|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Протоиерей Павел Великанов. Бог: «Контролирующий Родитель» или Любящий Отец?14 октября 2018 г. Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, братья и сёстры! Задуматься над темой сегодняшнего доклада меня побудил один случай в «Доме Кино». Мы прибыли на встречу немного раньше и отправились в кафе. Вскоре ко мне подошла женщина неаккуратного вида, растрёпанная, с очень печальным серым лицом. «Батюшка, хочу вас попросить помолиться обо мне!» Я пригласил её присесть за столик – и вскоре она разговорилась. Оказывается, она – сирота, родная мать оставила её в возрасте трёх месяцев на столе в булочной с приколотой бумажкой, на которой было написано только её имя – «Анастасия». Вскоре из детского дома её забрала бездетная пара. Вот что она мне рассказала: «Приемных родителей я всегда так и называла – мама и папа. Нет, папа был очень добрый. Пил, правда, много. А мать – мать тоже меня любила. Только била всё время. А я её смертельно боялась. И никак не могла понять, почему – пока не узнала, что она – не моя родная мать. Мне всю жизнь ужасно хотелось увидеть родную мать. Я и сейчас иногда часами лежу ночью и представляю: вот какая ты у меня, мама? А потом смотришь в пустоту – и так тягостно становится. А когда я в Церковь стала ходить – ещё одна проблема появилась». «И что же за проблема?» – спрашиваю я. «Да вот не могу я Богородицу "матерью" называть. Ну вот не могу, и всё. Как будто что-то внутри препятствует. Умом понимаю, что она – наша Матушка и Заступница, а сердце – глухое, не отзывается. Как камень. Не было у меня в жизни мамы, и Её язык не поворачивается так называть!» Размышляя над этой драмой, неожиданно сопоставились две вещи, казалось бы, не связанные друг с другом: опыт детства и наше переживание Божественного. «Все мы родом из детства» – говорил Антуан де Сент Экзюпери, и, возможно, мы сильно недооцениваем, насколько именно детские непосредственные впечатления определяют тот колорит, в котором мы видим не только окружающий нас мир, но и Самого Господа Бога. Вот что говорит преп. Порфирий Кавсокаливит: «Из-за родителей в душе детей образуется такое состояние, которое накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Их поведение в дальнейшем, их отношения с другими людьми зависят непосредственно от жизненного опыта их детских лет. Они вырастают, получают образование, но в глубине своей остаются такими же». Вряд ли кто-то будет спорить с утверждением, что Бог – наш Отец Небесный. Но ведь у каждого есть свой, сформировавшийся в детстве, объем впечатлений, связанных с образом отца. Слово «Отец» – это код доступа к детскому опыту взаимодействия с реальным живым отцом или тем, кто его заменял. И говоря о Боге как об Отце мы каждый раз вызываем из глубин души определённое представление, которое может быть различным. Но от чего же зависит, каким будет этот детский опыт – положительным или отрицательным? Этот вопрос был подробно проработан в транзактном анализе Эрика Берна, где фигура «Родителя», наравне со «Взрослым» и «Ребёнком» является ключевым понятием. Берн выделяет две основных функции в фигуре «Родителя»: это контроль и забота. «Контролирующий родитель» ограждает и ограничивает ребёнка, наставляет, как правильно жить, командует, направляет, ожидает послушания. «Заботливый Родитель» поддерживает, вдохновляет, эмоционально питает и утешает, разделяет душевные проблемы и сопереживает. А что же в крайних проявлениях? «Контролирующий Родитель» – это властолюбивый диктатор, который всегда прав. «Заботливый Родитель» – это удушающая своей гиперопёкой тревожная мать, уверенная, что без её участия ребёнок пропадёт – даже если этому ребёнку уже далеко за... Как метко выразился один из молодых авторов популярного нынче жанра «стишков-порошков», «я не из типов что как слизни прилипли к жёнам и домам я вольный волк бунтарь по жизни ведь правда, мам?» В нормальной, полной семье эти функции распределяются между отцом и матерью, и таким образом перегибы компенсируются. Но в неполной семье опасность застрять в одной из крайностей очень высока. Новозаветное Откровение о Боге как об Отце даёт нам ясные ориентиры, что же такое – «здоровое» отцовство. «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах» (Мф.) Таким образом, источник всякого подлинного отцовства — Бог, человеческое отцовство нисходит от Него и обязано Ему. Иоахим Иеремиас в «Богословии Нового Завета» утверждает, что сама форма обращения Христа Спасителя к Своему Небесному Отцу была по сути революционной. Вот что он пишет: «во всей обширной молитвенной литературе древнего иудаизма - и это можно утверждать с полной уверенностью - нет ни одного примера обращения к Богу ‘Abba, ни в литургических, ни в личных молитвах». Это слово «ведет свое происхождение от детского лепета и потому не склоняется и не предполагает суффикса. ‘Аbba - это первые звукосочетания, которые ребенок начинает лепетать… Современникам Иисуса показалось бы непочтительным, да просто немыслимым такое фамильярное обращение к Богу. А вот Иисус отваживается использовать слово ‘Abba для обращения к Богу. Абсолютная новизна и неповторимость обращения к Богу ‘Abba в молитвах… показывают, что оно выражает главное в отношении Иисуса (Христа) к Богу. Он говорит с Богом, как ребенок со своим отцом: доверчиво, ощущая его защиту, и в то же время почтительно и с готовностью к послушанию». Наиболее ярко идеал отцовства показан Спасителем в притче о блудном сыне (Лк.) Отцовская любовь – это прежде всего свобода и защищённость. Отец не препятствует уходу сына и не отказывает ему отдать наследство – и в то же время последнее прибежище, куда возвращается сын – это отчий дом. Позиция отца по отношению к сыну – это позиция полного доверия и предельного риска: ведь сын на самом деле мог и погибнуть. В этом странном поступке отца проявляется высшее качество безусловной Божественной любви – уважение к праву другого быть таким, каким он хочет – и даже быть совсем плохим. В притче мы видим два образа «отца» в сознании братьев. Младший допускает саму возможность выбора, остаться ли с отцом или уйти. Для старшего сама ситуация выбора – невозможна. Он сразу капитулировал, сдался, согласился с тем, что обречён быть всегда «под отцом». Младшему сыну хватило сил поверить и в себя самого, и в отцовскую безусловную любовь, чтобы воспользоваться правом «быть плохим». Он верил в то, что отец не откажет ему – хотя и понимал, насколько больно будет отцу видеть, как родной сын уходит неизвестно куда. Если посмотреть на ситуацию из позиции контроля и управления, то уход сына «на страну далече» выглядит полным фиаско отца как воспитателя и главы семьи. Это очевидный провал. Уходящий на сторону сын теперь совершенно неконтролируем. То есть, он потерян, и возможно, навсегда. Но если отец любит сына и заботить только о его благе – а не о своих интересах – отец поступает единственно правильно. Он не навязывает сыну свою, отеческую, систему координат, он не пытается подменить «неправильную» жизнь сына своей собственной – «правильной», он позволяет сыну самому делать ошибки и учиться определять, что – добро, а что – зло, на собственном опыте, прорываясь через острые кризисы. Загадочная фигура старшего сына в таком контексте выглядит как вполне инфантильная: да, он «никогда не переступал распоряжений» отца, но содержание его жизни целиком определялось отцом. Он не противоречил, не расстраивал отца – при этом внутри копилось недовольство, выразить которое он боялся и его прорвало только лишь когда вернулся младший брат. Мы слышим упрёк, адресованный отцу, и не без оснований начинаем подозревать, что его послушание было вовсе не бескорыстным. Старший выставил счет отцу, он не просто так остался с отцом, он движим своим нарциссическим Эго, которое требует возвышения – за счёт постоянного указания на дурной поступок младшего брата. В воздухе как бы постоянно звучит: «Вот смотри, Отец, я-то не то, что твой младший сын, я навеки с тобой, я-то тебя никогда не брошу!» Как это ни прозвучит парадоксально, но старшему сыну жизненно необходимо, чтобы младший был именно «плохим» – за счёт «плохого» брата он легко утверждает себя в статусе «хорошего» сына. Но по сути старший сын предал себя, инвестировав себя целиком в Отца, стараясь слиться с ним в надежде его поглотить и получить себе всю его силу и мощь – и в этой ситуации возвратившийся брат – это нежданная угроза: теперь Отец – не только его собственность, Отца снова придётся делить с этим негодным братом! С чем же возвращается блудный сын домой? С главным сокровищем души – смиренной любовью. Он не рассчитывает на прощение, он готов терпеть укоры и осуждающие взгляды домочадцев – но он хочет быть рядом с отцом, в родном доме – пусть даже в статусе слуги. После такого позорного провала попытки самостоятельной жизни ему потребовалось гораздо больше мужества, чтобы вернуться, нежели когда он решил уходить. В притче отец как не принадлежал никому – но при этом был с обоими детьми, – так и остался самим собой, разрушив ожидания старшего сына. Он так и не сливается ни с кем. Старший чувствует, что Отец, оказывается, не манипулируем теми бесконечными «жертвами собой», которые сын ему приносил. Несмотря на все труды по «завоеванию» Отца, Отец так и не почувствовал себя должником: он продолжает одинаково любить обоих детей – и при этом свободен. Если резюмировать специфику новозаветного отцовства, оно противоположно другому формату отношений – собственничеству, отношениям раба и господина – свойственных Ветхому Завету. «Я уже не называю вас рабами, потому что раб не знает, что делает его господин; но вас Я назвал друзьями, потому что всё, что услышал от Отца Моего, Я поведал вам» – говорит Спаситель в прощальной беседе (Ин.). Давайте посмотрим, чем же отличаются отношения отца-сына в отличие от господина-раба? Диалогичность. Отец не только говорит и приказывает, но и умеет слушать сына, не перебивая и не унижая. Даже когда он говорит совсем не то, что хотел бы услышать Отец. Доступность. Отец для сына всегда доступен, если в этом есть необходимость. Господин для раба – нет. А вот у отца всегда найдётся время для своих детей. Заинтересованность. Отец хочет знать, чем живёт его сын, что происходит внутри. Для Господина внутренний мир раба малоинтересен: главное, чтобы он четко исполнял свои обязанности. Включённость в жизнь сына. Отношения раба и господина жёстко определены; границы отца-сына прозрачны и подвижны. Отец – прибежище сыну, а не угроза. Он радуется отцу, где бы его ни встретил, а не смущается или стесняется. Отец не бросает сына, даже если он становится обузой. Нефункциональный раб господину не нужен. Сын может не соглашаться с Отцом, а иногда даже может его сильно расстроить – если по-иному невозможно. Но это не будет означать, что сын его не любит. Раб не может противоречить или расстраивать своего хозяина, иначе будет наказан. Противоположная отцовству позиция «собственничества» – это прежде всего позиция «владения» и «управления», причём нет никакой разницы, каким образом это будет осуществляться – путём жёсткого деспотичного контроля или, напротив, мягкой, ласковой, обволакивающей гиперопёки. В прощальной беседе Христа Спасителя эти две противоположные позиции – отцовства и собственничества – обозначены под образами «пастыря» и «вора». Вор приходит только для того, чтобы обладать. Пастырь – ищет блага самих овец, чтобы они «имели жизнь, и имели с избытком». И ради этого он готов пожертвовать собой. Вор ищет использования, Пастырь – отвечает за благо вверенных Ему овец. В этом образе перед нами раскрывается в своей глубине отцовская власть. Это не право обладания, но неизбежность жертвы собой ради блага другого. Апостол Павел обращается к Галатам как к своим детям, которых он «снова рожает в муках, пока не будет изображён в них Христос!» (Гал. ). Это очень сильный образ: ведь по сей день, несмотря на всё развитие медицинских технологий, любая забеременевшая женщина понимает – это может стоить ей жизни – но она идёт на риск ради блага ребёнка. «Собственничество» как доминирующая модель отношений между родителем и ребёнком приводит к тому, что и окружающий мир, и Бог будут восприниматься через определённую призму. Какие же черты характерны для «собственнического» типа отношений? Только «собственник» имеет право решать, что хорошо, а что – плохо. Он по определению не может ошибаться; любое сомнение в непогрешимости воспринимается как угроза для авторитета и жёстко пресекается на корню. Естественно, ни о каком признании даже очевидных ошибок не может идти речи. Только ребёнок (или подчинённый) несёт ответственность за то, что родитель (или начальник) гневается, раздражается, «выходит из себя». Почему – смотри предыдущий пункт. Таким образом воспитывается острое чувство вины за негативные состояния «старшего» и через это открываются безграничные возможности для манипулирования. Он боится нарушить указания «высшего» только потому, что не хочет снова чувствовать себя виновным в его гневе. Если смотреть из позиции «собственника», то любовь – это обязанность, а не возможность. И прежде всего это обязанность низших по отношению к высшим. Поэтому любовь можно требовать. А вот ответное благорасположение – «сверху вниз» – необходимо ещё заслужить, оно не может быть дано «на вырост», без каких бы то ни было условий. В идеале ребёнок или подчинённый как самостоятельная личность должен быть целиком упразднен и превращён в абсолютно послушное и безвольное существо, реализующее «родительский проект», а не как личность, которая гармонично раскрывается естественным образом. Это останавливает развитие и делает человека «вечным ребёнком», «adult child». Невозможность определения границ личности в связи с их поглощением или, напротив, сознательным игнорированием. Сын или дочь неотделимы от родителя, накрепко «приколочены» к нему всеми доступными способами, в том числе эмоционально и финансово. Слияние, растворение, поглощение – это может происходить не только в семье, но и в любой корпорации. Но есть и противоположная крайность – отчуждённые, формальные отношения, когда границы – жёсткие и непроницаемые. Насколько опасна такая «собственническая» авторитарная модель отношений, хорошо показал психологический эксперимент Рона Джонсона «Третья волна». 1967 год, Калифорния. Небольшая школа. Учащиеся класса отказываются поверить учителю истории, который утверждает, что нацисты были самыми обыкновенными людьми. Тогда Джонсон предложил эксперимент. Сначала он объяснил силу дисциплины и установил жёсткий распорядок в классе. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли приказы. На следующий день он объяснил силу «общности». Ученики дружно хором скандировали: «Сила в дисциплине, сила в общности». В конце урока он показал им особый жест – «салют Третьей волны» – которым теперь они должны были приветствовать друг друга. Вскоре появились и членские билеты, и новые участники из других классов, свои «доносчики» и свои «каратели». Я не буду подробно описывать все детали эксперимента – вы можете посмотреть фильм «Эксперимент волна». Итог оказался трагическим и неожиданным для всех. Не встретив практически никакого сопротивления, Джонсон за одну неделю смог создать реально работающий аналог Третьего рейха – объединения людей вокруг утопической идеи, ради которой люди были готовы стать безропотными винтиками, с готовностью переступая через любые законы и требования совести. Это был не единственный эксперимент, который заставил учёных серьезно задуматься: оказывается, в человеке нет надёжного иммунитета к системе подавления. Человеку легче стать подневольным рабом и переложить свою ответственность на Господина, нежели чем воспитывать в себе подлинные Сыновство и Отцовство. Божественный дар свободы и личной ответственности на самом деле оказывается бременем, которое легко сбрасывается – как только появляется возможность. Дорогие друзья! Перед нами – непростая задача: свидетельствовать перед миром о настоящем Отцовстве, источник которого – Бог. Но этому «отцовству» надо учиться, потому что сегодня с большим трудом можно встретить человека со здоровым, неущербным детским опытом прикосновения к полноценному отцовству. Не познав на личном опыте вкус Божественного Отцовства, человек так и будет продолжать ошибочно проецировать ущербный, а то и болезненный образ земного отца на представления об Отце Небесном. Из этого порочного круга следует выходить. И в этом плане нам, людям церковным, очень повезло: ведь всё, к чему побуждает нас церковная жизнь, это прежде всего опыт опознания Бога как Любящего Отца, а не Мстительного Контролирующего или Бесконечно Тревожного Родителя. Каждым мгновение нашей жизни мы призваны ощущать Отца, Который не боится давать свободу Своим детям – даже когда они ведут себя совсем не идеально. Отца, Который всегда находится рядом – даже если умалчивает о Своём присутствии. Отца, Который настолько верит в наши возможности, что не боится давать нам упражнения почти на грани наших сил. Любимого Отца, Который хочет, чтобы мы проживали нашу, собственную жизнь – радостно, благодарно, усердно, вдохновенно – а не обречённо влачились вслед чужой воле. Он, как Премудрый Педагог, ждёт от нас не вынужденного подчинения, а сознательного и вдохновенного соработничества. Геронда афонского монастыря Симонопетра архимандрит Эмилиан (Вафидис) пишет: «В христианской жизни нет никаких «нужно». «Нужно» – это умственное заключение… Слово «нужно» не трогает, не волнует. Слово «нужно» даёт ощущение рабства, отбивает желание продвигаться вперед. Слово «нужно» не приводит к Богу, Слово «нужно» относится к человеческой воле, к человеческому намерению, которое, как мы все знаем, хрупко. …Нет никакого «нужно». Поэтому я не могу ответить на вопрос: «Что нужно теперь делать?» Пускай душа движется навстречу к Богу, опираясь на свои наблюдения и ощущения». Позвольте в завершение рассказать небольшую историю, которая описана в «Современном афонском патерике». Некий молодой послушник, прожив несколько лет в маленьком скиту с двумя престарелыми монахами, в какой-то момент смертельно устал от постоянных ночных служб, вечного недосыпа, скудной еды, – да и хозяйственные дела главным образом лежали на нём. И он решил: всё, уеду с Афона, женюсь, и стану обычным нормальным семейным священником. Услышав об этом, старцы промолчали. Он уже подготовил целую апологетическую речь в свою защиту – но она оказалась не нужна. Через несколько дней, когда он собрал свои вещи, чтобы навсегда покинуть скит, старички вышли его проводить. Они так и не сказали ни слова укора – хотя понимали, что их предают и бросают на произвол судьбы. Им было очень больно – но они смогли прорваться сквозь боль и не обидеться. На прощание один из них вынул из-за пазухи толстый конверт – в котором лежали деньги. «На, возьми, пожалуйста: ты столько трудился на нас, теперь едешь в мир, там они тебе больше пригодятся – а мы уж как-нибудь обойдёмся, мы же монахи, в конце концов!» Когда юноша понял, что ему отдают все деньги обители – лишь бы ему там, в миру, было легче устроиться – и отдают без малейшего укора или назидания – его пробило. Он упал в ноги к своим старцам – разревелся, как малое дитя – и никуда не ушёл. Мне хотелось бы закончить словами из стихотворения Александра Солодовникова: Дорожу я воспоминаньем, Как отец меня плавать учил. Покидал средь реки на купаньи, Но рядом со мною плыл. И когда я в испуге и муке Задыхался и шёл ко дну, Отцовские сильные руки Поднимали меня в вышину. И теперь, когда я утопаю, И воочию вижу конец, Я, как мальчик тот, уповаю, Что рядом со мной Отец. Он вернёт из любой разлуки, Вознесёт из любой глубины, Предаюсь в Его крепкие руки, И спокойные вижу сны.
// Актовая речь протоиерея Павла Великанова на торжественном Акте Московской духовной академии 14 октября 2018 года |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|