АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

В МДА состоялась лекция доктора филологических наук Татьяны Александровны Касаткиной по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

26 марта 2016 г.

24 марта 2016 года в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась лекция доктора филологических наук Татьяны Александровны Касаткиной на тему: «Отцы и учители»: проблема христианского наставничества в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Данное мероприятие является продолжением цикла бесед о творческом наследии Фёдора Михайловича, начало которого было положено в декабре прошедшего года лекцией профессора Бориса Николаевича Тарасова.

Встреча началась с постановки проблемы христианского наставничества и послушничества, учительства и ученичества. Было отмечено, что целью истинного духовного руководства должно быть приведение человека ко Христу при максимальном умалении личности самого духовника, который становится как бы дверью, сквозь которую послушник вслушивается в голос Божий. Таким был старец Зосима. Антиподом ему выступил образ Великого инквизитора, который «замыкает» человека на своей личности, порабощает его волю и становится стеной между им и Христом, фактически делая попытку заменить собой Христа, «умыкнуть» Его невесту. При этом Инквизитор берёт на себя права принятия решений за нас, и в этом – его мнимая привлекательность.

Описав типы «наставников», Татьяна Александровна обратила внимание слушателей и на различие самих послушников и отметила, что их встреча со Христом зависит не только и быть может даже не столько от качеств наставника, сколько от их собственного настроя. Так, старец Зосима всеми силами старался привести Алёшу ко Христу, однако воля самого Карамазова была сконцентрирована исключительно на его земном учителе Зосиме. С первого дня их знакомства он против своей воли заменил ему Христа. И здесь мы подошли к чрезвычайно важной для современного православного сознания проблеме: многие «послушники» – готовящиеся к монашеству или миряне – готовы даже из идеального во всех отношениях старца сделать Великого инквизитора, лишь бы он избавил их от тягостного ига свободы.

Отдельно был рассмотрен вопрос средств художественной выразительности, которые Достоевский использует при создании своих образов. В ряде эпизодов романа были обнаружены прямые цитаты или спрятанные аллюзии на Евангельские тексты и литургические возгласы, через которые писателю удавалось раскрыть перед внимательным читателем всю глубину тех проблем, которые он ставит. Прототипом всех событий романа является Евангельский сюжет, однако Фёдор Михайлович мастерски скрывает это от поверхностного взора читателя, не желая навязывать ему своё видение.

Мы подробно рассмотрели, как Зосиме удалось «переключить» внимание Алёши с его личности на Христа и вручить Жениху Его невесту. Особого внимания для будущих пастырей заслуживает рассмотрение того способа, который был использован старцем. Он сам назвал себя учеником, перевернув тем самым иерархическую пирамиду и сделав своих послушников – его «отцами и учителями». Татьяна Александровна отметила, что искусственное выстраивание подобных пирамид и кичение собственным учительным авторитетом является одним из упрощений и соблазнов современного христианства.

Только ребёнок способен расти, только ребёнок не замыкается на собственном мнимо достигнутом совершенстве. Более того, ребёнок жаждет этого роста и именно поэтому становится способным «врастать» в Царство Небесное. Смиренно сложив с себя статус учителя, Зосима в действительности приобрёл немало учеников, но теперь это были уже не его ученики, а ученики Христовы. И в этом смирении и умалении личности старца прослеживается чёткая параллель с кенозисом Христа, который некогда проявился в Боговоплощении, а ныне осуществляется в Евхаристии.

Кроме указанной центральной темы были обсуждены другие прямо или косвенно связанные с ней вопросы, такие как подход Ф.М. Достоевского к решению проблемы апокатастасиса; проблема взаимоотношений взрослых с детьми на примере дружбы Алёши Карамазова и Коли Красоткина; возможность восстания и приходу ко Христу после радикального нравственного падения на примере отдельных рассказов Достоевского и некоторые другие вопросы.

Все изложенные в настоящей заметке мысли были тщательно обоснованы лектором при помощи различных способов филологического анализа текста. Татьяна Александровна отметила, что богословов не всегда учат филологическому прочтению художественных произведений и извлечению из них богословского смысла. И мы очень благодарны нашей гостье за то, что она продемонстрировала нам использование этих приёмов на практике.

В завершение лекции Татьян Александровна передала в дар библиотеке академии книги о Ф.М. Достоевском изданные ИМЛИ РАН.

Текст: Даниил Салищев (МДА)

Фото: С. Константинов (МДА)

Новости за:
07.2024
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.