|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
О единстве и разобщенностиПроповедь, произнесенная в Покровском академическом храме за Всенощным бдением 6 октября 2012 года. 11 октября 2012 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Главнейшем событием во всем чудном Домостроительстве нашего спасения является Воскресение Христа. Воскресение Того, Кто создал человека по Своему образу, Того Кому покланяются ангелы и Кто соизволил унизиться до того, чтобы терпеть удары от Своего создания. Ради меня пошел на это Творец Вселенной – наш Бог чудес. Своим Живоносным Восстанием Господь собрал рассеянных чад Своих воедино[1]. Сбылись Его слова говорящие: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе»[2]. Перед Своими Крестными страданиями Богочеловек, дающий всем путь к воскресению, молился о единстве, истинно верующих в Него: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино»[3], - какие это прекрасные слова! Послушаем, что говорит божественный Павел о прекраснейшем единстве: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира»[4]. Важность единства осознавали святые мужи. Украшение святителей и похвала мучеников – славный Игнатий, прозванный Богоносцем, будучи схвачен и отправлен в Рим для казни писал о поместных церквах, хранящих истину: «Молюсь, чтобы в них было единение по плоти и духу во Иисусе Христе, вечной нашей жизни единение веры и любви, драгоценнее которой нет ничего… через это мы выдержим всякое насилие князя века сего, и, избежавши его, приблизимся к Богу»[5]. К сожалению, в современном мире единству нет места. Везде господствует разобщенность и разделение. Самое печальное – это разделение внутри православных христиан, которые должны быть объединены Богом. В Божественной Литургии есть такие замечательные слова: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг со другом во единаго Духа Святаго причастие». Но как может действовать Святой Дух объединяя, там, где человек своей волей создает разделение? Оно происходит от разного взгляда на одну и ту же проблему; христиане сами себя разделяют на неофитов и прихожан со стажем, на имеющих духовника более опытного и не имеющих такового, на богатых и бедных. И это не ново. Еще в начале христианской проповеди ап. Павел увещал Коринфскую общину, имеющую в себе разделения, говоря: «Все мы одним Духом крестились в одно тело…страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово»[6]. Отсутствие осознания своего единства во Христе с каждым, призванным Богом в Церковь через крещение; отсутствие осознания того, что все мы – единое тело, приводит к разобщенности, главный лозунг которой – каждый сам за себя. Живя с такой мыслью, человек в центр своей деятельности ставит себя – свое «Я». Он не замечает окружающих, их нужды, потребности и печали, а видит только себя. Других такой человек замечает, только если ему что-то надо, то есть из-за своих эгоистических побуждений. Вот и плоды разобщенности – в центре жизни не Христос, а наше самолюбие. Любовь охлаждается. Именно охлаждение любви, а не электронные паспорта, – признак последних времен[7]. Видя эти плоды – пусть никто не говорит: «Мы же такие разные, как мы можем быть едины», - ведь сказано Господом: «По плодам их узнаете их»[8]. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»[9], - учит ап. Павел. В мире же господствует разобщенность. Каждый сам за себя. Отчего же это? – Оттого, что нет в жизни Христа. Нет четкого ритма духовной жизни. Человек постоянно надеется на будущее и живет мыслью о нем. На работе, думает о ее конце; в течение недели, думает о выходных; стоя на богослужении, думает о делах, которыми будет заниматься после. Живя, таким образом, не в настоящем времени, человеку трудно бывает увидеть Бога, Который рядом именно сейчас. Зачем мне причащаться завтра, когда я это могу сделать на следующей недели или же на Пасху? – Такое рассуждение – яркий пример того, к чему приводит жизнь с надеждой на будущее. Не ценится настоящий момент. Не ценится дар Христа и, следовательно, Он сам. Зачем мне помогать кому-то сейчас, когда я могу это сделать потом? – Такое рассуждение показывает, как бег человека за будущим приводит к разобщенности. И какое же может быть единство между нами, когда вместо Христа в сердце либо гонка за будущим, которого может и не быть, либо наше самолюбие и гордость? Поэтому давайте искать Христа. Взыщем Бога, и Он услышит нас и избавит нас от всех скорбей[10]. Взыщем Бога, и живы будут души наши и восхвалят Господа[11]. Взыщем Бога, и тогда в Нем мы будем все едины. Чтобы найти Его посмотрим в настоящий момент вокруг себя, и если со вниманием и молитвой мы это сделаем, то Господь покажет: что и кому, и где, и как можно сделать, чтобы исполнить заповедь Его и приблизиться к Нему. «Да будет у нас одна молитва, одно прощение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной»[12]. Все мы как бы один храм Божий, как бы один жертвенник[13]. И если мы, будучи храмом Бога, разделимся внутри себя, разве примет Господь наши жертвы и молитвы? «Составим же все до одного хор, чтобы, согласно, настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, мы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы Он услышал нас, и по добрым делам нашим признал нас членами Своего Сына. Итак, полезно нам быть в невозмутимом единении между собою, чтобы всегда быть и в союзе с Богом»[14]. Аминь. Литература: 1. Библия. М., 2008. 2. Игнатий Богоносец, сщмч . Послание к ефесянам. 3. Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к магнезийцам. [1] Ин. 11:52. [2] Ин. 12:32. [3] Ин. 17:21. [4] Еф. 4:1-3. [5] Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к магнезийцам. Глава 1. [6] 1 Кор. 12: 13, 26-27. [7] Мф. 24:12. [8] Мф. 7:16. [9] Гал. 3: 27-28. [10] Пс. 33:5. [11] Пс. 118:175. [12] Адаптация: Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к магнезийцам. Глава 7. [13] Там же. [14] Адаптация: Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к ефесянам. Глава 4. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|