|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Итоги первого дня работы научно-богословского форума «Эсхатологическое учение Церкви»14 ноября 2005 г. Завершился первый день научно-богословского форума «Эсхатологическое учение Церкви».
Приветственным словом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были открыты пленарные заседания. Его Святейшество отметил, что современные мировые проблемы стали причиной возникновения многих ложных эсхатологических представлений. В сложившейся ситуации Церковь должна дать ответ в духе своего учения, а для этого нужна сильная богословская наука и «нынешняя конференция является знаком и свидетельством процесса развития богословской науки». В заключение, Его Святейшество пожелал помощи Божией участникам конференции. В приветственном послании полномочного представителя Совета Федерации РФ С.М. Миронова было отмечено, что собравшийся научно-богословский форум объединил ведущих православных богословов мира. Это имеет принципиальное значение в связи с задачами, стоящими перед российским обществом, в том числе оздоровление духовно-нравственного климата и укрепление государства. Было подчёркнуто, что обществом востребовано сотрудничество государства и Церкви. В обращении к участникам конференции Полномочного Представителя Президента РФ в Центральном Федеральном округе, которое было оглашено заместителем начальника департамента по работе с религиозными организациями Представительства Президента РФ в Центральном Федеральном округе М.Н. Белогубовой, было обращено внимание на то, что эта конференция отражает рост серьёзной богословской науки в России. Отмечалось, что она не только способствует укреплению межправославных связей, но и развивает взаимодействие со светской наукой. Большое значение проводимого форума было отражено и в послании Председателя комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, Президента Межпарламентской Ассамблеи Православия Попова С.А.
Председатель богословской синодальной комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет в своем выступлении говорил о необходимости рассмотрения эсхатологии в нескольких аспектах: библейском, святоотеческом и литургическом. Владыка митрополит отметил, что в церковном сознании эсхатология не есть только ожидание конца истории, но, одновременно, есть начало нового, метаисторического бытия. Ведь Церковь не только ожидает пришествия Господня, когда «Бог будет все во всем», но уже в нынешнем историческом бытии начинает обладать тем, к чему стремится, нарушая тем самым логику времени. Наиболее явно это выражено, по мнению докладчика, в таинстве Евхаристии. Основной темой доклада митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла стала свобода человеческой воли. Докладчик акцентировал внимание на том, что свобода воли не в свободе выбора между добром и злом, но в том, чтобы укреплять в себе добро, отвергая зло, и давать место действию божественной Благодати. Не понимание этого привело, по мнению владыки митрополита, к отходу от объективных норм нравственности, к абсолютизации индивидуальных желаний, что, в свою очередь, приводит к состоянию общества, не принимающего добра. Таким образом, человек теряет основное свойство собственной природы – различение добра и зла. Для того чтобы человечество снова осознало разницу между этими двумя полюсами, необходимо возвращение к эсхатологическому мироощущению. В дискуссии по данному докладу выступил известный греческий богослов, профессор Афинского университета Константин Скутерис. Господин профессор обратил внимание на то, что свободу нельзя рассматривать вне общения, если нет общения – нет и свободы. Свобода от зла и свобода для добра рождается именно в общении. В докладе митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии «Эсхатология в книге пророка Исаии» были проведены аналогии между эсхатологическими текстами из книги пророка Исаии и Апокалипсисом святого Иоанна Богослова. После обеда были продолжены пленарные заседания и обсуждения запланированных тем. Особенно был интересен доклад известного сербского богослова епископа Афанасия (Евтича) «Протология и эсхатология у св. Максима Исповедника». Владыка обратил внимание, что преп. Максим является самым глубоким христологическим и, даже, христоцентричным богословом. Его богословие не абстрактно, но глубоко сотериологично, поскольку проистекает не из теоретических философских построений, но из реального знания Христа. Здесь он подобен светильникам Церкви свтт. Афанасию Великому и Григорию Богослову и является продолжателем богословской традиции апостолов Иоанна Богослова и Павла. Первоначально почётное наименование «Богослов» церковной традицией было присвоено именно преп. Максиму, однако в истории оно не удержалось. Докладчик резко дистанцировался от мнений, приписывавших творениям преп. Максима некий оригенизм, и показал, что свв. отцы всегда были сильны наполнять термины языческой философии и даже некоторых еретиков православным содержанием. Не исключением явился и преп. Максим, и его христологическое осмысление протологии (слова о начале бытия) и эсхатологии (слова о последних реальностях) показало это со всей силой. Владыка также указал на важные следствия для практической жизни, а именно, что икономия, т.е. снисхождение, берёт начало из глубинных слоёв жизни Церкви, поскольку само Боговоплощение явилось икономией. И хотя всякое снисхождение имеет границы, определяемые вероучением, им не следует пренебрегать, зная его истинное содержание, в главном делании Церкви – в преображении и спасении мира. В заключении Владыка подчеркнул, что христианская эсхатология, особенно осмысленная в наследии преп. Максима, не является мрачной, наоборот, наполнена светом и радостным ожиданием встречи со Христом. Оживлённая дискуссия завязалась после доклада профессора Христоса Яннараса "Эсхатология: конец времени или свобода от времени?" и касалась вопроса, имеет ли Церковь знание или только веру. Профессор Яннарас склонялся к мнению, что достоянием Церкви в большей степени является вера, хотя знание и присутствует в Божественном Откровении. Оппонентом выступил епископ Афанасий (Евтич) и подчеркнул, что Церковь обладает настоящим знанием, поскольку святые, члены Церкви, обладают им в силу причастности Богу, и кому, как не им, может быть дано знание. В заключение участники конференции возблагодарили Бога за радость совместного общения.
С текстами докладов можно ознакомиться на официальном сайте |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|