АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Святейший Патриарх Кирилл: Духовная школа должна быть школой мысли и школой духа

04 апреля 2009 г.

3 апреля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещая в ходе визита в Санкт-Петербургскую епархию Духовную академию северной столицы, обратился к преподавателям и студентам со словом, в котором обозначил некоторые приоритеты в духовном образовании.
 
Святейший Патриарх, в частности, подчеркнул важность подвига ученых монахов, который имеет огромное значение для воспитания молодежи и для продвижения богословской науки. «Люди в монашеском звании, отдающие себя школе, призваны полностью посвящать себя этому великому труду. Ученым монашеством всегда была крепка Духовная академия, будь то Петербургская, Московская, Киевская или Казанская. Всегда оплот школы составляли иноки, жизнь свою посвятившие отечественной богословской науке и воспитанию юношества», — отметил, в частности, Его Святейшество.

Образование пастырей — это великий труд, свидетельствует Святейший Владыка. Он подчеркнул, что «в любое время воспитание есть сложная задача, ныне же воспитывать юношество особенно трудно, потому что мы живем в так называемом информационном обществе, обществе открытом, где никакими средствами невозможно оградить молодой ум и молодое сердце от влияния информации, которая очень часто несет в себе чуждые христианству стереотипы, образ мыслей и образ жизни». Это информационное воздействие построено таким образом, что воздействует в первую очередь не на сознание, а на чувства, на инстинктивное начало, подталкивая людей жить по закону инстинкта. «Если не противопоставить губительному воздействию на человеческое сознание мощный духовный заслон, то очень скоро наша цивилизация превратится в цивилизацию инстинкта. Такая человеческая общность нежизнеспособна, потому что люди, живущие по голосу страсти, очень быстро теряют человеческий облик, разрушая свое нравственное начало, превращаясь в зверей, а общество превращается в волчью стаю», — заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Когда мы ужасаемся новостям о страшных преступлениях в молодежной среде, о жестоких убийствах и прочих тяжких и гнусных преступлениях, многие лицемерно обрушивают на молодежь сокрушительную критику, — сказал далее Святейший Владыка. — Но нужно помнить, что молодое поколение является объектом воздействия разрушающей дух человека информационной машины. И те, кто вступил на путь служения Господу, — не исключение. Это молодые люди из тех же плоти и крови, подверженные соблазнам не меньше, чем их сверстники, обучающиеся в светских школах».

В связи с этим возникает вопрос: что можно противопоставить всему этому, как воспитать человека, способного искренне отдать свою жизнь Богу вопреки предложениям жить по плоти? Какой притягательной картиной можно увлечь внимание юноши, какими усилиями можно сохранить чистое сердце и чистый разум?

Его Святейшество подчеркнул: «Нам иногда кажется, что достаточно усилить дисциплину, “закрутить гайки”, подольше находиться в храме во время богослужения — и все встанет на свои места. Это не так. Можно и в храме часами стоять, а думать о своем. Можно выполнять предписания дисциплины, а жить собственной внутренней жизнью. И когда перед человеком открывается свобода выбора, он начинает жить по законам того внутреннего мира, который он создал». Как отметил Предстоятель Русской Православной Церкви, есть только один способ — очень простой и одновременно трудный, который должен лежать в основе воспитания юношества в духовных школах, — сформировать религиозный образ жизни у молодого человека: «Самая главная задача заключается в том, чтобы уже здесь, в этих стенах, он обрел богатый внутренний опыт, опыт общения с Богом, уникальный, свой собственный; чтобы в ответ на это общение с Господом он получал реальную помощь свыше. Необходимо, чтобы он понял: быть верующим и жить по законам веры значит быть счастливым человеком с богатой внутренней жизнью, с которой не могут сравниться никакие облеченные в ложно привлекательную упаковку жизненные стандарты».

Для этого, отметил Святейший Патриарх Кирилл, нужно постоянно воспитывать свой разум, много самостоятельно читать, много думать и обязательно писать: «Наверное, самая большая ошибка нашей школы состоит в том, что мы мало пишем, мало самостоятельно излагаем на бумаге свои мысли. Сейчас, в век интернета, очень часто подготовка сочинений сводится просто к переписыванию информации из всемирной компьютерной сети. Однако нужно научиться самостоятельно мыслить, анализировать прочитанное, излагать свои мысли и устно, и письменно. Такая работа над самим собой требует много времени, и если отдаваться этой работе, то не будет времени на пустоту, на праздное и опасное для души времяпрепровождение. А если эту творческую созидательную работу соединить с молитвой, с реальным религиозным опытом, то духовная школа станет поистине школой мысли и школой духа».

«Я не представляю, каким еще способом можно воспитать сегодня достойного пастыря, способного говорить с современным обществом, передавать ему Евангельское послание, защищать свои убеждения, делать их понятными для других, жить глубокой религиозной жизнью, кроме как через прохождение школы благочестия в наших духовных школах, заявил Его Святейшество. Я хотел бы от всего сердца пожелать вам всем приобщиться к этому, поверьте мне, прекрасному опыту. Если человек не овладевает им в этих стенах, то просто теряет время зря».

В продолжение своей мысли он отметил: «Если студент, воспитанник, воспитанница берут на себя обязательства овладеть основами интеллектуальной и духовной жизни, то можно отменять службу дежурных помощников инспекторов и не смотреть на часы, проверяя, когда он или она пришли из города. Все будет правильно устроено, потому что внутри каждого будет свой собственный инспектор, который будет подсказывать. можно ли потратить время понапрасну или этого делать нельзя». В тот век, в который мы живем, нет другого способа воспитывать юношество, подчеркнул Святейший Владыка.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратил внимание слушавших на еще одно обстоятельство: «Молодежь, особенно молодежь сегодняшнего дня, не слишком верит в красивые слова, но очень подвержена влиянию примера. Собственно говоря, то, что сегодня происходит в сфере так называемой массовой культуры, есть видимое свидетельство того, как примеры оказывают потрясающее воздействие на массовое сознание людей, в первую очередь, юных. Ныне кумирами являются не мыслители, не писатели, а популярные певцы, музыканты, спортсмены. А почему это происходит? А потому, что слишком притягателен пример. Эти люди становятся героями в сознании молодежи. Если мы хотим воспитать современное православное юношество, то пастыри, преподаватели, профессора должны стать такими примерами и героями. Если совершается богослужение, а за богослужением студенты не видят своих профессоров и преподавателей, им не с кого брать пример».

«Духовная школа это школа и студентов, и преподавателей; это единая семья», подчеркнул в связи с этим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Пресс-служба МДА

Новости за:
07.2024
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.