АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Проведен круглый стол «Подготовка современных пастырей: проблемы и перспективы»

27 января 2018 г.

22 января 2018 года в Храме Христа Спасителя в рамках XIII направления XXVI Международных Рождественских образовательных чтений был проведен круглый стол «Подготовка современных пастырей: проблемы и перспективы».

В работе круглого стола приняли участие духовенство, преподаватели духовных учебных заведений, а также психологи. Участники приехали из двенадцати регионов России.

В качестве одного из основных докладчиков был приглашен протоиерей Афанасий Милисеридис - лектор Афинского университета, специалист по пастырской психологии.

На круглом столе обсуждались следующие вопросы:

1. Особенности пастырского служения в апостасийные времена.

2. Как передать опыт лучших пастырей студентам духовных учебных заведений.

3. В чем состоит духовный опыт, необходимый для пастырского служения, который могут приобрести семинаристы.

4. Предложения по совершенствованию учебного плана семинарий и рабочих учебных программ преподавателей пастырских дисциплин.

Вступительное слово сказал ведущий Круглого стола игумен Киприан (Ященко), директор Центра дополнительного образования МДА, доцент Московской Духовной Академии.

 Говоря об особенностях пастырского служения в апостасийные времена, игумен Киприан отметил, что сейчас такое время, когда во всем мире добродетель уничижается, а грех возводится в ранг закона и поддерживается на высоком законодательном уровне.

«Особенности нынешних апостасийных времен накладывают отпечаток и на личность священника. Наблюдается большая разница в восприятии мира поколением молодых священников и пожилых пастырей. У молодых людей современной цифровой эры присутствует компьютерное видение мира и человека.

Сейчас встречаются такие явления как совершение богослужения с помощью гаджетов. Богослужебные книги все чаще используются в электронном виде.

Часто говорят, что в Евангелии ничего не сказано о влиянии электроники на людей, но есть старцы, которые предостерегали об опасности для духовной и нравственной стороны человека повсеместного внедрения в жизнь цифровых устройств. Одним из таких старцев был преподобный Паисий Святогорец», - сказал игумен Киприан.

Далее выступил протоиерей Афанасий Милисеридис. Он высказал мысль о том, что с тех пор как человек перестал быть в раю, время можно назвать апостасийным. Посредством греха человек разлучает себя с Богом.

«Состояние людей становится все хуже. Мы можем наблюдать, что вокруг нас царит безверие, люди предают Бога. Клирики не всегда находятся на том духовном уровне, на котором они должны быть. У нас в Греции далеко не все воспитанники духовных школ регулярно ходят в храм и причащаются.

Христианину и тем более священнику, важно своей жизнью являть пример. В центре жизни должна быть молитва. Только в этом случае, можно будет говорить о том, что человек занимается богословием.

Отрадно было видеть, что у студентов Московской духовной семинарии день начинается с молитвы. В Греции, к сожалению, не всегда можно встретить даже епископа, который богословствует.

Священнику важно иметь любовь и сострадание к людям, тогда он сможет оказать поддержку. Бывает трудно утешить мать, у которой сын умер от наркотиков или алкоголя, что так часто встречается в наше время, поэтому священнику необходимо понимать психологическое состояние человека», - сказал протоиерей Афанасий.

В ходе круглого стола, игумен Киприан (Ященко) озвучил проблему, что студентам духовных школ не хватает практики. Сегодня существует вопрос о том, как совершенствовать процесс подготовки будущих пастырей.

Необходимо найти пути того, как можно применить в образовательном процессе, духовный опыт человека достигшего святости, например, нашего современника преподобного Паисия Святогорца. Для этого нужно выходить из стен семинарий на практику, чтобы приобщиться к опыту достижения святости.

Например, можно использовать экспедицию по местам, связанных с жизнью какого-либо святого, как инструмент приобщения к его духовному опыту.

Такой практический метод уже был опробован в 2017 году, когда группа студентов духовной академии приняли участие в экспедиции в Грецию и на Афон по местам жизни и духовных подвигов преподобного Паисия Святогорца.

В июле 2018 года планируется провести международный молодежный слет (экспедицию) в честь памяти Преподобного Паисия Святогорца, где предполагается участие студентов духовных и светских ВУЗов России, а также других православных поместных Церквей.

Критериями отбора участников являются: владение греческим языком, знание жития прп. Паисия Святогорца и внутреннее стремление жить совершенной жизнью.

Круглый стол завершился выступлением священника Романа Ткачева, исполняющего обязанности ректора Воронежской духовной семинарии, который пишет диссертацию по учению святителя Феофана Затворника об устроении жизни в духовной семинарии.

Иерей Роман отметил, что насущным является вопрос отсутствия практического понимания семинаристами того, как им нести свое пастырское служение.

Существует проблема отрыва богословия от церковной жизни, о чем свидетельствовал Феофан Затворник еще в 19 веке. Он говорил о том, что богословие способно душу охлаждать. В ходе обучения часто случается даже отторжение от Церкви.

Это происходит оттого, что система обучения полностью заимствуется из светских учебных заведений, схоластична и далека от творческого применения знаний на практике.

Святитель Феофан говорил, чтобы был результат от изучения богословия нужно изменить подход к пониманию того, что такое богословская наука. Целью изучение богословия является не просто получение каких-либо новых знаний, как в светских науках. Задача церковного образования заключается не в том, чтобы узнать что-то новое, а усвоить вечное.

Методика подачи материала должна быть так построена, чтобы, изучая какую-либо дисциплину, человек, с одной стороны, назидался в вере, а с другой стороны, чтобы человек загорался сердцем и хотел служить Богу.

Святитель Феофан говорил, о важности перемещения центра внимания в духовном образовании из класса в храм. Дисциплины должны преподаваться понятным языком и через таинства низводиться в сердце.

Необходимо обратить внимание, чем занимаются учащиеся духовных школ в свободное время. Как правило, они праздно проводят время. У святителя Феофана был творческий подход к воспитанию. Будучи преподавателем семинарии, он устраивал иконописные кружки для студентов, занимался с ними столярным делом, устраивал прогулки на природу, где было неформальное общение.

Также Феофан Затворник особое внимание уделял практическому уклону в обучении будущих пастырей. Образовательный процесс должен готовить учащихся к решению, в будущей пастырской деятельности, практических задач, с которыми придется сталкиваться.

В заключении иерей Роман сказал, что опыт святых отцов в воспитании пастырей, может быть фундаментом в развитии современных духовных школ.

Подводя итоги работы круглого стола игумен Киприан поблагодарил протоиерея Афанасия и всех участников за откровенный разговор и попытки осмыслить особенности пастырского служения в наше непростое время утраты православной традиции и процветания многообразных духовных подмен.

Участники круглого стола выразили пожелание в дальнейшем более основательно рассмотреть вопросы соотношения в образовательном процессе теоретического и практического духовного опыта, а также педагогических механизмов передачи будущим пастырям лучших идеалов современного пастырского служения.

Новости за:
07.2024
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.