|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Состоялась встреча с профессором Центра международного образования МГУ Владимировой Татьяной Евгеньевной18 марта 2009 г. 17 марта 2009 г. в Московской духовной академии и семинарии состоялось очередное заседание студенческого семинара TEKNA, на котором выступила профессор Центра международного образования МГУ, доктор филологических наук Владимирова Татьяна Евгеньевна. В заседании приняли участие учащиеся и преподаватели Московских духовных школ. Доклад Татьяны Евгеньевны «Исторический путь и современное состояние русского языка» был посвящен православному дискурсу, который рассматривается как важнейший исток, предопределивший исторический путь русского языка и русского национального самосознания и культуры. В начале выступления докладчик отметила, что язык является важнейшим фактором человеческого бытия, потому что он создает пространство культуры. Язык и религия – две семиотические системы, одинаково важные, но религия не всегда так органически входит в жизнь человека, как язык. Дискурс – это текст, взятый в совокупности разнообразных аспектов человеческого бытия, или «речь, опрокинутая в жизнь». Православный дискурс имеет очень большое значение, так как он открывает для человека путь к счастью. Поэтому слово православного человека, особенно священника, так важно. Русский язык появился и развивался именно в православном дискурсе. Характерно, что в сознании русских людей языческие боги не сохранились. По словам докладчика, создается впечатление, что русский человек принял Православие на правах «первой большой любви». Православие, таким образом, заполнило высшую сферу народного бытия, до того пустовавшую. Эта догадка подтверждается фактами. Так, пословичный фонд русского языка состоит по большей части из понятий, основанных на православных истинах. В древнерусской литературе нет совершенно ничего скабрезного, противного духу Православия. Для русского языка характерно наличие нескольких слов с общим смыслом, но разными оттенками. При этом высокое значение удерживается из языка славянского (путь, совесть, истина), а к нему добавляются значения обыденные (дорога, сознание, правда). Вверху языковой системы ценностей всегда находятся идеальные понятия: вера, совесть, справедливость, соборность. Эти слова занимали свою нишу в языке всегда. Были рассмотрены определенные понятия и черты, характерные для русского языка. Эти черты уникальны в контексте европейских и других языков. Влияние Православия на русский язык сказывается многообразно. Православное миропонимание преуготовило все главные понятия русского языка (совесть, счастье и другие). По мысли М. В. Ломоносова, славянский язык обеспечил русскому высоту помысла. Для русского языка характерно скрытие, «упаковка» местоимения Я. Отсюда большое количество безличных фраз, а глагол «якать» носит отрицательный смысл (подобного глагола нет в других языках). Здесь сказывается то смирение, к которому призывает Православие. Зато МЫ употребляется с большой охотой, в чем сказывается соборное мироощущение русского человека. С другой стороны, русский дискурс дает большую свободу для самовыражения. В русском языке нефиксированный порядок слов и большое количество (40%) экспрессивно-оценочной лексики. Характер русской речи - эмоциональный, оценочный, феноменологический. Русский хочет взаимоотношения, внимания, определенных отношений; язык наш меньше всего нацелен на информативность - речь всегда должна быть к кому-то обращена. Повелительное наклонение в русском языке - это нейтральная форма побуждения (в отличие от европейских языков). Это влияние православного дискурса: повелительное наклонение используется в молитвах в отношении к Богу, но там оно несет желательный характер. Из оптатива (желательного) русский язык обустроил повелительное наклонение. Характерна для русского языка восходящее – нисходящая интонация. Возможно, это также связано с интонацией молитвы. Русский язык имеет массу заимствований из других языков, что делает его несравненно богатым. Но для него характерен естественный отбор тех понятий, которые остаются в нем на долгое время. Подводя итог, Татьяна Евгеньевна вернулась к мысли, высказанной в начале выступления – о ценности вхождения в православный дискурс. «Нет дискурса более нужного, востребованного, чем тот, носителями которого вы являетесь», - подчеркнула докладчик. Поэтому священник должен делать шаг навстречу людям, желающим, иногда даже неосознанно, услышать слово истины, доброе слово. В этом великое дело и великая ответственность пастыря. В заключение встречи Татьяна Евгеньевна ответила на вопросы студентов, выразила готовность и желание новой встречи и сердечно поблагодарила участников семинара за общение.
Пресс-служба
МДА
|
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|