|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Святая София14 ноября 2012 г. Храм Святой Софии в Константинополе – одно из самых выдающихся сооружений в истории, и, бесспорно, самый значимый храм древнехристианского мира. Мировая история не знает аналогов в великолепии и изяществе. Святая София, хотя и ниже некоторых современных храмов, просторнее и больше по размерам, чем любой из них. Первые основания Святой Софии были положены еще святым равноапостольным Константином Великим, но этот храм погиб в пожаре во время народной смуты. Император Феодосий II в 415 г. восстановил храм, но он снова был разрушен в 532 г. Святой император Юстиниан I решил вновь возвести храм Святой Софии, который по красоте своей превзошел бы все храмы мира. Работы были поручены лучшим архитекторам того времени, двум зодчим из Малой Азии: Анфимию Тральскому и Исидору Милетскому, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви святых Сергия и Вакха в Константинополе. Всего над строительством храма трудилось 100 архитекторов и более 10 тысяч рабочих. Начало работ по возведению храма относится к 532 г., а завершение строительства к 537 г. Торжественное освящение храма состоялось 26 декабря 537 г. Сам император употребил все возможные средства к тому, чтобы создать нечто доселе невиданное по красоте и богатству и даже имел тайную мысль превзойти по красоте славу иерусалимского храма, воздвигнутого царем Соломоном. Вступив в построенный храм вместе с патриархом Миной, император Юстиниан воскликнул: «Благословен Бог, избравший меня для совершения такого дела. Я превзошел тебя, Соломон!» И действительно, в храме Святой Софии нашли свое полное выражение глубина византийского богословия, необычайная мощь художественного гения Византии, сила религиозного воодушевления, богатство страны, высокое состояние техники и изящная литургическая культура. В своем плане София имеет форму прямоугольника, близкого к квадрату, длина его, включая апсиду, составляет 77 м., ширина 69,5 м. Общая площадь постройки – 7560 кв. м. В основу храма положен план трехнефной базилики. Боковые нефы имеют по два этажа, средний – более широкий и высокий перекрыт громадным куполом (диаметр 31,5 м.). Купол утвержден на четырех столпах при помощи парусов. Общая высота храма 55,6 м. Тем самым, этот храм являет пример соединения двух основных типов древнехристианских храмов: базилики и центрического. Здесь закладывается основа совершенно нового типа храма – крестово-купольного. Внутреннее пространство храма устроено таким образом, что глаз зрителя скользит по вогнутым поверхностям арок, экседр и полукуполов и устремляется к огромному куполу, пронизанному светом. Обилие света объясняется незначительными перегородками между окнами, которые как бы «съедаются». Стены храма облицованы мрамором. Резные капители колонн сохранили следы позолоты. Все вогнутые поверхности полукуполов и арок были украшены золотой мозаикой, которая сверкала в изменчивом свете, словно драгоценные камни. Общее впечатление от интерьера – сияющее красочное великолепие, богатство отделки и деталей. Алтарная преграда была сделана из чистого серебра, из серебра или золота были сделаны все лампады, канделябры и паникадила, а многочисленные реликварии с мощами святых - из золота и драгоценных камней. В конце XI века император Алексей Комнин говорил, что в Святой Софии сосредоточено больше сокровищ, чем во всех остальных храмах Константинополя вместе взятых, и больше, чем в храме Соломона. Роскошное внутреннее убранство храма создавало образ «рая на земле», столь поразивший русских послов, посетивших литургию в Софии Константинопольской в 987 г., что, по преданию, стало одним из решающих доводов в пользу Крещения Руси. О том, в какой день совершался престольный праздник в Святой Софии, протоиерей Георгий Флоровский писал: «Не следует спрашивать, в какой день совершался «престольный праздник» в Юстиниановой Софии. И много позже Юстиниана еще не существовало престольных или храмовых праздников в современном смысле. Храмы посвящались Христу или Богоматери, но при этом еще не выделялся какой-нибудь один определенный праздничный день из общего годичного круга. Вообще же годичный праздник каждого храма совершался в день «отверзения врат», в годовщину освящения или «обновления» храма. В Константинопольской Софии праздник обновления совершался в канун Рождественского сочельника, 23 декабря, – так как храм был освящен впервые 25 декабря (537 г.) и обновлен после восстановления купола 24 декабря (563 г.)»[1]. Святая София была главным храмом восточно-христианского мира до завоевания Константинополя в 1453. Турки пощадили храм, однако превратили его в мечеть: крест над куполом заменили полумесяцем, убрали иконостас, алтарную преграду, амвон и патриарший престол. Вопреки распространенному мнению, великолепные мозаики были покрыты штукатуркой не сразу: многие из них видел и зарисовал французский путешественник Грело в 1675. Постепенно интерьер храма приспособили к нуждам мусульманского вероисповедания, пристроили четыре минарета и отремонтировали купол, укрепив его снаружи контрфорсами, и, наконец, закрыли мозаики. В 1847-1849 их открыл и отреставрировал Фоссати, но затем их снова покрыли штукатуркой. В 1931 Мустафа Кемаль Ататюрк дал разрешение директору Американского византийского института Т. Уайтмору провести раскрытие и научную реставрацию мозаик, что и было осуществлено при поддержке Фонда Генри Адамса. В 1934, по указу Ататюрка, Святая София перестала функционировать как мечеть, а в 1935 стала музеем. К 1948 была закончена реставрация мозаик нартекса, южного вестибюля, южной галереи и апсиды. Храм святой Софии остался непревзойденным творением византийского зодчества, его план и архитектурная декорация стали источником вдохновения для многих мастеров на всем протяжении существования Византийской империи. Конструкция купола на парусах, впервые использованная в Святой Софии, нашла широкое применение в церковной архитектуре. ЛИТЕРАТУРА [1] Флоровский Г. (протоиерей). О почитании Софии Премудрости Божией, в Византии и на Руси // Альфа и Омега. – 1995. – С. 145-161. Фото: архим. Лука (Головков) |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|