11 февраля 2005 г.
10-11 февраля в Московской духовной академии состоялось совещание по вопросу совершенствования учебного плана и программ Духовной семинарии. В совещании приняли участие эксперты – представители духовных школ Русской Православной Церкви – ректоры, проректоры по учебной работе и председатели учебно-методических советов семинарий. Целью совещания было подведение промежуточных результатов образовательной деятельности Духовных семинарий, осуществляемой на основании типового пятилетнего учебного плана, утвержденного Священным Синодом в 1997 г.
Со вступительным словом на совещании выступил Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской Духовной Академии архиепископ Верейский Евгений, предложивший для обсуждения участникам встречи следующие вопросы:
- Достижения и неудачи в ходе реализации пятилетнего учебного плана.
- Способствовал ли перевод семинарий на пятилетнюю программу повышению уровня и качества предлагаемого образования таким образом, что достигнутый уровень может быть признан соответствующим высшему богословскому образованию.
- Способствовал ли переход на пятилетнюю программу исполнению задачи, поставленной Святейшим Патриархом перед духовной школой – подготовить верных служителей Церкви, дать им «такой уровень образования, который будет соответствовать нуждам и задачам Русской Православной Церкви в данный исторический момент ее земного бытия».
- Соответствие содержания образования, предлагаемого в семинарии, задачам, которые ставятся Церковью перед ее выпускниками.
- О возможности и целесообразности введения в семинариях различных специализаций.
- Формы координации развития учебно-методической деятельности в рамках единой системы духовного образования.
- О перспективах создания в семинариях методических советов и организации деятельности кафедр, а также организации их взаимодействия как в рамках отдельных дисциплин и предметов, так и в масштабах общецерковной сети духовного образования.
- Конкретные вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в духовных семинариях в рамках типового пятилетнего учебного плана:
a. Нахождение баланса образовательной и воспитательной работы;
b. Нахождение баланса между компонентами образования (гуманитарным, пропедевтическим, общебогословским, церковно-практическим);
c. Нахождение баланса между формами образовательной деятельности;
d. Направления совершенствования учебных программ по отдельным предметам и издания учебных пособий;
e. Возможность получения студентами семинарии дополнительного образования, наличие факультативных и вспомогательных курсов.
С основными докладами на совещании выступили первый заместитель председателя Учебного комитета, профессор МДА протоиерей Владислав Цыпин, а также главный инспектор Учебного комитета доцент МДА протоиерей Максим Козлов.
В докладе протоиерея Владислава Цыпина была представлена история реформы в сфере духовного образования, осуществляемой по благословению Высшей церковной власти в Русской Православной Церкви на протяжении последнего десятилетия. Докладчик, в частности, подчеркнул, что реформирование духовной школы было вызвано существенным изменением внешних обстоятельств бытия Церкви. Специфика духовного образования советского времени в ее отличии от дореволюционного периода в значительной мере определялась ограничениями со стороны гражданских властей, препятствовавших преподаванию в семинариях предметов общегуманитарного цикла. После исчезновения данных ограничений Священноначалие Церкви сочло необходимым восстановить уровень и качество традиционного богословского образования, восстановив в учебном курсе семинарии и академии гуманитарные дисциплины, а также включив в учебные планы предметы, необходимые будущим пастырям в их служении Церкви на современном этапе.
Доклад протоиерея Максима Козлова был посвящен обсуждению возможности введения специализаций по двум направлениям в соответствии с наличием различных задач, решаемых семинариями. В качестве возможного варианта была предложена модель специализации по пастырскому и пастырско-богословскому направлениям. Не исключалась возможность введения, там, где это необходимо, и иных специализаций. Важным условием такой модели должна быть ее гибкость, позволяющая использовать ее в тех семинариях, где это целесообразно. При ее введении должно быть также обеспечено равенство выпускников различных специализаций как при направлении на приходское служение, так и при поступлении в академии.
В выступлениях в ходе дискуссии отмечалось следующее:
1. Несмотря на имеющиеся сложности и недочеты, в целом переход духовных семинарий на пятилетний учебный план привел к положительным результатам, в первую очередь, к повышению уровня и качества образования.
2. Задача достижения семинариями уровня высшего богословского образования вполне реальна. Наличие вспомогательных гуманитарных дисциплин, вновь введенных в учебный план, оправданно и целесообразно. Вопрос о нахождении оптимального баланса преподаваемых дисциплин остается открытым.
3. К недостаткам и проблемам следует отнести недостаточную обеспеченность образовательного процесса необходимыми учебно-методическими материалами и регламентирующей учебно-воспитательный процесс документацией.
4. Предлагаемые в рамках совершенствования учебного плана и программ преобразования должны быть реалистичными. Следует иметь в виду как реальные задачи церковного служения, так и ограниченность ресурсов семинарий.
5. Многообразие направлений подготовки студентов семинарий может быть обеспечено не только путем введения специализаций, но и посредством организации двух уровней образования в семинарии: пастырского (4 года) и богословского (5 лет обучения с возможностью последующего поступления в академии).
По результатам Совещания его участники пришли к следующим выводам:
1. Результаты образовательной деятельности Духовных семинарий, осуществляемой на основании типового пятилетнего учебного плана, утвержденного Священным Синодом в 1997 г. полагать в основном положительными.
2. Перевод семинарий на пятилетнюю программу, по мнению участников совещания, в целом способствовал повышению уровня и качества духовного образования в осуществление задач, поставленных перед духовной школой Святейшим Патриархом и всея Руси Алексием II, Священным Синодом и Архиерейскими Соборами Русской Православной Церкви.
3. На данном этапе приоритетной задачей деятельности Учебного комитета полагать развитие учебно-методической работы, в частности проведение регулярных учебно-методических семинаров по учебным дисциплинам.
4. Рассмотреть целесообразность создания при Учебном комитете предметных комиссий по группам родственных дисциплин.
5. Учебному комитету на основании обобщения опыта духовных семинарий в реализации типового учебного плана, а также прозвучавших на настоящем совещании предложений по его совершенствованию, во взаимодействии с духовными школами следует разработать проект единого образовательного стандарта духовной семинарии.
6. При разработке проекта образовательного стандарта иметь в виду возможность введения в духовных семинариях специализаций, в соответствии с нуждами и задачами Русской Православной Церкви в настоящее время.
Более подробная информация о состоявшемся Совещании размещена на Образовательном портале Учебного комитета Русской Православной Церкви www.bogoslov.ru