождению Православные, несмотря на то, что отступили от Бога и поверили в эту безбожную коммунистическую идеологию. Остановимся на этой теме покаяния: Действительно ли сегодня можно видеть покаянное движение среди сербского народа? Привели ли трагедии последних лет сербский народ к вере? Вот, например, Вы Александр, что можете сказать о молодом поколении, Ваших сверстниках: идет ли среди них обращение к вере, к Церкви? Александр Прашчевич: Вы знаете, ведь и в годы коммунизма сербский народ сохранял православные традиции, например обычай крестной славы. Более того, мы выросли в окружении мусульман и католиков и, кроме того, что отличаемся друг от друга по национальности – сербы, хорваты, для нас большое значение имеет религиозная составляющая нашей национальной самобытности. Если же отвечать конкретно на Ваш вопрос: да, конечно с 90-х годов появился большой интерес к Церкви, к религии. После того, как пал коммунизм, молодежь стала возвращаться к Церкви и сейчас можно увидеть в Белграде, в Косово что в храмах очень много молодых людей. Доказательством тому, что в Сербии молодежь стремится к вере, является то, что, когда несколько лет назад в школы вернули Закон Божий – факультативно с выбором между Законом Божиим и предметом «Гражданское воспитание» – 99% учеников начальной и средней школе выбрали Закон Божий. И везде в Сербии можно наблюдать такое покаянное движение? Иеромонах Кирилл: Везде процесс покаяния развивается, все больше людей приходят к Церкви. Собственно в годы коммунизма в храмы запрещали ходить – если бы нет, может быть народ ходил бы и тогда… Множество молодых людей сегодня принимают монашество, становятся священниками. Чтоб не говорить абстрактно, отвлеченно могу сказать что, например, я стал монахом вследствие того, что там происходит с нашим народом: задумался о наших бедах, почувствовал, что должен что-то сделать, и вот тогда нашел в духовной литературе, что покаяние самое мощное средство… Конечно, трудно сказать, что подвигает людей к вере, тут надо судить от случая к случаю. Сегодня дана свобода Церкви, свобода миссии Церкви, которая призывает народ к покаянию, конечно не только из-за того, что с нами происходит, – ведь покаяние нужно всегда… Александр Прашчевич: В фильме все время звучала песня – поет маленькая девочка – в переводе на русский: «Господи прости все наши грехи». В сербском сознании есть это понятие народного покаяния, и оно сейчас происходит в Сербии. Александр, Вы родились в Косово, Ваши родители там живут до сих пор? Александр Прашчевич: Моя мать сейчас работает в Белграде, потому что нужно зарабатывать на хлеб: мои братья работали в милиции, но наше государство призвало их покинуть ряды милиции… Когда мы с о. Кириллом обсуждали фильм, он отметил пессимизм режиссеров. Вот как Вам видится будущее края? Александр Прашчевич: Знаете, если сегодня спросить у любого серба в Косово, он скажет «мы надеемся на Россию»: Вы сами видели это в фильме флаги «Россия помоги нам». Это понятие Россия как покровительницы сербского народа, это не нечто новое, но зародилось много веков назад. В XIX веке Россия была официальным покровителем христианских народов на Балканах. В Косово в г. Призрань находился русский консул. Так вот косовские сербы обращались за помощью не к независимому сербскому княжеству, а именно к русскому консулу. У сербов было больше доверия к русскому народу и русскому правительству, чем к сербскому правительству. У нас в Косово часто можно слышать это выражение «Мать-Россия», у нас говорят «Бог – на небе, Россия – на земле». Иеромонах Кирилл: Почему хорваты, албанцы с легкостью встретили развал Югославии? Почему это случилось? Потому что они были воспитаны в ненависти к сербам и сразу начали войну, как только получили такую возможность. Сербы до сих пор жили бы с албанцами в мире, если б это было возможно. Так вот – о будущем Косово. Мы же не желаем зла албанцам… Вместе с тем для нас Косово имеет значение Святой земли, нашего Иерусалима, и мы не можем никогда это забыть и оставить эту землю. Мы когда-то вернемся – через мир или войну, но никак сербам нельзя выбить из головы и сердца Косово. Это не по силам никому. Может быть, это будет через 40 лет, может быть через 100 лет, но Косово станет вновь сербской землей, может быть частично албанской. В конце концов, не мы начинали эту войну. Насилие над народом, изгнание сербов из домов, – всё это началось не в 90-е годы, это все было веками, но сербы при этом жили в мире, терпели. Особенно резкий поворот для Косово произошел во время II мировой войны, до которой в краю было больше сербов, чем албанцев. После войны здесь резко уменьшилось число сербов: множество было изгнано, множество убито. Во времена Тито процесс пошел дальше – из Албании переселилось множество албанцев, причем незаконно, без бумаг, и к 80-90-м албанцев оказалось уже на миллион больше чем сербов. И сегодня вспыхнуло то, что развивалось веками. Александр Прашчевич: Хотел бы провести одну параллель – по поводу пессимизма. В 1389 году на Косовском поле погиб почти весь сербский народ. Но уже тогда сербские поэты сочиняли до сих пор известные песни, которые говорили о том, что Сербии вернется власть над Косово. И вот мы ждали 5 веков, и пришло освобождение Косово. Сегодня – не меньшая трагедия, чем тогда, снова сербов изгоняют из Косово. Но пусть пройдет 200-300 лет и мы снова вернемся на нашу землю. Иеромонах Кирилл: Смотрите, если б во времена Хрущева Вам задали вопрос – станет ли вновь Россия православной, чтобы Вы сказали? Наверное, сказали бы нет. Но сегодня сила Божия воскрешает Россию на радость всем православным. Точно также сила Божия все восполнит, если будет покаяние в нашем народе. Последний вопрос, немного о другом. Через 2 месяца Вы выпускаетесь из Академии, Вы провели у нас три года. Что для Вас значит Академия, что Вам принесло обучение здесь, что Вы с собой унесете? Иеромонах Кирилл: Мы в Сербии рождаемся с какой-то можно сказать естественной любовью к России. Я издавна мечтал приехать в Россию, и у меня это уже получилось в 1998-1999 гг., когда я учился в аспирантуре в МГУ и познакомился с этим светским учреждением. Но особенное, духовное, переживание и особенную пользу для себя, для души я получил здесь – в сердце православной России. Здесь я действительно почувствовал, что Православие это истинная суть русской души. Мы здесь почувствовали отеческую любовь и заботу – прежде всего преподобного Сергия Радонежского, чья молитва чувствуется на каждом шагу. Мы на каждом шагу ощущали любовь русских людей и понимание к нам. Причем это не может быть лицемерием, фарисейством, когда одно и то же отношение мы встречаем во всех – от Ректора и профессоров до студентов и рабочих. На каждом шагу мы встречали понимание, любовь и доверие. Для нас это большое утешение, потому что то, что уже 20 лет происходит на Балканах, все это тяжело переживается: против нас идет война, с Запада нас осуждают, говорят, что мы дикие, что мы такие, что мы сякие. Здесь мы отдохнули, набрались духовных сил, и конечно впитали в себя множество богословских знаний. Академия – это очень качественная школа. Для того, кто хочет учиться, здесь есть все условия для этого. Причем условия, не только для того, чтобы набраться богословских знаний, но, что самое важное, также духовно обновиться: ведь здесь не забывается ни молитвенная, подвижническая, аскетическая сторона жизни, ни ученая сторона. И это мне особенно понравилось: я сравнивал свои ощущения в МГУ и здесь. Вы знаете, в светских учреждениях совсем другой взгляд на вещи, там ценят столько, сколько ты знаешь, сколько выучил наизусть… А здесь оценивается целостная человеческая личность. Вся личность органически участвует в обучении и это весьма важно. Сербская Церковь очень нуждается в таком учреждении как Московская Духовная академия, причем особенно важно то, что Академия находится в таком сердце Русской Церкви как Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Александр Прашчевич: Вы наверное знаете о святителе Николае Велимировиче: он учился на Западе, защитил докторскую диссертацию в Оксфорде, посещал протестантские католические университеты. Но когда он вернулся в Сербию, ему сказали – это недостаточно, ты должен поехать в Россию и «оправославиться». Это первая причина, по которой я приехал сюда. Вторая – когда я закончил семинарию, наш ректор обо мне говорил – вот он наш кандидат для Греции, Владыка предлагал мне поступать на богословский факультет, но когда меня спросили, я сказал, что хотел бы в Россию. Почему? Мой прадедушка – он даже не мог показать на карте, где Россия –, всегда говорил «матушка – Россия». И меня дома так воспитали родители, в мысли о том, что Россия – наш покровитель. И когда я приехал в Россию, это стало исполнением мечты моих предков. В первый раз я здесь был в 2001 году в Ярославле, был послан в составе группы, которую принимал ярославский губернатор. Первое, что я здесь ощутил – это любовь русского народа к нам. Это такое ощущение, которое нельзя выразить словом: люди рады, что вас видят, хотят вам помочь, стараются сделать вам доброе. Потом я уже приехал в Академию … до тех пор я о преподобном Сергии только читал, видел фотографии, а тут я здесь учусь! В Академии я познакомился с людьми, у меня теперь здесь русские друзья, которые такие замечательные люди, они так меня понимают… Мне очень нравится, когда они между собой обо мне, о нас говорят, то говорят «брат серб», «братья сербы», а я им отвечаю «мать Россия». Мы подружились, вместе жили почти три года, в очень хороших отношениях. Я познакомился с русской историей, русской культурой, которая очень близка к нашей. Мне это было особенно интересно, потому что вот с нашими соседями – Грецией, Хорватией, Боснией между нами очень большая разница, а с Россией нас разделяют 2500 километров, а мы, оказывается, такие близкие народы! Спасибо за беседу. Бог Вам в помощь в дальнейшем служении.
Беседовал заведующий пресс-службой МДА иеромонах Савва (Тутунов) |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|