АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Мерная икона царя Алексея Михайловича из сокровищницы Московской Духовной Академии


04 сентября 2012 г.
Известный русский историк И. Е. Забелин, работая в  архиве Оружейной палаты, создаёт свой труд «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях»,[1] публикуя в нём ценнейшие сведения о царских указах, в которых говорится о написании мерных икон для царских детей. Лучшие иконописцы Оружейной палаты писали «мерные» или «родимые» образы на доске, которая передавала «долготу роста и ширину объёма»[2] новорождённого.

В собрании Музеев Московского Кремля находятся несколько мерных икон. Впервые, опираясь на описи Архангельского собора Московского Кремля, о них упоминает А. Лебедев в своей работе.[3]

К истории возникновения традиции написания мерных икон на материале трёх «родимых» икон рода Рюриковичей обращается искусствовед Т. Е. Самойлова.[4] Она возводит традицию к моменту написания иконы преподобного Иоанна Лествичника [иллюстрация 1], предположительно принадлежавшей старшему сыну Ивана Грозного, Ивану Ивановичу, самой ранней из сохранившихся мерных икон. Автору, проведя исследование, не удалось обнаружить «какой-либо достоверной информации о причинах и обстоятельствах, послуживших возникновению данной традиции».[5] Поэтому она выдвинула предположение о том, что традиция мерных икон входит в концепцию сакрализации царской власти, проводимой Иваном Грозным. Однако, невзирая на кажущуюся привлекательность данной гипотезы, на первый взгляд удачно входящей  в общеизвестную тему прославления царского рода, нам она представляется ошибочной.

На самом деле происхождение  мерных икон прозрачно и более естественно. Оно напрямую связано с материнской любовью – женщина, ставшая матерью, окружая новорождённого заботой, и понятным образом беспокоясь за его жизнь и здоровье, склонна к поиску защиты для своего чада. Мерная икона помимо своей прямой функции молитвы перед ней святому покровителю младенца, несёт в себе некую духовно-соматическую связь, подчёркивает идентичность  именно с определённым ребёнком, применительно к размерам тела, которого и создаётся пространство иконы. Это очевидное тождество органично подтверждается глубинным материнским инстинктом – с любовью запечатлеть внешними формами явление в мир нового человека через его фотографии, описания, записей детских афоризмов, через сохранение младенческих аксессуаров: локонов волос, клеёнчатых бирок из роддомов с указанием роста и веса малыша, серебряных ложечек «на первый зуб» и т.п. У верующей матери в этот список логично добавляется и  выражение её веры в то, что дитя рождается по благословению Божиему и имеет тем самым особую близость к  Богу, символами чего являются нательный крестик, иконка, крестильная рубашка.

Об этом может свидетельствовать эпизод из жизни  матери писателя А. КупринаЛюбови Алексеевны (в девичестве Кулунчаковой, ведущей своё происхождение от татарского князя Кулунчака). В воспоминаниях М. К. Куприной-Иорданской  отмечено: «В 1861 г. у Куприных родилась дочь Софья, в 1863 – Зинаида. За ними последовало трое мальчиков, но все они умерли в младенчестве. Как водится, супруги мечтали о сыне. «Когда я почувствовала, что вновь стала матерью, – рассказывала Любовь Алексеевна сыну и будущей невестке, Марии Карловне, – мне советовали обратиться к одному старцу, славившемуся своим благочестием и мудростью. Старец помолился со мной и затем спросил, когда я разрешусь от бремени. Я ответила – в августе. “Тогда ты назовешь сына Александром. Приготовь хорошую дубовую досточку, и, когда родится младенец, пускай художник изобразит на ней – точно по мерке новорожденного – образ святого Александра Невского. Потом ты освятишь образ и повесишь его над изголовьем ребенка. И святой  Александр Невский сохранит его тебе”». [6]

В собрании Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии[7] представлена мерная икона конца XVII в., изображающая святителя Алексия, митрополита Московского[иллюстрация 2].[8] Высказывалось мнение, что данная икона была написана для будущего царя Алексия Михайловича и на ней изображён его небесный покровитель.[9]

В ходе исследования  жизнеописания Алексея Михайловича, удалось выяснить, что его крестили в честь Алексия, человека Божьего (1629 г.)[10] и в собрании Музеев Московского Кремля сохранилась его мерная икона [иллюстрация 3].   Это приводит нас к заключению, что икона из собрания Церковно-археологического кабинета  не является «родимой» иконой царя Алексея Михайловича.

Исследуя данный экспонат, мы отмечаем некоторые важные детали. Так, размеры иконы (57х19 см) предполагают «богатырское» сложение новорождённого. В то время,  как размеры мерных икон из собрания Музеев Московского Кремля и Исторического музея в среднем 46х16 см.  Кроме того, на всех мерных иконах Рюриковичей и Романовых из Архангельского собора и царевен Милославских, сводных сестёр Петра I из Новодевичьего монастыря в верхней части в небесном сегменте изображена Троица Ветхозаветная, а на иконе из ЦАКа – Спас Эммануил. Характерным отличием является также отсутствие на образе из ЦАКа оклада и следов от его крепления, в то время как царские мерные иконы традиционно обрамлялись ризами. Учитывая, что традиция мерных икон существовала не только в царском доме, но и в княжеской среде, (это также подтверждается наличием в Русском Музее 2-х мерных икон князей Строгановых), мы можем предположить, что икона из собрания Церковно-археологического  принадлежала отпрыску одного из княжеских родов.

 


[1] Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в 16 и 17 столетиях. М. 1915. Ч. 2. С. 51.

[2] Там же. С. 51.

[3] Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М. 1880. С. 300.

[4] Самойлова Т.Е. К истории возникновения традиции написания мерных икон // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего Средневековья. XVI век. СПб. 2003. С. 360 – 366 (далее – Самойлова, 2003).

[5]  Самойлова, 2003.  С. 360.

[6] Куприна-Иорданская М.К. Годы молодости. М. 1966. С.  25.

[7] Суворова Е. Ю. История Церковно-археологического кабинета МДА. // Московская Духовная Академия. М. 2010. С. 54.

[8] КП-149, И-1, I а 554, 484.

[9] Моисеев А. От Византии до Палеха. Путеводитель по церковно-археологическому кабинету МДА. // Встреча. Сергиев Посад.  2000. № 3 (13). С. 32.

[10] «Почитание святого было особенно заметным в царствованиеАлексея Михайловича, небесным покровителем которого был Алексий человек Божий. В 1662 г. ко дню памяти святого был приурочен выпуск в свет 4-го издания Пролога, в послесловии к которому об Алексее Михайловиче говорилось как о подражателе Алексия человека Божиего. В правление Алексея Михайловича была написана и издана (1671-1674) служба Алексию человеку Божиему. (Зёрнова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI – XVII вв. М., 1958. № 339)». См.: Муравьёв А. В., Турилов А. А. Алексий, человек Божий. // Православная энциклопедия. Т. 2. С. 10.

Преподобный Иоанн Лествичник. Архангельский собор. 1554 гг.
Преподобный Иоанн Лествичник. Архангельский собор. 1554 гг.
Алексий, человек Божий. Архангельский собор МК. 1629 гг.
Алексий, человек Божий. Архангельский собор МК. 1629 гг.
Великомученик Димитрий Солунский. Архангельский собор. 1648 гг.
Великомученик Димитрий Солунский. Архангельский собор. 1648 гг.
Мученица Софья, принадлежала дочери Алексея Михайловича Романова, сестре Петра I, 1657 гг.
Мученица Софья, принадлежала дочери Алексея Михайловича Романова, сестре Петра I, 1657 гг.
Преподобная Евдокия, принадлежала княгине Евдокии Алексеевне Милославской. 2 пол. XVII вв.
Преподобная Евдокия, принадлежала княгине Евдокии Алексеевне Милославской. 2 пол. XVII вв.
См.также:
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.