|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
История Иоанно-Предтеченского монастыря г. Москвы с 1856 по 2011 гг.Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия. Научный руководитель профессор А.К. Светозарский. Защита состоялась 27 июня 2012 года. 14 августа 2012 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Историю Русской Православной Церкви невозможно представить без истории монастырей России, которые в течение многих веков являлись источниками духовных и культурных ценностей русского народа. Однако история русского, особенно женского, монашества еще недостаточно изучена. Это во многом связано с трагическими событиями 1917 года и последовавшими вслед за этим гонениями на Русскую Православную Церковь. Особенная ненависть безбожной власти была направлена на православное монашество: монастыри закрывались и осквернялись, монахи и монахини изгонялись из монастырей, преследуемые новой властью как «чуждый», «враждебный» элемент, как носитель и выразитель религиозных устремлений русского народа. Скитания, ссылки, мученичество за православную веру стало уделом русского православного монашества. История русского государства, Русской Православной Церкви и русского монашества переписывалась заново, тенденциозно и в угоду государственного заказа новой власти. Вследствие такой политики из исторической науки выпал целый пласт – история Церкви, без которого, однако, невозможно осмыслить отечественную историю. Сегодня, как никогда, российский народ нуждается в правдивой истории Церкви. Без знания своих корней и истоков, без понимания и осмысления самых важных страниц своего прошлого, которые неотделимы от истории Русской Православной Церкви, менталитет нашего народа не может возродиться, а история церкви неотделима от истории монашества. В этой истории период середины XIX – начала XX веков, вплоть до октябрьского переворота, представляется автору одним из интереснейших. Это время можно назвать временем расцвета русского женского монашества. Так, если по Монастырским штатам 1764 года для 226 штатных монастырей было установлено 5105 монахов и монахинь[1], то к 1840 году число монахов и монахинь выросло до 15251 (включая послушников и послушниц), а через 50 лет, к 1890 году – до 40286 человек (12712 монахов и 27574 монахинь, с послушниками и послушницами). В 1907 году в мужских монастырях насчитывалось уже 24144 насельника (включая послушников), а в женских — 65989 насельниц (включая послушниц), а количество монастырей составляло 970 (522 мужских и 448 женских)[2]. Особенно стремительно росло число монахинь, что объясняется подъемом аскетических настроений у русских женщин в XIX веке на фоне общего подъема религиозности народа, с одной стороны, под влиянием русского старчества, а с другой – под влиянием общего улучшения состояния монастырей после их развала в XVIII столетии – теперь монастыри и монашеская жизнь снова стали соответствовать народному представлению о благочестии. Важным обстоятельством явилась и отмена крепостного права в 1861 году, что позволило крестьянам свободно распоряжаться своей судьбой[3]. История русских женских монастырей и происходившие в них изменения по преобразованию монастырской жизни на общежительных началах до настоящего времени вполне не изучена и заслуживает особого внимания со стороны церковных историков. В данной диссертационной работе автором предпринята попытка рассмотреть в этом русле историю Московского Ивановского общежительного женского монастыря и его роли в становлении женского общежительного монашества. Объектом исследования настоящей диссертационной работы является Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь как целостный историко-культурный феномен, внутренняя жизнь которого подчиняется законам духовного развития по плану Божественного домостроительства, осуществляющий, однако, свою миссию в окружающем внешнем мире и взаимодействующий с ним. Целью исследования является комплексное изучение исторического пути Московского Иоанно-Предтеченского женского монастыря от начала его возобновления в 1856 году по настоящее время и определение места и роли Московского Иоанно-Предтеченского женского монастыря в истории Русской Православной Церкви, в частности, в истории русского женского православного монашества и церковной жизни города Москвы. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи: 1. Выделить основные этапы развития историографии Ивановского монастыря, проблемы и специфику ее источниковедческой базы. 2. провести анализ источников по истории Ивановского монастыря с учетом, как известных ранее, так и выявленных в ходе исследования. 3. Проанализировать основные этапы истории Иоанно-Предтеченского монастыря и его роли в истории русского женского православного монашества и церковной жизни Москвы, определяя эти этапы следующими временными рамками: - от начала возобновления обители в 1856 году и возобновления монашеской жизни в ней в 1879 году – до октябрьского переворота 1917 года. Ивановский монастырь как первый женский общежительный монастырь в городе Москве и его влияние на развитие общежительных монастырей в Московской епархии. - 1917 – 1927 годы. Изменение в жизни монастыря в годы становления советской власти до официального закрытия монастыря. - 1927 – 1931 годы. Продолжение существования монашеской общины Ивановского монастыря на бывшем монастырском хуторе. - 1931 – 1967 годы. Продолжение монашеской традиции сестрами бывшего Ивановского монастыря. - 1990 – 2011 годы. Возобновление монашеской жизни в Иоанно-Предтеченском монастыре. 4. Рассмотреть судьбу монастырского архитектурного комплекса после официального закрытия монастыря и прекращения монашеской жизни в нем. 5. Выявить роль и место Иоанно-Предтеченского монастыря в процессе расцветы и взлета русского женского православного монашества на рубеже конца XIX – начала XX века, в период гонений советской власти на Русскую Православную Церковь и перспективы возрождающейся Иоанно-Предтеченской обители. Новизна данного исследования заключается в том, что - в работе впервые приводится систематическое описание истории Иоанно-Предтеченского монастыря от начала его возобновления в 1856 году до настоящего времени; - впервые прослеживается роль и место Иоанно-Предтеченского монастыря и его насельниц в становлении русского женского общежительного монашества. - впервые в научный оборот вводятся не использовавшиеся архивные документы, в том числе из ранее закрытых для исследователей архивов, касающиеся жизни монастырской общины после официального закрытия монастыря и следственные дела священнослужителей и монахинь бывшего Ивановского монастыря. Хронологические рамки исследования охватывают период от второй половины XIX и начала XX веков до начала XXI века (2011 год) с расширением этого периода краткой исторической ретроспективой Иоанно-Предтеченского монастыря от начала его существования в конце XV века. Методологическую основу данного исследования определяют принципы исторического и диалектического подхода к анализу феномена русского православного монастыря во всей целостности, как его внутренней жизни, так и взаимодействия с внешним миром. В работе использовался как историко-хронологический, так и феноменологический методы исследования, которые позволили рассмотреть динамику развития Иоанно-Предтеченского монастыря, как целостного историко-культурного явления. Характер работы обусловил также необходимость междисциплинарного подхода, основанного на тщательном изучении как письменных, так и архитектурно-археологических источников, что дало возможность исследовать проблему комплексно, с привлечением архивных изысканий и использованием достижений отечественной истории, историографии, источниковедения. Степень разработанности проблемы. По историографии представленной темы можно найти довольно разрозненный материал от литературы справочного и просветительского характера до более разработанных исследований, охватывающих различные периоды в истории монастыря, однако заметим, что, исчерпывающего научного исследования по этой теме не проводилось. В дореволюционный период первым крупным историческим трудом, выделившим историю монастырей в русле истории церкви в специальную тему стала «История российской иерархии» архим. Амвросия (Орнатского)[4], 6 томов из 7 которой (1807-1815 гг.), были посвящены истории монастыря в России: общий очерк и маленькие очерки-монографии о каждой обители в алфавитном порядке. История Московского Ивановского монастырякратко излагалась в 4-м томе[5]. По мнению Л. А. Беляева[6] именно этим фундаментальным трудом был задан определенный подход к описанию истории монастырей, который нашел свое отражение в трудах церковных историков XIX в. Заключался этот подход в «достаточно формальном, почти справочном сведении вместе накопленных информаций по каждому отдельно взятому монастырю», распределение же монастырей по группам и «размещение их внутри труда подчинялось какому-нибудь внешнему признаку: хронологическому, топографическому, регламентному»[7]. Однако уже с середины XIX века история монастыря стала выделяться в отдельную тему исследования, появляется справочная литература, посвященная именно истории монастырей. Так справочник П.М. Строева «Списки иерархов и настоятелей российской Церкви»[8] (1877 г.), составленный на материалах обширных архивных исследований, содержал краткие исторические сведения о Российских монастырях, в частности о Московском Иоанно-Предтеченском женском монастыре. По документам Патриаршего приказа был составлен содержащий много нового исторического материала первый «общемонастырский» справочник А. В. Ратшина «Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах России»[9] (1852 г.). Особого упоминания заслуживает трехтомный труд B. В. Зверинского «Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи»[10], который, по мнению историков[11], являлся на то время фактически «предельным достижением», но и «до сих пор служит рабочим инструментом»[12] исследователей истории монастырей. Данные Зверинского были дополнены позднейшими сведениями в работе JI. И. Денисова «Православные монастыри Российской Империи»[13], (1908 г.) предпринявшего попытку создания типологии монастырей. Во всех этих изданиях Ивановский монастырь упоминается как один из множества московских монастырей, поэтому и представленные сведения о нем предельно краткие и самые известные: данные о времени основания, названия храмов и приделов, сведения о пожарах в монастыре и о связанных с историей монастыря персоналиях. В «Материалах для истории, археологии и статистики города Москвы»[14](1884 г.) И. Е. Забелина по Ивановскому монастырю приводятся выписки из архивных документов Патриаршего приказа и приказа Монастырских дел от 1628 до 1733 год включительно. Можно сказать, что в определенном смысле традиция справочной литературы в описании истории монастырей, которая была практически утрачена после октябрьского переворота за годы советской власти, была продолжена не профессионалами, примером чему служит 4-х томная работа П. Паламарчука «Сорок сороков»[15], содержащая разделы, посвященные монастырям Москвы. Однако, что данная работа содержит ряд фактических неточностей, во всяком случае, в разделе, касающемся истории Иоанно-Предтеченского монастыря (с. 184, 188, 3-е изд., 2003 г.). К 40-м годам XIX века в исторической литературе получила развитие монографическая традиция исследования жизни монастырей, под которой понимается «практика создания многочисленных отдельных очерков» [16], выполненных в форме монографий.Эти работы составляли в то время «основу литературы по истории монастырей Москвы и вообще ее древних памятников»[17]. Информационную основу таких монографий составляли материалы храмовых или монастырских архивов, дополненные сведениями, взятыми из общих доступных трудов по истории церкви из опубликованных источников; эта основа дополнялась описанием современного состояния, внешнего вида, архитектурных особенностей, древностей, хранящихся в ризнице, рукописей и книг. Поскольку многие документы и древности, использовавшиеся для написания таких очерков, впоследствии оказались безвозвратно утерянными, а фиксируемая ситуация коренным образом изменилась, монографические очерки обладают для современного исследователя качеством очень важного источника. Отметим также, что монографические очерки, освещавшие историю храмов и монастырей, писались не только историками – профессионалами, но и священнослужителями этих храмов и монастырей. Что касается истории Московского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, то его историческому пути было посвящен ряд монографий. Истории монастыря от его основания до закрытия в 1813 году – статья М. Мартынова «Ивановский монастырь в Москве»[18] в «Русской старине» за 1850 год, брошюра Снегирева И. М. «Ивановский монастырь в Москве»[19], вышедшая в издании «Русские достопамятности» в 1862 году и переиздававшаяся затем в 1863, 1864, 1877 и 1883 годах, где уже сообщалось, что по ходатайству митрополита Филарета в 1859 году император Александр II утвердил план восстановления обители. К открытию обители в 1879 году было приурочено издание книги священника Василия Руднева «Обновление Московского Ивановского монастыря»[20] (1879 г.), ценностью которой является то, что в ней дается подробнейшее описание истории восстановления обители, записанное автором со слов М. А. Мазуриной – душеприказчицы благотворительницы обители Е. А. Макаровой-Зубачевой, средствами которой был возобновлен монастырь. Самым полным историческим описанием Ивановского монастыря явился «Краткий исторический очерк Московского Ивановского девичьего монастыря»[21] (1882 г.) историка Ивана Федоровича Токмакова, которым к исследованию монастыря был привлечен широкий круг источников и литературы, при этом автор останавливается и на новейшей истории монастыря, рассказывая о судьбе ее завещательницы и о строительстве монастыря. Однако в целом приведенные исследования носят научно-популярный и компилятивный характер, каждый из авторов опирался на предшествующие работы, некоторые отрывки дословно повторяются в разных работах. Для советской историографии был характерен классовый, односторонний и зачастую тенденциозный подход к истории церкви и монастырей, что особенно ярко проявлялось в ближайшие послереволюционные десятилетия. Из исследования «выпало» большинство проблем церковной культуры и истории духовной жизни вообще. Ни о каком целостном, комплексном подходе к изучению истории и жизни русских монастырей говорить не приходилось. Однако в конце 80-х годов XX века, когда в российском обществе происходила переоценка недалекого прошлого нашей страны, возрос и интерес к истории нашей столицы. Для постсоветского периода стало характерным появление множества научно-популярных работ по истории русских монастырей, написанных преимущественно в краеведческом ключе. Так издательством «Московский рабочий» было выпущен ряд книг по истории и архитектуре г. Москвы. Среди них книги «Москва от центра до окраин»[22]Ф.Л. Курлата (1989 г.), «Кольца и радиусы Москвы»[23] Э. Двинского (1986 г.), «Из истории московских переулков»[24] С. Романюка (1988 г.), переиздававшейся в 2000, 2003 годах. Исследования этих историков-публицистов носят общий характер, но в каждом из них упоминается Ивановский монастырь, говорится о его судьбе до и после революции. Краткие сведения о истории Ивановского монастыря содержатся также в статьях А. Шмаро[25] в историко-краеведческом альманахе Куранты за 1988 год и Молодцовой Т. И.[26] в Московском журнале №7 за 1992 год. В книге Ю. Н. Буракова «Под сенью монастырей московских»[27](1991 г.), посвященной истории монастырей Москвы, автор описывает наиболее известные московские обители, среди которых и Ивановский монастырь. Однако приводимая в книге информация по истории Ивановского монастыря повторяет в основном работы уже упоминаемых авторов XIX века с добавлением сведений об истории обители после событий 1917 года. В работе имеется библиография, но, к сожалению, отсутствуют ссылки. Современный этап в изучении истории монастырей в отечественной историографии характеризуется возросшим в последние годы интересом к вопросам истории церкви. Появился ряд научных сборников и публикаций, посвященных роли монастырей в истории России и перспективам их развития, при этом в изучении монастырей наметился комплексный подход, стремление оценить роль монастырей, как в жизни православной Церкви, так и в общественно-политической и культурной жизни общества. Исходным положением для многих исследователей стало убеждение в том, что монастыри, «удаленные от мира и в то же время органично связанные с жизнью округи, организовывали ее в самых разных областях и отношениях как материальных, так и духовных»[28]. Возрос интерес и к истории женского монашества. Так за последнее время появился ряд интересных работ по этой теме. Отметим среди них кандидатские диссертации Кириченко О. В. «Женское православное подвижничество в России (XIX - середина XX века)»[29] (2010 г.), Курышовой Л. В. «Женские монастыри России: своеобразие культурных традиций: на примере монастырей Волгоградской области»[30] (2010 г.), Балашовой Т. В. «Московские монастыри в социо-культурной среде столичного города второй половины XIX - начала XX века»[31] (2007 г.). История женского монашества рассматривается в статьях Е. Емченко «Женские монастыри в России»[32], Фирсова С. Л. «Православное монашество в эпоху императора Николая II»[33], прот. Максима Козлова «Святитель Филарет (Дроздов) и его отношение к женскому монашеству»[34]. Истории женского монашества в советское время посвящена статья Кириченко О. В. «Православное женское монашество в советское время»[35]. Однако происходившее в конце XIX – начале XX веков изменения в жизни женских монастырей (по преобразованию их в общежительные) - ещё ожидают своего детального исследования. Что касается Иоано-Предтеченского монастыря, возрождение в нем монашеской жизни в 90-х годах XX века обусловило повышенный интерес и к более полному изучению его истории, что, несомненно, важно как для насельниц монастыря и его прихожан, так и для верующих людей нашей столицы и паломников, приезжающих помолиться в обитель святого Предтечи со всех концов нашей страны. В связи с этим попытка изложить заново историю Ивановского монастыря и храмов Ивановской горки и Кулишек предпринята в 2005 году в книге «Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь: страницы истории»[36], изданной Иоанно-Предтеченским монастырем. Исследователями была проведена серьезная работа и переработан большой материал, в том числе архивный, по истории монастыря со времени основания до его закрытия и в дальнейшем до прекращения существования монашеской общины, а также представлены материалы новейшей истории монастыря – от его возобновления в 1990 году. Эта работа публицистического характера и рассчитана скорее на удовлетворение интереса к истории монастыря прихожан, паломников, широкого круга общественности. Более серьезное исследование по теме представлено в сборнике «Церковная археология Москвы: храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек»[37](2006 г.) под общей редакцией А. Л. Баталова, в которой раздел, посвященный истории Ивановского монастыря от его основания до закрытия в 1917 году написан А. Л. Баталовым[38], а история репрессий после 1917 года – Л. А. Головковой[39]. В задачу авторов этого сборника входило «воссоздание картины церковной жизни прошлого»[40]. Авторы сборника продолжают прерванную после октябрьского переворота традицию изучения истории Москвы в русле церковной археологии, т.е. изучения истории приходских церквей и монастырей, существовавших в них благочестивых обычаев и находившихся в них святынь, - т. е. всего того, из чего складывался многообразный московский мир. Сборник, и в частности раздел о Иоанно-Предтеченском монастыре, составлен с привлечением архивных материалов, свидетельств историков, но, к сожалению, не снабжен библиографией, хотя ссылки на источники даются в сносках в самой работе. Кроме того, по некоторым вопросам, представляющим «темные пятна» в истории Ивановского монастыря выражается личное мнение автора, не всегда подкрепленное документами, а, следовательно, являющееся лишь гипотезой. Таким образом, становится очевидным, что необходимость строго научного, комплексного и целостного исследования истории одной из древнейших обителей Москвы Московского Иоанно-Предтеченского женского монастыря давно назрела, что и побудило автора данной диссертационной работы заняться этой проблемой. Источниковая база исследования. В работе использован широкий круг источников, которые условно можно разделить на несколько групп: источники официального характера, делопроизводственная документация, периодическая печать, мемуарная литература и популярные издания второй половины XIX - начала XX веков, посвященные Ивановскому монастырю. 1. Первую группу составляют источники официального характера: Полное собрание законов Российской империи (Собр.1) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. Выходы государей царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича, Феодора Алексиевича всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 гг.)/ Под ред. П. Строева. Дополнения к Актам Историческим. Акты Археографической экспедиции. Дополнения к Дворцовым разрядам. 2. Второй тип использованных источников составляют делопроизводственные документы Московского Ивановского женского монастыря, Московской духовной консистории, различных государственных учреждений и органов: Документы из Центрального исторического архива г. Москвы (ЦИАМ): - Ф. 1179 Московского Ивановского II класса общежительного девичьего монастыря содержит документы по новому периоду жизни Московского Ивановского монастыря с середины XIX века по 1916 год, - Ф. 203 Московской Духовной Консистории содержит документы, относящиеся к Московскому Ивановскому монастырю: Оп. 241 – охватывает период с середины XVIII до начала XIX вв., когда монастырь пострадал от французов, Оп. 766 – содержит клировые и исповедные ведомости с начала XIX века по 1913 год включительно, - Ф. 54 – содержит документы, относящиеся к периоду возобновления Ивановского монастыря с конца XIX до начала XX века; Центрального государственного архива Московской области (ЦГАМО): Ф. 66 содержит документы, относящиеся к периоду жизни Ивановского монастыря от 1917 года до его ликвидации в 1927 году; Российского государственного архива древних актов (РГАДА): Ф.1468 – содержит документы, относящиеся ко времени возобновления Ивановского монастыря в конце XIX века, - Ф. 1183 – содержит документы по Ивановскому монастырю середины XVIII века; Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ): - Ф. 353 – содержит документы, относящиеся к Ивановскому монастырю в период закрытия монастыря после прихода к власти большевиков, - Ф. 10035 – содержит документы по делу монахинь бывшего Ивановского монастыря в 30-е годы XX века; Российского государственного исторического архива (РГИА): - Ф.796 – содержит документы XVIII века, в т.ч. дело по преобразованию Ивановского монастыря в дом презрения для вдовиц и сирот при Елизавете Петровне за 1761год. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО): - Ф. 173 - содержит ведомости о монашествующих и послужные списки Оренбургского Покровского Свято-Троицкого женского монастыря начала XX века. Центрального архива Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ЦА ФСБ РФ) , в котором содержатся следственные дела, связанные с гонениями на Русскую Православную Церковь в XX веке. Проектно-планировочная документация, относящаяся к Московскому Ивановскому монастырю содержится в Центральном архиве научно-технической документации г. Москвы: - Ф. 1 Управления московского губернского инженера содержит в планы Ивановского монастыря 1824, 1864, 1881годов (Мясницкая часть, Д. 423), - Ф. 49 – содержит документацию Управления по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2», проводившего историко-архитектурное обследование комплекса зданий Ивановского монастыря с 1983 по 1990-е годы. Анализ информационного обеспечения научной работы привел к следующим результатам: - в количественном соотношении имеющейся документации по московским монастырям в федеральных, муниципальных архивах, музеях, библиотеках г. Москвы имеем следующее: максимальный суммарный состав фондов, относящийся к Донскому монастырю, составляет 8290 дел, минимальный суммарный состав дел, относящихся к Андреевскому, Крестовоздвиженскому и Зачатьевскому монастырям, составляет соответственно 3, 3, и 7 дел. Иоанно-Предтеченский женский монастырь имеет в фондах 264 дела[41]. Можно говорить о среднем обеспечении историческими, документально зафиксированными фактами жизни обители. В данной работе не представляется возможным проанализировать, хотя бы в количественном составе, состояние дел в фондах ФСБ РФ, только фрагментарно. - О хронологическом распределении документации, относящейся к Ивановскому монастырю можно сказать следующее: наилучшее обеспечение имеет рассматриваемый в данной работе период 1856 - 1927 годы (до время выселения монашествующих). По поводу сохранности документов за период от момента возникновения обители до закрытия монастыря в 1813 году исследователь Гарькавая Г. П. пишет, что история архива Иоанно-Предтеченского монастыря оказалась исключительно трагической. Обитель была практически уничтожена в Смутное время, в ХVIII веке, в 1701, 1737 и в 1748 годах трижды была опустошена огнем, в Отечественную войну 1812 года монастырь был разграблен и сожжен, уцелел только собор, самое ценное было вывезено в Вологду; сестры, покинув Москву, находились в монастыре в Хотькове. Судьба обители была решена: закрыть и расформировать. «Эти перипетии определили судьбу монастырского архива: он подвергся редкостному для нового времени рассеиванию» [42]. Отметим, что все эти обстоятельства усложняют рассмотрение истории древней московской обители в ее целостности. 3. В работе использовались также материалы периодических изданий, в частности: - периодическое издание трудов Общества истории и древностей Российских при МГУ «Чтения в Обществе истории и древностей Российских» («Чтения ОИДР»); - Журнала «Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения»; - Журнала «Московские церковные ведомости»; - Журнала «Оренбургские епархиальные ведомости»; - Журнала «Душеполезное чтение»; - Историко-литературного журнала «Русский архив»; - Литературно-исторического альманаха «Русская старина». 4. Источники личного происхождения, в частности воспоминания, дневники, письма содержат разнообразный материал по истории женского монашества и монастырей Москвы. Так мемуары церковных иерархов и настоятелей монастырей и содержат много ценных сведений по управлению монастырями и монастырскому быту, дают представления о воззрениях, характерных для монашеской среды рассматриваемой эпохи. Это и письма святителя Филарета (Дроздова)[43], и воспоминания преподобного Пимена Угрешского, в то время – настоятеля Николо-Угрешского монастыря, благочинного общежительных монастырей Московской епархии и председателя Комиссии по устройству Ивановского монастыря[44], и воспоминания настоятельницы общежительного Аносина монастыря Московской губернии и Страстного монастыря Москвы игуменьи Евгении (Озеровой), которая, была дочерью московского сенатора, но в монастыре прошла путь от послушницы до настоятельницы и была прекрасно знакома со всеми сторонами монастырской жизни. «Памятные записки игумении Евгении (Озеровой)»[45] и «Страницы из неопубликованного дневника игумении Евгении (Озеровой)»[46] передают разницу жизни двух обителей, в которых существовали два различных устава. К особой категории воспоминаний, использовавшихся в данной работе, следует отнести воспоминания, записанные со слов людей, связанных с последними Ивановскими сестрами и лично знавшими их, и воспоминания людей, принимавших непосредственное участие в возрождении монашеской жизни в Ивановском монастыре в 90-х годах XX века – первом десятилетии XXI века. Это воспоминания монахини Марфы (Анны Николаевны Большевой, 1931 года рождения), бывшей прихожанкой Владимирского храма села Виноградово, где подвизались последние Ивановские сестры, с 1950 года, а ныне – насельницей старческого дома при Ивановском монастыре в п. Остров. Особый интерес представляют также воспоминания первой насельницы возрожденного монастыря Екатерины Ростковской (ныне монахини Софии), поселившейся в часовне святого Иоанна Предтечи в 1991году, когда оттуда еще не выехали сотрудники и рабочие государственных учреждений. Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем впервые: - приводится полное систематическое описание истории Московского женского Иоанно-Предтеченского монастыря от начала его возобновления в 1856 году до настоящего времени как целостного историко-культурного феномена, - проанализирована роль и место Московского женского Иоанно-Предтеченского монастыря в истории русского женского православного монашества и церковной жизни Москвы. - вводятся в научный оборот не использовавшиеся архивные документы, в том числе из ранее закрытых для исследователей архивов, касающиеся жизни монастырской общины после официального закрытия монастыря и следственные дела священнослужителей и монахинь бывшего Ивановского монастыря. Практическая значимость исследования определяется насущной необходимостью в положительном опыте, столь необходимом для современных возрождающихся женских монашеских обителей, который можно извлечь из истории возобновления Московского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, становления монашеской жизни в нем и трансляции опыта общежительной монашеской жизни сестрами этой обители. Апробация. Текст диссертации обсуждался на заседании кафедры церковной истории Московской Духовной Академии (15 мая 2012 г.) и был рекомендован к защите. Некоторые положения диссертации были изложены в статье «Московский Ивановский женский общежительный второклассный монастырь и его влияние на преобразование монашеской жизни в женских монастырях Московской епархии на началах общежития в конце XIX – начале XX вв.»[47], опубликованной на сайте Кафедры Церковной Истории Московской Православной Духовной Академии. Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и 25 приложения. Общий объем диссертационной работы включает 213 страниц. Библиографический список включает 159 наименований. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введенииобоснована актуальность темы, показана ее теоретическая и практическая значимость и степень ее разработанности, сформулированы цели, задачи, объект и предмет исследования, обозначен методологический инструментарий, применяемый в работе, охарактеризована теоретическая база и круг использованных источников, дана характеристика научной новизны работы. В первой главе («Краткая история Московского Ивановского девичьего монастыря, на Кулишках от его основания до упразднения в 1813 году») дается краткое описание истории Иоанно-Предтеченского женского второклассного общежительного монастыря от его основания до упразднения в 1813году. Во второй главе («История Московского Ивановского общежительного женского второклассного монастыря от начала его возобновления в 1856 году до 1967 года»), которая состоит из пяти параграфов, рассматривается история обители от начала возобновления в 1856 году до 1967 года – времени ухода из жизни последней из Ивановских сестер. В первом параграфе («Начало возобновления обители: 1856-1879 годы») рассматриваются события, предшествовавшие возобновлению монашеской жизни в Иоанно-Предтеченском женском монастыре: решение Е. А. Макаровой-Зубачевой об устроении в г. Москве женской общежительной обители в зданиях упраздненного Ивановского монастыря, непосредственное участие святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, в деле возрождения обители, роль душеприказчицы Е. А. Макаровой-Зубачевой, М. А. Мазуриной, в деле восстановления Ивановского монастыря. Второй параграф («От возобновления монашеской жизни до духовного процветания обители: 1879 – 1917 годы») посвящен собственно устроению общежительной монашеской жизни в возрожденной обители. Обращается особое внимание на то, что источником для создания монашеской общины Ивановского монастыря послужил общежительный Борисоглебский Аносин монастырь и то, какую роль придавал этому преподобный Пимен (Мясников), как председатель Комиссии по устройству Ивановского монастыря и благочинный Московских монастырей. Рассматривается роль устава, составленного для Ивановского монастыря, как общежительного, святителем Филаретом, в организации как внутренней, так и внешней жизни обители. Анализируются количественные показатели роста монашествующих в Иоанно-Предтеченском монастыре в конце XIX – начале XX века и изменения социально и возрастного состава монахинь и послушниц монастыря и их причины. Уделяется внимание общественно-благотворительной деятельности Ивановского монастыря. Третий параграф («Плоды общежития») посвящен рассмотрению роли и места Московского Иоанно-Предтеченского женского общежительного монастыря в церковной жизни г. Москвы и его значению в истории Русской Православной Церкви. Анализируется состояние женского монашества в Московской епархии от времени управления ею митрополитом Филаретом до начала XX века и пути перехода к общежительной монашеской жизни. Подчеркивается, что Московский Ивановский женский монастырь стал первым в ряду новоучрежденных на основе общежительного устава женских монастырей Московской епархии и первым, и притом единственным, общежительным женским монастырем города Москвы в конце XIX– начале XX века, и рассматривается его роль в процессе преобразования монашеской жизни на общежительных началах, как в Московской епархии, так и за ее пределами. В результате проведенных исследований было выявлено, что Ивановский монастырь послужил центром распространения и передачи опыта общежительной монашеской жизни, передаваемого игуменьями, сестрами и послушницами Ивановского монастыря при переводе их в другие обители. По сути этот небольшой второклассный монастырь стал школой общежительной жизни для московских женских обителей, что, несомненно, способствовало распространению общежития среди женских обителей Москвы и Московской епархии. Четвертый параграф («Годы репрессий 1917 – 1927: до прекращения монашеской жизни в стенах монастыря и передачи зданий монастырских храмов госучреждениям») включает в себя три пункта. В пункте первом(«История закрытия монастыря: 1917 – 1927 годы») на основе большого количества архивных документов подробно рассматриваются события, происшедшие в жизни Иоанно-Предтеченского монастыря после октябрьского переворота 1917 года: закрытие большевиками обители и использование ее зданий под концентрационный лагерь, который был одним из первых концентрационных лагерей, созданный новой властью в Москве; борьба приходской общины Ивановского монастыря, состоявшей из оставшихся в упраздненном монастыре сестер и прихожан за право на существование и совершение богослужений в монастырских храмах, принятие решения об окончательном выселении монахинь и борьба различных учреждений за помещения Ивановского монастыря. В пункте втором(«Ивановский Исправдом на Солянке») рассматривается история Ивановского концентрационного лагеря, именовавшегося Московским Ивановским Исправдомом на Солянке, и прослеживается судьба его заключенных. В ходе исследований было выявлено, что среди узников Ивановского Исправдома, были и представители духовенства. В результате поисковой работы удалось выяснить, что в разное время там находились в заключении: протоиерей Павел Васильевич Лепехин, 1880 г. рождения, настоятель церкви святителя Николая в Хамовниках, протоиерей Павел Иванович Виноградов, 1874 г. рождения, настоятель Андреевского собора г. Кронштадта, духовное чадо святого праведного Иоанна Кронштадтского, протоиерей Николай Михайлович Михайловский, 1865 г. рождения, настоятель Богоявленского храма г. Дорогомилова Московской области, священник Николай Николаевич Соловьев, 1868 г. рождения, проходивший служение в с. Никандрово Боровического уезда Новгородской губернии, в Ивановском концлагере находился в заключении князь Аникита Андреевич Ширинский-Шихматов (Шахматов), 1896 г. рождения, впоследствии иеромонах Никола. В филиале Ивановского лагеря, который назывался Ордынским концентрационным лагерем в 1920 году находился осужденный на заключение в Соловецкий лагерь «до окончания гражданской войны» священномученик митрополит Кирилл (Смирнов), отсюда же он ходатайствовал об отмене его перевода на Соловки и получил отказ. Из Ивановского лагеря митрополит Кирилл был отправлен в Таганскую тюрьму, где он находился до января 1921 года, а затем был освобожден по амнистии. Пункт третий («Судьба монастырских священников») посвящен рассмотрению жизненного пути священников Ивановского монастыря: священномученика протоиерея Алексея Скворцова и священника Иосифа Будиловича после закрытия монастырских храмов, выселения монахинь и ликвидации приходской общины. В ходе исследовательской работы удалось также выяснить, непосредственное отношение к Ивановскому монастырю имеет и священномученик протоиерей Владимир Смирнов, который состоял священником церкви святого преподобного Сергия Радонежского и законоучителем церковно-приходской школы на хуторе Чернецово Московского Ивановского монастыря с 1907 по 1922 годы, и, также как священномученик Алексей Скворцов, может почитаться в ряду святых этой обители. Пятый параграф («Судьба монахинь после закрытия монастыря») посвящен судьбе монахинь Московского Иоанно-Предтеченского монастыря, выселенных из стен обители в начале 1927 года включает в себя два пункта. В пункте первом («Жизнь на хуторе Чернецово: 1927 – 1931 годы») описываются события с 1927 по 1931 годы, когда изгнанные из обители монахини поселились на монастырском хуторе Чернецово, здесь они вели хозяйство и окормлялись у схиархимандрита Илариона (Удодова), ставшего духовником Ивановских сестер в 1923 году и с этого времени служившего в хуторском храме преподобного Сергия Радонежского и проживавшего на монастырском хуторе Чернецово. На основе привлечения архивных материалов рассматриваются дела Ивановских монахинь: дело 15 Ивановских сестер, арестованных в Москве 31 декабря 1930 года – 1 января 1931 года по обвинению в «антисоветской агитации» по делу «церковников»[48]; дело 31 из Ивановских сестер, арестованных на монастырском хуторе в ночь с 20 на 21 мая 1931 года по делу «об антисоветской контрреволюционной группировке монахинь хутора Ивановского монастыря, возглавляемой Русановой З.А.»[49] по обвинению в антисоветской агитации среди крестьян окружающих деревень против коллективизации сельского хозяйства и всех мероприятий, проводимых Советской властью в деревне; рассматриваются и другие следственные дела 1931-1932 годов[50]. Ни одна из сестер не признала себя виновной, никто из них не отрекся от веры, Церкви, своих религиозных убеждений. После ареста сестер и разорения хуторского храма жизнь на хуторе прекратилась, но не прекратилась Ивановская монашеская традиция. При арестах, в тюрьмах и ссылках, Ивановские монахини несли в себе живую веру во Христа, свидетельствовали безбожному миру о Христе, старались укреплять веру и надежду в других, всячески старались поддержать друг друга, ни при каких обстоятельствах не отказываясь от своих убеждений. Пункт второй («Продолжение монашеской традиции сестрами бывшего Ивановского монастыря 1931 – 1967 годы: до ухода из жизни последней Ивановской сестры») посвящен событиям с 1931 по 1967 годы: возвращение Ивановских сестер из ссылки и их желание быть поближе к своему духовному отцу - схиархимандриту Илариону (Удодову), который с 1936 года поселился в селе Виноградово и был назначен здесь настоятелем Владимирского храма. Уделяется внимание рассмотрению духовного облика схиархимандрита Илариона, составленному на основе воспоминаний его духовных чад, и духовной преемственности настоятелей Владимирского храма архимандрита Илариона, его брата – протоиерея Петра Удодова и протоиерея Владимира Жаворонкова и окормление в этой духовной традиции оставшихся Ивановских матушек, жизнь которых протекала в Виноградово, в исполнении послушаний при храме, молитве, помощи прихожанам. Их жизнь, исполненная любовью и молитвой, не могла не отозваться ответной любовью в сердцах прихожан и всех, приходивших помолиться в этот храм. Последней из Ивановских матушек отошла ко Господу 29 апреля 1967 года мать Татьяна (Лупнова), в монашестве Ефросинья. В третьей главе («Новая жизнь Московского Ивановского общежительного женского монастыря 1990 – 2011 годы») повествуется о возобновлении монашеской жизни в Иоанно-Предтеченском монастыре г. Москвы в современное время. О зарождении под руководством протоиерея Сергия Романова, служившего во Владимирском храме с. Виноградово с 1987 по 1990 годы, приходской общины, которая в дальнейшем стала основой сестричества, впоследствии давшего первых насельниц возрождавшегося монастыря. При переводе отца Сергия Романова настоятелем храма святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех в Москву, его община последовала за ним и активно включилась в процесс передачи верующим Ивановского монастыря, здания которого расположены прямо напротив храма святого равноапостольного князя Владимира. Рассматриваются последовавшие вслед за этим события: труды общины и сестричества до принятия решения об открытии Иоанно-Предтеченского женского монастыря Синодом Русской Православной Церкви 11 августа 2000 года, трудности при передаче собора Усекновения главы святого Иоанна Предтечи Церкви, назначение в конце 2001 года настоятельницы – монахини Успенского Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии Афанасии (Грошевой), возвращение монастырских святынь, труды по восстановлению храмов обители и их благолепия. Здесь же повествуется о постригах сестер и о служивших за это время в монастыре священниках. В Заключениидиссертации подведены итоги исследования, сделаны обобщения и приведены основные выводы. Работа дополнена 25-ю Приложениями, состоящими из писем, выдержками из архивных документов, обширных иллюстраций и фотографического материала. Публикации по теме исследования: URL: http://history-mda.ru/publ (дата обращения: 09.04.2012).
[1] Кроме того, оставался еще 161 заштатный монастырь, где число монашествующих не подлежало ограничению. ПСЗ. 16. № 12060. Книга штатов. [2] Смолич И.К. Русское Монашество. Возникновение. Развитие. Сущность. (988-1917). М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997. URL: http://www.sedmitza.ru/text/436420.html (дата обращения: 15.12.2011). [3] Там же. [4] Амвросий (Орнатский), архим. История российской иерархии.: В 6 Т. М., 1807-1815. [5]Там же. Ч. 4. С.307-308. [6] Беляев Л.А. ДревниемонастыриМосквы (кон. XIII-нач. XV вв.) по данным археологии. М., 1994. С.10. [7] Беляев Л.А. ДревниемонастыриМосквы (кон. XIII-нач. XV вв.) по данным археологии. М., 1994. С.10. [8] Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей российской Церкви.СПб., 1877. Стб. 232. [9] Ратшин А. В. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах России. М., 1852. (Ивановский монастырь - С.281.) [10] Зверинский B. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи.: В 3 т. – СПб., 1890-1897. (Ивановский монастырь – Т.1, С. 151-152, №208) [11] Беляев Л.А. ДревниемонастыриМосквы (кон. XIII-нач. XV вв.) по данным археологии. М., 1994. С.12 [12] Там же. [13] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских, женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. СПб., 2007. (Ивановский монастырь – С. 503-504.) [14] Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы.: В 2 ч. М., 1884-1891. (Ивановский монастырь – Ч. 1. Стб. 567-585.) [15] Сороксороков: Кратк. иллюстрир. история всех моск. храмов.: В 4 т./ Собр. П. Паламарчук. М., 2003. – Т. 1: Кремль и монастыри. [16] Беляев Л.А. ДревниемонастыриМосквы … С.17. [17]Там же. [18] Мартынов М. Ивановский монастырь в Москве //Русская старина. СПб. 1850. С.78-89. [19] Снегирев И. М. Ивановский монастырь в Москве: С видом монастыр. церкви и портр. монахини Досифеи //Русские достопамятности. М.,1862г. [20]Руднев В., свящ. Обновление Московского Ивановского монастыря. М., 1879. [21] Токмаков И. Ф. Краткий исторический очерк Московского Ивановского девичьего монастыря. М., 1882. [22] Курлат Ф. Л. Москва: От центра до окраин: Путеводитель. М., 1989. [23] Двинский Э. Я. Кольца и радиусы Москвы. М., 1986. [24] Романюк, С. К. Из истории московских переулков. М., 1988. [25]Шмаро А. Ивановский монастырь //Куранты (историко-краеведческий альманах). М., 1988. [26] Молодцова Т. И. Из истории Московских Кулишек//Московский журнал, 1992, №7. [27] Бураков Ю. Н. Под сенью монастырей московских. М., 1991. [28] Барсегян Т.В. О методологии изучения монастырской культуры // Материальная база сферы культуры. Вып. 2.: Монастыри - культурные центры отечества. М., 1997.С. 34. [29] Кириченко О. В. Женское православное подвижничество в России (XIX - середина XX века) / Российская акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – М., 2010. [30] Курышова Людмила Вениаминовна. Женские монастыри России: своеобразие культурных традиций: на примере монастырей Волгоградской области. - Волгоград, 2010. [31] Балашова Т. В. Московские монастыри в социо-культурной среде столичного города второй половины XIX - начала XX века. - Москва, 2007. [32] Е. Емченко. Женские монастыри в России /Монашество и монастыри в России. XI - XX века: Ист. очерки / - М., 2005. С. 245-284. [33] Фирсов С. Л. Православное монашество в эпоху императора Николая II URL:http://www.permeparhia.ru/index.php?id=2149 (дата обращения: 10.01.2012). [34] Козлов М., прот.Святитель Филарет (Дроздов) и его отношение к женскому монашеству. Филаретовский альманах. В.2, М., ПСТГУ, 2006. – С. 4-24. [35] Кириченко О. В.Православное женское монашество в советское время // Вопросы истории. 2011. № 1. С. 101-114. [36] Баталов А. Л., Головкова Л. А., послушница Харченко Г. МосковскийИоанно-Предтеченскийженский монастырь: cтраницы истории. М., 2005. [37] Церковнаяархеология Москвы: храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек / под общ. ред. А. Л. Баталова. М., 2006. [38] Баталов А. Л. Ивановский монастырь // Церковнаяархеология Москвы: храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек / под общ. реД. А. Л. Баталова. М., 2006. С.290-360. [39] Головкова Л. А. Ивановский монастырь в эпоху гонений // Церковнаяархеология Москвы: храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек / под общ. реД. А. Л. Баталова. М., 2006. С. 362-408. [40] Церковнаяархеология Москвы: храмы и приходы Ивановской горки … С.7, [41] Горькавая Г. П. Монастырскиеархивыг.Москвы: История формирования, состав фондов и проблемы описания, XIII-XX вв.: диссертация ... М., 2000. [42] Там же. С. 69-71. [43] Филарет (Дроздов), митр. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. 1831-1867 гг.: В 4ч. М., 1877-1884. Ч. 3 [44] Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. М., 1877. Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря: Биогр. очерк : (1810-1880) / Под общ. ред. архим. Вениамина (Зарицкого). Дзержинский (Моск. обл.), 1998. [45] Памятные записки игумении Евгении (Озеровой) // Женская Оптина: материалы к летописи Борисо- Глебского женского Аносина монастыря / Сост. Фомин С. В., Фомина Т. И. М., 2007. С. 118-226. [46] Там же. С. 262-311. [47] URL: http://history-mda.ru/publ (дата обращения: 09.04.2012). [48] ЦА ФСБ РСФСР. Д. Н-6656. [49] ГАРФ. Ф.10035. Оп.1. Д. П-75430. [50] ЦА ФСБ РФ. Д. Р-34935; ГАРФ. Ф.10035. Оп.1. Д. П-75434. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|