АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Состоялась первая лекция проф. Адриано Роккуччи

28 марта 2006 г.

В рамках повышения уровня образования учащихся духовных школ, для ознакомления с современным положением Римско-Католической Церкви по приглашению Администрации МДА Московскую духовную академию посетил известный католический ученый, ведущий специалист по новейшей истории, профессор Римского университета, генеральный секретарь "Общества им. Эгидия Римского" Адриано Роккуччи. Областью научных интересов господина профессора является история II Ватиканского собора, положение Русской Православной Церкви при И. Сталине, мученичество христиан в XX веке, проблемы национализма и секуляризации в современном обществе.

27 марта 2006 года господин Роккуччи прочел в Академии первую лекцию из цикла "Введение в историю Римско-Католической Церкви в XX веке". На лекции присутствовали секретарь Ученого совета МДА протоиерей Павел Великанов, проректор по научно-богословской работе священник Владимир Шмалий, помощник ректора по общим вопросам иеромонах Мелетий (Соколов), преподаватели и студенты МДАиС. В своем выступлении профессор поднял важную тему: методологию изучения истории. По мнению лектора, XX век – важнейший период в развитии церковной истории. На формирование современной историографии существенное влияние оказали философские и историософские течения XIX – XX веков, среди которых особенно следует отметить позитивизм, под влиянием которого возник метод критического исследования источников. Не менее важным стало открытие архивов Ватикана папой Львом XIII, что позволило ученым исследовать очень важный пласт церковных документов, проливающих свет на многие вопросы церковной и светской истории. Все это способствовало формированию церковной истории как научной дисциплины.

 

Говоря о подходах изучения истории, профессор выделил два основных:

Апологетический, рассматривающий историю как ответ на секулярную и другую критику;  в связи с богословскими спорами. Такой подход характерен при полемике между католиками и протестантами.

В XX веке рядом выдающихся историков как обязательное условие выдвигается правило изучать историю в контексте истории определенного периода, а не в рамках конфессионального противостояния. Следуя данному правилу, ученый должен установить достоверность факта и проанализировать его, но при этом не должен защищать или осуждать какую-либо позицию как абсолютно правильную или неверную. Необходимо при оценке события руководствоваться религиозными, политическими, культурными, философскими, правовыми категориями той эпохи, в которой происшедшее имело место. Господин профессор отметил, что данная мысль кажется банальной, однако до сих пор нередко событие, скажем, XVI века оценивают категориями века XX, что совершенно неуместно.

Еще одним важным вопросом, активно обсуждаемым западными историками Церкви, является отношение богословия и истории при исследовательской работе. Поднятая проблема сводится к вопросу: необходимо ли историку учитывать богочеловеческую природу Церкви? Было высказано три основных мнения:

Церковь создана Богочеловеком и продолжает Его дело; ее природа богочеловечна. Если историк не понимает этого, то он не может быть объективным исследователем, который по определению обязан учитывать все аспекты. Этого взгляда придерживался А. Йеген. Историк Р. Ауберт выдвинул противоположный взгляд, согласно которому нужно отличать богословие и историю. У богослова и историка различные задачи: первый должен показать Божественную сторону Церкви, второй – понять и описать факты церковной истории в широком контексте светской истории. Церковный историк должен руководствоваться чисто научными методами, но при этом учитывать развитие богословской мысли, так как оно оказывает существенное влияние на исторический процесс. Г. Альбериго подчеркивал, что следует учитывать богословие. Возможны две точки зрения на церковную историю (богословская и историческая), которые одинаково важны для беспристрастного исследования.

В XX веке существенно расширилось поле исследования церковной истории: внимание ученых было сосредоточено не только на истории папства, административной структуры, но и на жизни и деятельности мирян. Важным подспорьем в изучении данной области церковно-исторической науки явились масштабные исследования религиозной социологии. Изучение истории, по мнению профессора, немыслимо в отрыве от светской истории. Такие глобальные процессы, как урбанизация, секуляризация, индустриализация и глобализация самым серьезным образом повлияли на современное положение Римско-Католической Церкви. Подводя итог методологии изучения истории, господин Роккуччи отметил, что настоящий исследователь не должен упрощать прошлое, но обязан в своей работе учитывать всю многогранность исторических процессов.

Новости за:
04.2024
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.