|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Богословие любвиИерей Сергий Творогов, студент 1-го курса (Отделение богословия) Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией 9 октября 2012 года. 13 октября 2012 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братья и сестры, мы молитвенно вспоминаем святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, ближайшего ученика Господа нашего Иисуса Христа. В богослужебных песнопениях сегодняшнего дня Церковь Христова не только восхваляет апостола как «богословия трубу» и «духовного воеводу, вселенную Богу покорившего»[1], но и особо подчеркивает близость апостола к своему Учителю, именуя его «истинным другом», «великим наперсником», «возлюбленным учеником» и «таинником» Христовым[2]. Нам неизвестны причины, по которым Господь так выделил среди других апостолов этого юношу-рыбака, но мы знаем, какой благодарностью отозвался в сердце святого Иоанна призыв Господа, как он был предан своему Божественному Учителю и с какой трепетной любовью писал впоследствии «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» (1 Ин. 1:1). Своей пылкой девственной душой прилепился святой Иоанн к Спасителю, и уже навсегда остался верен Ему, разделяя с Учителем не только Фавор, но и Голгофу. Христианская Церковь видит в святом апостоле и евангелисте Иоанне «основателя богословия»[3] и представляет нам самый яркий пример того, каким должен быть истинный богослов. Богословие должно быть жизнью, а жизнь должна быть богословием. И совсем не для кабинетных ученых, но для каждого из нас, христиан. Не только студенты духовных учебных заведений, но каждый из нас призван быть богословом, каждый должен уметь сказать «слово о Боге» не от рассудочного знания, но от сердечного опыта. Таким и было богословие апостола Иоанна – богословием опытным, сердечным, основанным, прежде всего, на любви к Богу. В своем первом соборном послании и, особенно, в четвертой главе, отрывок из которой мы слышали сегодня, святой апостол Иоанн разворачивает настоящее богословие любви. Истинный богослов тот, кто любит Бога, а любит Бога тот, кто исполняет Его заповеди, как говорил об этом и Сам Спаситель во время Своей прощальной беседы с учениками (Ин. 14:21). «Кто соблюдает слово Его, - говорит ап. Иоанн, - в том истинно любовь Божия совершилась» (1 Ин. 2:5). При этом, для ап. Иоанна любовь к Богу не может не питать в нас и любви к ближнему: «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме» (1 Ин. 2:9). Нельзя прийти к Богу путем рассудочных манипуляций и экспериментов, ибо Его «никто никогда не видел», но только любящее сердце может познать Бога, потому что «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4:11,8). В любви к Богу нет нашей заслуги, «не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас» (1 Ин. 4:10). А поскольку Бог возлюбил нас прежде, то и мы должны любить друг друга. Живя в сегодняшнем мире, который отучает человека нести ответственность за сказанное слово, мы не замечаем, как в потоке информации не только блекнет, но и искажается смысл самых возвышенных слов. Животную похоть мы называем теперь любовью, а зубрежку конспектов с гордостью именуем богословием. Святой апостол Иоанн, к которому сегодня обращены наши взоры, своей жизнью и своими писаниями показывает, что такое истинное богословие и что такое настоящая Любовь. И два тысячелетия, отделяющие нас от ап. Иоанна, лишний раз подчеркивают непреходящую новизну и актуальность его богословия любви. «Апостоле Христов, евангелисте богослове, неизреченных таинник быв, премудрости неизглаголанная нам возгремел еси учения… Наперсник быв, и друг возлюблен, якоже Исаия велегласнейший и Моисей Боговидец, дерзновение имея к Богу, прилежно молися о душах наших»[4]. Использованная литература: 1) Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: РБО, 2007; 2) Библейская Энциклопедия Брокгауза под ред. Ф. Ринекера и Г. Майера. М., 1999; 3) Минея. Сентябрь. [1] Минея. 26 сентября. Малая вечерня. Стихиры на Господи воззвах. Слава, глас 2: «Апостолов верх...» [2] Там же. Малая вечерня. Стихиры на Господи воззвах. Глас 2: «Воистинну ты явился еси…». Стихиры на стиховне. Слава, глас 2: «Богослове девственниче…». Великая вечерня. Стихиры на стиховне. Слава, глас 6: «Апостоле Христов…» [3] Там же. Великая вечерня. Стихиры на Господи воззвах. Слава, глас 2: «Сына громова…» [4] Там же. Великая вечерня. Стихиры на стиховне. Слава, глас 6: «Апостоле Христов…». |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|