|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
В Российском университете дружбы народов прошел круглый стол на тему: «Концепция семьи в свете традиционных ценностей и международного права»03 ноября 2015 г. 30 октября 2015 года в Российском университете дружбы народов в рамках второго этапа XIII Международного конгресса «Блищенковские чтения» прошел круглый стол на тему: «Концепция семьи в свете традиционных ценностей и международного права». В заседании приняло участие более 40 человек, в числе которых ученые, аспиранты, студенты из различных вузов России и зарубежных стран. По традиции участниками круглого стола стали не только юристы-международники, но также богословы, психологи, политологи, социологи и иные специалисты. Целью круглого стола являлось обсуждение актуальных вопросов концепции семьи в свете традиционных ценностей, национального и международного права (концепция семьи, концепция традиционных ценностей, эволюция понятия «гендер» как правовой категории в XXI веке, механизмы международно-правовой защиты традиционных ценностей в рамках ООН и других международных организаций, позиция Российской Федерации в отношении традиционных ценностей на международном уровне, вопросы, касающиеся неприемлемой практики легализации однополых союзов, усыновление детей однополыми парами в отдельных странах и другие). Основная задача круглого стола заключалась в продвижении позиции Российской Федерации по поддержке традиционных ценностей. С приветственной речью к участникам круглого стола обратился заведующий кафедрой международного права юридического института РУДН, Вице-председатель Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, Председатель Комиссии международного права Российской Ассоциации содействия ООН Аслан Хусейнович Абашидзе. Особым почетным гостем круглого стола стал ректор Московской духовной академии, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений. Владыка выступил с докладом на тему: «Семья в свете традиционных православных ценностей», в рамках которого он, в частности, отметил, что «Россию с полной уверенностью можно назвать страной православной культуры. По данным опросов, 75% россиян причисляют себя к православным христианам. Но в то же самое время наша страна занимает одно из первых мест в мире по таким параметрам как число разводов, количество абортов, число детей, брошенных родителями, число сирот. Складывается парадоксальная ситуация: страна с самой богатой православной культурой переживает глубочайший семейный кризис. Налицо полное несоответствие реальных жизненных установок, по которым наши сограждане строят свою семейную жизнь, с нормами той культуры, к которой они себя причисляют… Русь приняла христианство от Восточной Римской империи – Византии, где была уже сложившаяся культура семьи, построенная на христианских началах, но вместе с тем несущая на себе отпечатки античной культуры. Новое отношение к браку в христианстве с самого начала дало мощный импульс к преображению института семьи. В первую очередь, это сказалось на роли женщины в семье. Христианство учило смотреть на женщину не как на средство удовлетворения животного инстинкта, а как на сонаследницу благодатной жизниво Христе (1 Пет. 3:7). Перед Богом все равны, ибо во Христе нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3:28). Все это весьма способствовало возвышению женщины. Тем не менее, онтологическое равенство мужичины и женщины не порождало полного равенства их в семье и обществе, поскольку христианство не упраздняет семейной и социальной иерархии. Главной ролью женщины всегда считалась роль жены, матери и хранительницы домашнего очага. Участие женщины в общественной жизни было более опосредованным, но оттого не менее значимым. Христианство немедленно начало бескомпромиссную борьбу против институтов многоженства, сожительства, наложничества и других извращений семейной жизни, многие из которых считались нормой в языческой среде. В это трудно поверить сегодня, но сам институт современной семьи, в основе которой лежит союз одного мужа и одной жены, является одним из величайших завоеваний именно христианской цивилизации. Нравственные обязанности в отношении семьи считались общеобязательными для всех, не исключая императорских семей. Случаи нарушения этих правил всегда воспринимались народным сознанием тем болезненнее, чем высшее место в социальной иерархии занимало лицо, их совершающее… В православной культуре, где главными семейными ценностями являются вера, любовь, жертвенность, стремление ко спасению, целомудрие, идеалом является крепкая, дружная семья, все члены которой жертвенно любят друг друга и служат друг другу в любви. В такой семье не может быть и речи о супружеской измене. Высоким идеалам любви противоречит сама идея о возможности убийства зачатого младенца (аборта) или и об уклонении от деторождения в любой форме, исключая случаи, когда родители принимают решение о взаимном воздержании ради подвигов богоугождения. С точки зрения православных ценностей, уклонение от создания семьи в случае, если на него идут не ради высшей цели – служения Богу в безбрачии – является уклонением человека от пути спасения. С точки зрения традиционных православных ценностей, глубочайший кризис современной семьи виден невооруженным глазом. К этому кризису семья пришла за последнее столетие в потоке бурных социальных и мировоззренческих перипетий. Нужно сказать, что и научно-технический прогресс с сопутствующими ему факторами – урбанизацией, ухудшением экологии, отрывом человека от окружающей среды, широким вовлечением женщины в общественную и производственную сферы – создают объективные препятствия для формирования традиционной многодетной семьи. Большим препятствием к оздоровлению семейного климата становится массовая культура и влияние средств массовой информации, которые пропагандируют установки, совершенно противоположные нашим традиционным ценностям. В условиях, когда большинство детей лишены позитивного примера в своих собственных семьях, а в школах отсутствует семейное воспитание, влияние массовой культуры на подрастающее поколение становится поистине катастрофическим. И все же главным кризисом семьи мы считаем кризис мировоззренческий. Современный человек, потерявший веру, полагает смысл своей жизни в наслаждении, в достижении земного счастья. Но даже этого земного счастья в семье человек не может получить, если воспринимает семью как совместный поиск удовольствий, а не как крестоношение и подвиг любви к ближнему. Парадоксально, но счастье в семье возможно только в том случае, когда каждый из супругов стремится сделать счастливым другого, а не самого себя. Кризис семьи также является кризисом потери смысла жизни. Если человек не видит смысла в собственном существовании, то бессмысленность бытия лишает его тяги к жизни. Человек не хочет стремиться ни к личному бессмертию (достигаемому в Боге), ни к бессмертию родовому в своих детях (откуда нежелание рожать детей), ни – что парадоксально – даже к личному земному благополучию, губя себя алкоголизмом, наркоманией, игроманией, нежеланием трудиться и проч…. Итак, институт семьи проделал немалый исторический путь. Этот путь неотрывен от общей духовной истории человечества и является ее проекцией. Ломка традиционного христианского теоцентрического мировоззрения сначала на Западе, а затем и в России, привела к постепенному разрушению института семьи… Сегодня перед обществом стоит новый вызов, идущий с Запада – отрицание самих основ библейского понимания пола. Уже на законодательном уровне отрицается понимание семьи как союза мужчины и женщины. Новые гендерные теории, широко и с успехом воплощаемые на практике с использованием новейших технологий, имеют своей целью полное уничтожение семьи как таковой. Только полная мобилизация всех здоровых сил нашего общества может спасти мир от катастрофы. Все наше общество сегодня должно направить свои усилия на поддержание здоровых семей, на пропаганду традиционных семейных ценностей вне их отрыва от проповеди Евангелия, на создание привлекательного образа семейной жизни. Только здоровая крепкая семья дает нашему народу шанс на выживание в настоящих условиях внешнего и внутреннего давления на наше Отечество» (См. полный текст доклада). Доклад нашел живой отклик, выразившейся в многочисленных вопросах и оживленной дискуссии. Следующий докладчик, которым стал доцент Академии управления МВД России, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, консультант Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, кандидат юридических наук, академик Всемирной академии наук Комплексной безопасности, полковник внутренней службы в отставке протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, освятил правовые и иные аспекты влияние русофобии на институт семьи в России. Особый интерес и дискуссию вызвал доклад доцента кафедры международного права юридического института РУДН, кандидата юридических наук, доцента Алисиевич Екатерины Сергеевны на тему: «Трансформация правовых позиций Европейского суда по правам человека при определении понятий «семья» и «семейная жизнь»: эволюция или деградация?». В рамках круглого стола выступили также студенты и аспиранты. Аспирант кафедры международного права юридического института РУДН из Словакии Ондрейчик Михал рассказал об отношении к традиционным семейным ценностям в его стране, о влиянии политики Евросоюза по продвижению нетрадиционных ценностей на общественное мнение, а также о закреплении соответствующих тенденций на правовом уровне. Завершил выступления докладчиков магистрант Московского психолого-педагогического университета Оганесян Хачатур с докладом на тему: «Семья Николая II как пример христианского благочестия», пригласив всех участников круглого стола посетить выставку, посвященную данной теме, которая проходит в настоящее время по адресу: ул. Фридриха Энгельса, д. 38. В заключение ведущая круглого стола - руководитель гранта РГНФ «Гендерные аспекты международно-правовой защиты традиционных ценностей» (проект №14-33-01040), кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Семенова Наталия Сергеевна подвела итоги круглого стола, пригласив всех участников на очередной V круглый стол по теме гранта, который состоится в апреле 2016 года в рамках XIV Международного конгресса «Блищенковские чтения». Она также сообщила, что по итогам круглого стола планируется издание сборника докладов, в связи с чем, все участники, заявившие тему доклада, должны прислать его текст до 7 ноября 2015 года по электронной почте: . Все доклады должны соответствовать теме круглого стола и указанного гранта. В случае несоответствия указанным параметрам и/или непредставления текста доклада до 7 ноября 2015 года доклад не будет включен в сборник. Кафедра международного права Российского университета дружбы народов благодарит всех, кто принял участие в круглом столе и внес свой посильный вклад в то, чтобы данное мероприятие стало интересным, полезным и плодотворных во всех отношениях.
|
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|