АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Школа преподобного Сергия Радонежского


Доклад, позвучавший на заседании секции XVI Всемирного Русского Народного Собора, посвященной преподобному Сергию Радонежскому 2 октября 2012 года.
03 октября 2012 г.

Здравствуйте, уважаемые участники  XVI Всемирного русского народного собора!

Я начну свое выступление с воспоминания видения, бывшего преподобному Сергию:

«Однажды в глубокий вечер, во время молитвы, великий чудотворец Сергий услышал голос, звавший его по имени. Сотворив молитву, он открыл окно и увидел необыкновенный свет с неба. «Сергий! — говорил голос, — Господь услышал молитву твою о чадах твоих». Чудотворец увидел множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжал: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим». Сергий в удивлении и радости позвал к себе своего ученика Симона, и тот застал еще чудное явление. Эти прекрасные птицы, порхавшие в Сергиевой обители и вокруг нее, изображали собой достойных учеников великого наставника. Одни из них до гроба оставались в обители своего отца, другие стали основателями монастырей вокруг престольного града, послуживших образцом благочестия для живущих в шуме мирской жизни; наконец, третьи удалились в непроходимые дебри севера и оттуда светили миру дивными подвигами и распространяли веру Христову[1].

Так передает пророчество о последователях преподобного Сергия автор Патерика Свято-Троицкой Сергиевой Лавры граф Михаил Толстой.

Преподобный Сергий со своею обителью и своими учениками был образцом и начинателем в оживлении монастырской жизни, «начальником и учителем всем монастырем, иже в Руси»[2], как называет его летописец. Его влияние не только вызвало возрождение киновии – общинножития - в русских монастырях, оно стало основанием и корнем великого древа монашества. Монастыри, основанные учениками преподобного или учениками его учеников, считались десятками, составляли почти четвертую часть всего числа новых монастырей в XIV и XV веке.

После своих двух монастырей – Троицкого и Киржачского – он основал еще несколько монастырей, во исполнение данных ему поручений и адресованных к нему просьб святого митрополита Алексия, великого князя Дмитрия Ивановича Донского и князя Серпуховского Владимира Андреевича. Все монастыри поставил если не в большом, то, по крайней мере, в некотором удалении от человеческих жилищ, и в них всех ввел общежитие, что составляло непременное условие строения им монастыря. Одновременно с ним и с его одобрения и благословения или уже после его смерти построили значительное количество монастырей, одинаковых с его монастырями, его ученики и собеседники. И довольно долгое время после него истинными монастырями считались в Московской Руси только монастыри его образца (типа), так что последующие основатели монастырей, желавшие, чтобы их монастыри были и считались настоящими монастырями, устраивали их по этому образцу.

Исполняя просьбу великого князя Дмитрия Ивановича преподобный Сергий построил два монастыря в Дубне, а так же Московский Симонов и Коломенский Голутвин.

По поручению князя Владимира Андреевича Серпуховского, а вместе и своего Радонежского князя Владимира Андреевича преподобный Сергий основал Серпуховский Высоцкий монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы.

Святому митрополиту Алексию преподобный Сергий помог построить Московский Андроников, или Андрониев, монастырь.

Традицию преподобного Сергия продолжили его ученики и собеседники при его жизни и после его смерти, построив общежитные монастыри, не только удаленные от мирских жилищ, но по большей части и прямо пустынные. Можно особенно выделить восмерых основателей монастырей, которые были учениками св. Сергия.

Трое из них — св. Павел († 1429), Сергий († 1412) и Сильвестр († 1379) — подвизались в Заволжье, в Обнорской волости Вологодской земли; они основали там три обители. Св. Павел Обнорский известен своим, особенно строгим житием. Еще до основания монастыря он три года прожил в дупле дерева. Скончался он в возрасте 112 лет. Четвертый ученик, св. Авраамий Галичский († после 1375 г.) основал четыре монастыря в окрестностях Галича (Костромская губерния). Еще один монастырь в Костромской земле был основан Никитой, тоже учеником Сергия. Основателем обители был и Иаков (Железноборский, † 1442), также ученик Сергия. В Московской земле два монастыря были основаны учениками Сергия: один — Мефодием († 1392), другой — Саввой Сторожевским.[3]

Другую группу составляют подвижники, которые не принадлежали к братии Троице-Сергиева монастыря, но находились в тесном духовном общении с преподобным Сергием, его «собеседники», то есть те, кто часто приходил к нему и следовал его советам.

Среди них надо упомянуть Стефана Махрищского († 1406), монаха Киево-Печерского монастыря, который около 1355 г. пришел к Сергию. Он основал две обители. Св. Димитрий из города Переяславля († 1392), прозванный Прилуцким, основал два общежительных монастыря к северу от Волги. Дионисий, архиепископ Суздальский († 1385), основав монастырь в Нижнем Новгороде, установил связь между этим городом и школой Сергия. Св. Стефан, епископ Пермский († 1396), самый знаменитый русский миссионер, подъявший великий христианский труд — просвещение языческих финских племен, воздвиг четыре обители в новообращенной земле.

Но самой яркой звездой в этом созвездии основателей монастырей сияет св. Кирилл Белозерский († 1427), создатель прославленного Кириллова монастыря на берегу Белого озера. Прп. Кирилл стал духовным отцом группы особо строгих подвижников, из которых позже, в конце XV и в 1-й половине XVI в., сформировалось особое течение в монашестве той эпохи — заволжское старчество, которое через св. Нила Сорского связано со святогорской и исихастской мистикой.

В заключение, мне хочется привести слова видного русского историка Василия Ключевского о значение прп. Сергия для русского народа и государства:

«Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, но имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное, и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя преподобного Сергия; это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания».[4]

Список использованной литературы:

1.      E. Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра”. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. URL: http://www.stsl.ru/lib/book7 (дата обращения 29.09.2012).

2.      Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / Сост., вступ. Ст. и примеч. В.А. Александрова. М.: Правда, 1991. 624 с.

3.     Игумен Даниил (Ишматов). Просветительская и педагогическая деятельность Преподобного Сергия Радонежского. М., Институт русской цивилизации, 2010. 175 с.

4.     М.В. Толстой. Патерик Свято-Троицкой Сергiевой Лавры или происхожденiе Северо-Восточнаго Русскаго иночества изъ обители преподобнаго отца нашего Сергiя Игумена Радонежского чудотворца. Г. Сергиев Посад, 1893г. 93 с.

5.     Троицкий патерик или сказания о святых угодниках Божиих, под блаодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. Г. Сергиев Посад, 2006г. 383 с.


[1] М.В. Толстой. Патерик Свято-Троицкой Сергiевой Лавры или происхожденiе Северо-Восточнаго Русскаго иночества изъ обители преподобнаго отца нашего Сергiя Игумена Радонежского чудотворца. Г. Сергиев Посад, 1893г. с. 22.

[2] Цит. по: E. Голубинский.Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра”. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. URL: http://www.stsl.ru/lib/book7 (дата обращения 29.09.2012).

[3] Троицкий патерик или сказания о святых угодниках Божиих, под блаодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. Г. Сергиев Посад, 2006г.

[4] Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / Сост., вступ. Ст. и примеч. В.А. Александрова. М.: Правда, 1991.  С. 95.

См.также:
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.