АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Завершило работу Совещание по вопросу совершенствования учебного плана и программ духовной семинарии

11 февраля 2005 г.

10-11 февраля в Московской духовной академии состоялось совещание по вопросу совершенствования учебного плана и программ Духовной семинарии. В совещании приняли участие эксперты – представители духовных школ Русской Православной Церкви – ректоры, проректоры по учебной работе и председатели учебно-методических советов семинарий. Целью совещания было подведение промежуточных результатов образовательной деятельности Духовных семинарий, осуществляемой на основании типового пятилетнего учебного плана, утвержденного Священным Синодом в 1997 г.

Со вступительным словом на совещании выступил Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской Духовной Академии архиепископ Верейский Евгений, предложивший для обсуждения участникам встречи следующие вопросы:
-         Достижения и неудачи в ходе реализации пятилетнего учебного плана.
-         Способствовал ли перевод семинарий на пятилетнюю программу повышению уровня и качества предлагаемого образования таким образом, что достигнутый уровень может быть признан соответствующим высшему богословскому образованию.
-         Способствовал ли переход на пятилетнюю программу исполнению задачи, поставленной Святейшим Патриархом перед духовной школой – подготовить верных служителей Церкви,  дать им «такой уровень образования, который будет соответствовать нуждам и задачам Русской Православной Церкви в данный исторический момент ее земного бытия».
-         Соответствие содержания образования, предлагаемого в семинарии, задачам, которые ставятся Церковью перед ее выпускниками.
-         О возможности и целесообразности введения в семинариях различных специализаций.
-         Формы координации развития учебно-методической деятельности в рамках единой системы духовного образования.
-         О перспективах создания в семинариях методических советов и организации деятельности кафедр, а также организации их взаимодействия как в рамках отдельных дисциплин и предметов, так и в масштабах общецерковной сети духовного образования.
-         Конкретные вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в духовных семинариях в рамках типового пятилетнего учебного плана:
a.        Нахождение баланса образовательной и воспитательной работы;
b.       Нахождение баланса между компонентами образования (гуманитарным, пропедевтическим, общебогословским, церковно-практическим);
c.        Нахождение баланса между формами образовательной деятельности;
d.       Направления совершенствования учебных программ по отдельным предметам и издания учебных пособий;
e.        Возможность получения студентами семинарии дополнительного образования, наличие факультативных и вспомогательных курсов. 

С основными докладами на совещании выступили первый заместитель председателя Учебного комитета, профессор МДА  протоиерей Владислав Цыпин, а также главный инспектор Учебного комитета доцент МДА протоиерей Максим Козлов.
В докладе протоиерея Владислава Цыпина была представлена история реформы в сфере духовного образования, осуществляемой по благословению Высшей церковной власти в Русской Православной Церкви на протяжении последнего десятилетия. Докладчик, в частности, подчеркнул, что реформирование духовной школы было вызвано существенным изменением внешних обстоятельств бытия Церкви. Специфика духовного образования советского времени в ее отличии от дореволюционного периода в значительной мере определялась ограничениями со стороны гражданских властей, препятствовавших преподаванию в семинариях предметов общегуманитарного цикла. После исчезновения данных ограничений Священноначалие Церкви сочло необходимым восстановить уровень и качество традиционного богословского образования, восстановив в учебном курсе семинарии и академии гуманитарные дисциплины, а также включив в учебные планы предметы, необходимые будущим пастырям в их служении Церкви на современном этапе.
Доклад протоиерея Максима Козлова был посвящен обсуждению возможности введения специализаций по двум направлениям в соответствии с наличием различных задач, решаемых семинариями. В качестве возможного варианта была предложена модель специализации по пастырскому и пастырско-богословскому направлениям. Не исключалась возможность введения, там, где это необходимо, и иных специализаций. Важным условием такой модели должна быть ее гибкость, позволяющая использовать ее в тех семинариях, где это целесообразно. При ее введении должно быть также обеспечено равенство выпускников различных специализаций как при направлении на приходское служение, так и при поступлении в академии.  

В выступлениях в ходе дискуссии отмечалось следующее: 
1. Несмотря на имеющиеся сложности и недочеты, в целом переход духовных семинарий на пятилетний учебный план привел к положительным результатам, в первую очередь, к повышению уровня и качества образования.
2. Задача достижения семинариями уровня высшего богословского образования вполне реальна. Наличие вспомогательных гуманитарных дисциплин, вновь введенных в учебный план, оправданно и целесообразно. Вопрос о нахождении оптимального баланса преподаваемых дисциплин остается открытым.
3. К недостаткам и проблемам следует отнести недостаточную обеспеченность образовательного процесса необходимыми учебно-методическими материалами и регламентирующей учебно-воспитательный процесс документацией.
4. Предлагаемые в рамках совершенствования учебного плана и программ преобразования должны быть реалистичными. Следует иметь в виду как реальные задачи церковного служения, так и ограниченность ресурсов семинарий.
5. Многообразие направлений подготовки студентов семинарий может быть обеспечено не только путем введения специализаций, но и посредством организации двух уровней образования в семинарии: пастырского (4 года) и богословского (5 лет обучения с возможностью последующего поступления в академии). 

По результатам Совещания его участники пришли к следующим выводам: 
1. Результаты образовательной деятельности Духовных семинарий, осуществляемой на основании типового пятилетнего учебного плана, утвержденного Священным Синодом в 1997 г. полагать в основном положительными.
2. Перевод семинарий на пятилетнюю программу, по мнению участников совещания, в целом способствовал повышению уровня и качества духовного образования в осуществление задач, поставленных перед духовной школой Святейшим Патриархом и всея Руси Алексием II, Священным Синодом и Архиерейскими Соборами Русской Православной Церкви.
3. На данном этапе приоритетной задачей деятельности Учебного комитета полагать развитие учебно-методической работы, в частности проведение регулярных учебно-методических семинаров по учебным дисциплинам.
4. Рассмотреть целесообразность создания при Учебном комитете предметных комиссий по группам родственных дисциплин.
5. Учебному комитету на основании обобщения опыта духовных семинарий в реализации типового учебного плана, а также прозвучавших на настоящем совещании  предложений по его совершенствованию, во взаимодействии с духовными школами следует разработать проект единого образовательного стандарта духовной семинарии.
6. При разработке проекта образовательного стандарта иметь в виду возможность введения в духовных семинариях специализаций, в соответствии с нуждами и задачами Русской Православной Церкви в настоящее время.

Более подробная информация о состоявшемся Совещании размещена на Образовательном портале Учебного комитета Русской Православной Церкви www.bogoslov.ru

Новости за:
11.2024
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.