АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Состоялся очередной студенческий семинар «TEKNA»

14 мая 2009 г.

Жанр Евангелий. На Западе Евангелиям часто пытались находить параллели в плане жанра. Их рассматривали то как биографию Иисуса Христа, то как драму, или греческую трагедию, то как летопись. Для православных Евангелие – книга, принадлежащая к жанру литургическому. Это особый вид текстов, священный, имеющий истоки в книгах Ветхого Завета. Евангелие – не просто один из ряда литературных памятников, а книга, содержащая учение о спасении.

Истоки современной западной библеистики. Начало отрыва Евангелия от Церкви на Западе о. Николай видит во времена гуманистов, девизом которых было «ad fonts» – к источникам. Эта идея старательно развивалась гуманистами и философами. Барух Спиноза утверждал, что Библия должна изучаться исторически, а в 1835 немец Давид Штраус написал книгу «Жизнь Иисуса», подведшую окончательную черту под церковным подходом к Евангелию. В XX веке светская наука уже полностью вытеснила Церковь из сферы библеистики. Сложились главные критерии подхода к текстам Евангелий:

1.      Проверяемость другими историческими источниками;

2.      Логическая возможность.

Однако Священное Писание не всегда удовлетворяет этим критериям, почему западные ученые часто позволяют себе как произвольное истолкование Евангельского текста, так и отрицание его подлинности.

Отвергнув церковный подход, западная наука породила свои методы интерпретации Нового Завета:

1.      Метод критики жанра был одним из первых методов. Суть метода –  в попытке проникнуть до «изначального материала» всех Евангелий, выявить облик «исторического Иисуса»;

2.      Метод критики источников. Ученые, занимаясь изучением последовательности написания Евангелий и источников, которыми пользовались Евангелисты, перебрали почти все возможные варианты;

3.      Риторический подход рассматривает метод воздействия Евангелия на слушателя и читателя;

4.      Структуроведение изучает построение Евангелий, их композицию;

5.      Метод деконструкции – самый разрушительный метод. Главный принцип этого метода – текст не имеет права обращаться к читателю на основании предвзятых мнений.

Все эти методы имеют серьезные недостатки с православной точки зрения и потому не могут в полном объеме использоваться православными библеистами. Да и сами западные библеисты отмечают, что методы критического подхода к Евангелию меняются как мода.

Православный подход к Новому Завету имеет следующие характерные черты:

1.      Отношение православных христиан к Писанию основывается на опыте Церкви. Евангелие воспринимается как часть благодатной церковной жизни. Евангелие хранится в алтаре вместе с Таинствами, и через Евангелие, как и через таинства, православные причащаются Христу.

2.      Евангелие воспринимается как слово Божие, обращенное к человеку, и поэтому текст Евангелия не может рассматриваться отвлеченно – он имеет значение для каждого, что влечет за собой и соответствующее отношение к тексту.

3.      Евангелия дают совершенно новые понятия, постичь которые можно лишь в личном опыте. Такие понятия, как личность, любовь, вера – неопределимы. Западная наука перед ними теряется.

4.      Вера в Бога как в личность. У каждого из евангелистов есть «личностное измерение». Евангелисты дают Христа как пример, как образ. «В Новом Завете мы имеем дело не с текстом, а с личностью», - подчеркнул о. Николай;

5.      В православии сохраняется понятие об антиномичности Евангелий. Западные ученые искромсали текст, но логически они не могут совместить пласты глубоких евангельских истин.  Всякая же истина антиномична. Когда человеческий разум пытается уйти от антиномий – возникают ереси.

Итак, главное различие подходов к Священному Писанию заключается в цели изучения священного текста.

Цель православного христианина – познание Бога. Познание в библейском языке означает не интеллектуальное знание, а познание на всех уровнях бытия, полноту общения, единство бытия. Евангелие дает личностное общение с Богом.

Для западного ученого Евангелие – предмет исследования. Евангелие рассматривается как объект, и чем дальше исследователь удален от объекта познания, тем лучше, по его мнению, он познает предмет своего исследования.

В конце семинара студенты задали о. Николаю свои вопросы. Вопросы студентов касались критических западных текстов Нового Завета, объектов современной текстологической критики, методов западной науки, приемлемых с точки зрения православного подхода к Писанию. В ответах на вопросы можно выделить следующие тезисы:

1.      Критические западные тексты можно использовать, а иметь ввиду разночтения даже полезно. Но при этом нужно основываться на предании Церкви, носительницы истины, потому что научный анализ текста никогда не даст стопроцентного результата.

2.      Евангелие к сегодняшнему дню прошло период своего «распятия». Оно живет и действует на человеческие души, несмотря на всевозможную критику. Текстологическая же критика Корана к сегодняшнему дню ограничена, критический подход практически не применяется. Не исключено, что когда это будет сделано, Коран как священный текст навсегда потеряет свой авторитет.

3.      В плане заимствований у западных ученых оптимальный предмет – библейский исторический контекст того времени. Его очень полезно знать, хотя он не может быть основным подходом в изучении текста Священного Писания.

Пресс-служба МДА

Фото: Е. Матвеев (3 курс МДС)

Новости за:
11.2024
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.