АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

В МДА прошла лекция профессора Латеранского университета М. Агосто

21 февраля 2009 г.

19 февраля 2009 года Московскую духовную академию посетил профессор латинского языка и канонического права Латеранского университета, протопсалт греческого кафедрального собора святых апостолов Петра и Павла г. Неаполя Мауро Агосто (Mauro Agosto).

Профессор Агосто, приглашенный Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова для чтения лекций на отделении классической филологии филологического факультета с 17 по 20 февраля, прочитал в Греко-латинском кабинете при МДА две лекции на латинском народном и греческом языках, посвященных методу изучения латинского языка и традиции права у древних греков. В завершении, М. Агосто ответил на вопросы преподавателей и учащихся академии и семинарии.

Гость также посетил Церковно-археологический кабинет при МДА и святыни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Пресс-служба МДА
Фото: Е. Матвеев (3 курс МДС)

 

Отчет о  лекциях профессора М. Агосто
М. Венецков (4 курс МДС)

Первая лекция на тему «De viis rationibusque latinae linguae tradendae» (О методе изучения латинского языка) раскрывала главную причину изучения латинского языка. М. Мауро подчеркнул, что многие студенты в Европе, изучая латинский в течение 5 лет, не осваивают данный язык, а большинство людей даже и не понимают, ради каких целей изучать древние языки (в частности, латынь). Зачем мы учим латинский? Чтобы общаться на улицах Италии, попросить, например, в магазине бутылку воды? Нет, потому что там не говорят по-латински. Тогда, может быть, учим для того, чтобы лучше узнать свой разговорный (итальянский) язык? Снова отрицательный ответ. Допустим, должно учить латинский, чтобы развивать логическое мышление? Но нам могут сказать: учите лучше математику… Итак, для чего же тратить столько времени и сил на изучение латыни? Сперва стоит задуматься над таким вопросом: латинский — это язык мертвый или живой? С точки зрения обыкновенной жизни — конечно же, мертвый, потому что на нем не общаются, как на английском, русском и др. Но посмотрим на этот вопрос с другой стороны. Если мы откроем «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, мы сможем прочитать (например, в переводе или даже оригинале), но сможем ли мы понять. Профессор не раз подчеркивал, что читать и понимать — это слова с различным значением (необходимо осознавать эту разницу). Изучение латинского языка не должно быть самоцелью, а только средством для того, чтобы понимать прошлую историческую эпоху и современность рассматривать в свете прошлого. Хотя и умерли Цицерон, блаженный Августин, Фома Аквинат и многие другие из великих писателей древности, но живы их мысли, умозаключения, философские размышления. Читая их произведения, мы становимся частью «республики словесности». Конечно, не всегда должно всецело доверяться этим авторам: к ним нужно относиться скорее как к товарищам, а не учителям, «кулаками» доказывая истину, ведь и Цицерон при всесторонней образованности мог ошибаться. Те же люди, которые не желают знать латинских авторов, презирают их, даже не прочитав — пусть остаются, как они сами этого хотят, в своем невежестве.

Вторая лекция «О традициях права у древних греков» была прочитана на греческом языке. Согласно представлению древних греков, у Зевса было три орудия, которые помогали ему управлять вселенной: держава (мирная сила), сила (военная) и справедливость. В свою очередь держава и сила как бы образовывали гармонию и порядок. Далее рассматривался вопрос: держава — это добро или зло? Одно дело — когда державой обладает божество, совсем другое — когда эта сила попадает в руки людей, которые действует по своей свободе. Известный писатель Эсхил (525–456 до Р. Х.) подробно описывал, что зависть Зевса отличается от зависти людей. Так, бедный человек, видя какого-нибудь богача, желает убить его. Зависть же Зевса означает скорее препятствие злу, его ограничение. Как осуществляется справедливость? Человеку Бог даровал свободу, а после грехопадения — стыд и закон (а после и страх), то есть люди теперь живут по какому-то наставлению, что было дано свыше. У Бога же все совершенно иначе: Он пребывает в справедливости, как это подобает Ему, как в должном для Него состоянии. Подобные размышления можно встретить уже в языческом словаре Исихия александрийского (V в. по Р. Х.). В своей лекции профессор также подробно рассмотрел этимологическую историю языка, рассказывал о связи между семитскими и индоевропейскими языками (после события XIII в. до Р. Х., когда пали ахейцы при нашествии дорийцев), о которой стало возможно говорить после ряда археологических находок XX в. Примечательно, что в одной из находок принимал участие учитель выступающего лектора.

После лекций присутствующие студенты и преподаватели Академии и Семинарии могли задать интересующие их вопросы. Каким образом изучать языки? Как профессору Агосто (ему всего 34 года) удается держать в своей голове знание 9 языков (греческий и итальянский — для него родные)? Член Римской Курии отвечал, что это во многом зависит от самого человека. Так, например, сам он, будучи 16-летним юношей, за три месяца изучил сразу еврейский, албанский и сирийский; а его жена предпочитает изучать языки отдельно: 2 года учит английский, после 2 года — немецкий и т. д. Но залог знания любого языка — это чтение как можно большего количества классических литературных текстов того или иного языка.

Новости за:
11.2024
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.