АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Что думают индивидуальные наставники духовных школ о «тьюторской» деятельности

27 февраля 2015 г.

17 февраля 2015 года в Московской духовной академии состоялся второй общецерковный семинар индивидуальных наставников. В семинаре приняли участие представители большинства духовных учебных заведений русской Православной Церкви. Портал Учебного комитета провел среди участников мероприятия опрос мнения самих «тьюторов» о пользе, недостатках, целесообразнлости их работы.

В опросе приняли участие 24 человека, несущие послушание индивидуального наставника в различных духовных семинариях.

Чтобы узнать искреннее мнение участников, а не их официальную позицию, опрос проводился анонимно, что дает надежду на получение картины мнений максимально приближенную к реальной действительности.

Большинство участников опроса занимаются индивидуальным наставничеством не более года. Есть и те, чей стаж в данной сфере достигает трех-четырех лет. Особую ценность представило мнение настоящего мэтра тюторства, занимающегося этой деятельностью целых 16 лет (сначала в светской, затем в духовной школе).

Институт индивидуальных наставников. «Плюсы»

В основном индивидуальные наставники считают свою деятельность полезной.

Итак, положительные моменты тьюторской деятельности:

- компенсация недостатка навыков студентов к обучению

«Это помогает воспитаннику более подробно изучить материал и в свободной форме».

Занятия с тьюторами «формируют компетенции в области чтения и понимания текстов, их анализа, дискуссии по разным вопросам».

«Наставник пробует заставлять студентов пробовать учиться, думать, писать».

- адаптация к семинарской жизни

«Считаю, что институт тьюторов полезен и важен как сопровождение учебно-воспитательного процесса. Решается множество проблем: от разрешения конфликтных ситуаций до проведения совместных мероприятий с другими учебными заведениями ( в т.ч. светскими). Обучающиеся (и абитуриенты, и студенты) включаются в студенческое братство, не ощущают дефицита внимания.

- ощущение собственной нужности

Занятия позволяют студенту «почувствовать, что он нужен кому-то из администрации».

- оперативное решение учебных, психологических и бытовых проблем

«Тьюторы полезны для студентов, которые в любое время могут к ним обратиться».

- улучшение успеваемости

«Считаю институт тьюторов полезным, так как могу объективно констатировать, что с момента введения на данных курсах успеваемость улучшилась качественно».

- обмен опытом,

-налаживание контакта со студентами,

- возможность реализации выпускника духовных школ в качестве преподавателя.

«Все, что помогает уменьшить формализм в работе со студентами – полезно, но и нет такого доброго дела, которое нельзя было бы испортить».

Институт индивидуальных наставников. «Минусы»

Отрицательных оценок было немного. Но мы дорожим ими, так как они позволяют обратить внимание на те «минусы», которые не видны, когда смотришь со стороны.

Один из участников опроса, который занимается индивидуальным наставничеством второй учебный год, написал, что институт тьюторов не полезен «ничем», не полезен в принципе. На этом все.

Четыре человека ответили,  что на данном этапе трудно дать объективную оценку

«в связи с кратким временем введения этой должности».

«Институт тьюторов полезен, но нужно больше времени на его становление».

«О его пользе во всей полноте говорить не приходится, - но есть все перспективы».

«На данном этапе системы духовного образования трудно говорить о пользе или непользе. Нужно пробовать, делать, воплощать  в жизнь, а там увидим результат. Сейчас есть много препятствий для полноценной работы тьюторов. В любом случае, задумка неплохая».

Все же тема препятствий пока остается не раскрыта.

Другие участники опроса были более конкретны.

Мы выделили несколько отрицательных моментов, которые сами наставники видят на данном этапе существования института индивидуальных наставников:

- дублирование обязанностей

«Необходимо более четко развести на уровни местного понимания индивидуальных наставников и общую воспитательную работу по линии воспитательной части».

«Может быть, в семинариях с малым количеством учащихся, когда студенты находятся под постоянным вниманием и хорошо известны дежпомам, инспектору, проректору, во многом это тьюторство дублирует воспитательную часть. Соответственно, в крупных учебных заведениях, думаю, это более востребовано».

«Институт тьюторства предполагает большое учебное заведение с возможностью выбора индивидуальной траектории обучения и необходим для индивидуального подхода к обучающемуся. В наших условиях даже в Академии возможности тьютора очень ограничены. В семинариях же на 20-30 человек необходимость и полезность этого института под вопросом. Вопрос, как именно применить этот инструмент в условиях нашей семинарии, требует очень серьезной проработки».

- тьютор vs духовник

«С трудом представляю себе совмещение психологической помощи учащимся (что тоже требуется от индивидуального наставника) с помощью в учебном процессе. Психологической помощью должен заниматься духовно опытный пожилой, имеющий опыт в воспитании священник».

- (не)компетентность и (не)опытность индивидуальных наставников

«Если наставник учит «читать, писать и говорить», то у него должны быть работы, подтверждающие эти умения. Это как минимум регулярные публичные выступления и публикации. По ним можно проверить, на что способен кандидат в индивидуальные наставники», - написал по этому поводу один из тьюторов. И добавил: «При отсутствии способного кандидата в индивидуальные наставники идеально было бы присылать его из центральных духовных школ, где этот институт уже отработан».

- загруженность потенциальных тьюторов церковными послушаниями,

- отсутствие четких методологическтх программ,

- отсутствие необходимых ресурсов, в том числе финансовых

«Привлечение специалистов требует соответствуюей оплаты, которая, в свою очередь, не заложена в смету расходов».

- отсутствие взаимодействия между тьюторама и другими преподавателями, в том числе научным руководителем студента,

- чрезмерный контроль из центра

«Формальная нагрузка по КОНТРОЛЮ убьет тьюторство полностью», - написал один из участников опроса. Он же отметил, что институт индивидуальных наставников «очень неустойчив. В одном вузе он может быть эффективным один год и очень провальным другой год». Его коллега отметил, что не должно быть «чрезмерного давления со стороны Учебного комитета, особенно в части ведения документации, так как наставничество должно определяться внутренними потребностями семинарии».

 

Материалы портала Учебного комитета

 

 

 

Что касается материалов портала Учебного комитета, почти все участники опроса написали, что пользуются ими и материалы «помогают»

В одной анкете было написано, что «помогают ситуативно».

Кто-то более подробно написал о том, что читает их «с тщанием» и использует в работе, один из участников отметил, что пользуется методическими материалами

«пока остановился на тренировке умения публично выступать с помощью предложенных схем и упражнений».

Один участник отметил, что использовал только материалы блога, еще один написал:

«следовало бы более четко анонсировать появление новых материалов».

Это, безусловно, будет учтено.

Один из опрошенных был категоричен:

«На портале Учебного комитета ничего полезного нет. Трудно представить, чем занимались его сотрудники последние 25 лет. Семинариям требуется помощь в виде образцов нормативных документов и методического обеспечения».

Опрошенные отметили и другие недостатки опубликованных материалов:

- «не очень хорошо структурированы»

- «не было анонса второго семинара» (как редактор портала, добавлю, что анонс был! Просто он куда-то ушел с нашей главной страницы),

- «Нет места для закрытой дискуссии».

Индивидуальные наставники отмечали, что им хотелось бы «видеть больше методик, имеющих отношение к работе тьютора».

«Хорошо, что хоть какие-то материалы есть, но, думаю, необходимо стремиться к созданию полноценных учебных пособий».

«И реально может помочь индивидуальным наставникам опыт других семинарий, который  очень хотелось бы видеть на портале Учебного комитета».

О публикации материалов, которые содержат положительный опыт работы или методики организации занятий «наиболее упрощенный скелет работы наставников и студентов», как написано в одном из опросных листов, писали многие.

Отмечалось, что очень помогают материалы блога «Индивидуальный наставник»: «Спасибо О.А. Суханову за искреннее желание помочь нам!».

Иеромонах Кассиан (Плоский)
Ольга Богданова

Портал Учебного комитета

Новости за:
07.2024
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.