АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Студенческий семинар "Текна"

16 ноября 2006 г.

15 ноября состоялось заседание очередного студенческого семинара «Текна», темой которого, как и предыдущего, явилась методология истории. Участникам были представлены два доклада: «История как икона» (Артемий Ермаков, кандидат исторических наук) и «Историк-христианин в видении протоиерея Георгия Флоровского» (Евгений Шишкин, II курс церковно-исторического отделения МДА).

В первом выступлении была озвучена идея понимания общечеловеческого исторического процесса, в котором наличествует смысл. При таком подходе можно рассматривать «историческое время ни что иное, как изображение Бога в действительности». История изучает жизнедеятельность людей. Бог действует в мире через Свой Промысл к человеку. Поэтому, в принципе, можно утверждать, что история человечества является отображением Бога в мире, Его иконой. Икона проявляет какое-либо событие, представляя смотрящему на нее целостное ощущение, мировоззрение. Ярче всего это прослеживается на Соборных иконах, когда святые подвижники одного века стоят рядом со святыми других исторических эпох (иконы Собора Киево-Печерских святых, Собора Новомучеников и т.д.).

Следует отметить, что эта идея у автора возникла не априорно. По мнению докладчика, в  настоящее время в воздухе витает кризис в  методологии истории, когда специалисты-историки  предпочитают заниматься частностями, отодвигая возможность исторического обобщения на дальний план. Такова концепция школы микроистории, когда объектом исследования является, например, какая-нибудь семья или даже отдельная категория, как вино или сигареты. Очевидна ущербность такого подхода, поскольку при десакрализации теряется смысл исторических событий, оказываются невозможными обобщение и выводы. Несмотря на превосходство в техническом, социальном, политическом отношениях наше поколение потеряло в сравнении со средневековым именно целостное мировоззрение. Выходом из сложившегося кризиса видится воцерковление нашего современного общества. Это позволит посмотреть на историю как на икону Бога, на Его образ, а самое главное понять Его.

Доклад вызвал огромный интерес. Об этом красноречиво свидетельствовали вопросы, которые последовали в большом количестве к докладчику. Один из участников семинара, преподаватель МДА В.В. Бурега, усомнился в результативности метода сравнения истории человечества с иконой. Основанием своего сомнения он поставил понимание иконографии, как изображение преображенного человека. Историческая же действительность не преображена, хотя Божие домостроительство, явленное в истории, заключается именно в преображении человека. Также было указано на удивительный феномен. Всех, профессионально занимающихся историей, можно условно разделить на два класса: собственно историки и философы истории. Как первые не стремятся к обобщению, но установлению конкретных фактов истории, так, обратно, вторые преимущественно ставят целью своего исследования осмысление исторического процесса и не являются специалистами в фактологии. Хотя, как не без основания указал секретарь семинара Алексей Ларионов, что и те, и другие нуждаются друг в друге, поскольку синергия этих двух подходов обеспечивает максимальный эффект исторической науки.

 Отвечая на данные замечания, Артем привел в пример икону битвы Владимирцев с Новгородцами, которая храниться в Государственной Третьяковской галерее. Здесь дела даже неблагочестивые оказываются в фокусе внимания иконописца. Почему? Именно потому, что икона никогда не отходит от реальности, а свидетельствует, что преображенный человек потому и может им стать, преодолевая страсти этого мира. Об этом свидетельствует личность человека, который участвовал в этом походе, который был и зачинщиком его. Это святой благоверный князь Андрей Боголюбский.

Второй доклад был основан на одной из статей о Георгия Флоровского и представлял собой изложение содержания статьи с комментариями в связи с темой семинара. Красной линией через статью проходит тезис «истина терпит все, кроме сокрытия». О. Георгий говорит о творческом подходе историка. По мысли Флоровского историк должен быть больше критичен к себе, нежели к источнику. Воображение – не последний инструмент историка. Для осознания исторического времени не достаточно обладать лишь набором знаний, как, например, не достаточно обладать филологическими знаниями, чтобы, прочитав письмо, понять каков человек. Потому историческое знание не объективное, а больше субъективное. В этом парадокс истории, как науки. Историк должен обладать талантом превозмочь «свое» субъективное.

Вообще, именно христианство является религией историка, поскольку именно христианство дало возможность в полной мере раскрыть историзм. Для христианина важны не только догматическое наполнение христианства.  Реальность событий жизни Христа, Его распятие «при Понтийстем Пилате» - начало историчности. Центральная точка истории – пришествие Христа. Начало и конец находятся в одной личности, в личности Христа. Но возможна ли человеческая история в таком случае, когда уже все свершилось? Этот подход обесценивает историю человечества. История человека – история спасения. «Плод зреет не только для суда, но и для вечности», - пишет о Георгий.

Предполагаемые темы следующего заседания семинара «Текна», которое может состоятся через две недели:

1. Борисов А., 4 курс семинарии, «Литературный клуб «инклингов»: история в лицах (Дж.Р.Р. Толкиен, К.С. Льюис, Ч. Уильямс)»

2. Янушек И., I курс Академии, «Попытка осмысления романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Новости за:
06.2024
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.