|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Учебно-методический семинар по преподаванию общецерковной истории07 декабря 2006 г. Сегодня, 7 декабря, в МДА прошёл научно-методический семинар, посвящённый вопросам преподавания общей церковной истории в семинариях. На заседание под председательством заведующего кафедрой церковной истории МДА профессора А.К. Светозарского собрались преподаватели из многих семинарий РПЦ, а также из светских вузов и научных центров. Предмет церковной истории является одним из ключевых в курсе обучения в духовных семинариях. Уникальность его заключается в том, что он аккумулирует в себе темы из области важнейших дисциплин: Священного Писания, патрологии, литургики, догматики, канонического права и других. Именно от преподавателя церковной истории семинарист впервые получает знания о важнейших сторонах христианства. Кроме того, древняя церковная история – это актуальнейшая нива борьбы за современное понимание и Церкви, и судьбы России в современном мире. От качества преподавания этой дисциплины, в значительной мере, зависит качество подготовки будущего пастыря в целом. К сожалению, имеются примеры, когда преподавание этой важнейшей дисциплины поручается недостаточно подготовленным лицам. В повестке дня была актуальнейшая проблема оптимизации преподавания курса общей церковной истории как фундаментальной части богословского образования. Здесь были обозначены задачи формирования комментированного списка основной и дополнительной литературы по дисциплине, согласования курса с параллельно преподаваемыми дисциплинами, составления учебных пособий, удовлетворяющих современным научным требованиям, и иных методических материалов, таких как иллюстрации, специализированные карты и проч.. Было отмечено, что для создания хорошего курса необходимо осознавать цели и задачи преподавания, которые часто связаны с разрешением многих насущных церковных проблем. В качестве оптимальной системы организации преподавания была признана концепция лекций и регулярных семинаров, на которых закрепляется пройденный материал, осваивается литература и источники, прививаются навыки самостоятельного мышления. Участники высказались за введение ассистентов основного преподавателя в процесс обучения, ответственных за проведение семинаров. Однако было отмечено, что указанная система пока реально недостижима в силу ряда практических обстоятельств. Было решено, что центром систематизации методических наработок станет кафедра церковной истории МДА, куда будет стекаться вся информация. Наш сайт будет регулярно информировать читателей о ходе работы. В ходе обсуждения были озвучены некоторые методы повышения уровня квалификации преподавателей, налаживанию учебно-методической и научной работы на местах. В процессе общения участники обменялись ценным опытом и спецификой преподавания в различных семинариях Русской Церкви. Преподаватель церковной истории сталкивается с проблемой выбора учебного пособия. Учебники, написанные до 1917 г., в значительной степени устарели и в силу этого не могут быть рекомендованы как полноценные учебные пособия для высшей духовной школы начала XXI века. Это же относится к учебникам составленным, хотя и в середине прошлого века, но на основе переработки дореволюционного гимназического курса церковной истории, как, например, учебное пособие Н.Д. Тальберга. Однако написанные в традиционном церковном духе эти учебники, хотя и устаревшие, гораздо более приемлемы, чем писания некоторых современных авторов, склонных к отходу от традиции в оценке событий церковной истории, привнесению в нее духа либерализма. В качестве конспективного пособия очень хорошо подходит курс лекций по истории Церкви прот. Валентина Асмуса, изданный в 1998 г. ПСТБИ и широко доступный в Интернете (сайт sedmitza.ru). Классической литературой по общецерковной истории являются фундаментальные труды В.В. Болотова и А.П. Лебедева. На заседании также обсуждались последние достижения западной научной школы. Приоритетным учебным пособием должны явиться статьи вышедших на настоящих момент 12-ти томов Православной энциклопедии. Именно эти материалы, написанные лучшими современными авторами, данные которых выверены и проверены по первоисточникам, должны, по возможности, использоваться и преподавателем при подготовки лекций, и должны быть доступны студентам (хотя бы в электронном виде, как это делается в МДС). Особенно важным представляется использование статей, посвященных Вселенским Соборам (т.9)., которые вышли отдельным изданием в прошлом году специально для использования в качестве учебного пособия. Существующие программы для 1 и 2 курса нужно взять за основу, но они нуждаются в некоторой корректировке и уточнениях. Думается, что во время первого года обучения должны изучаться все темы от основания Церкви до Торжества Православия (843 г.), в том числе те, которые по программе вынесены на 2-й год. (Разделы: ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И БОГОСЛОВСКАЯ НАУКА, ЦЕРКОВНОЕ УСТРОЙСТВО, ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ, БОГОСЛУЖЕНИЕ). Вся литература, указанная в программах относится к дореволюционному периоду, поэтому нуждается в дополнениях. Ниже предлагается список тем курса 1 года обучения с приложением рекомендуемой литературы (в основном статей ПЭ) появившейся с 2000 г. в дополнение к имеющейся в программе, составленный профессором А.К. Светозарским.
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ Понятие о Церкви и ее истории. Предмет церковной истории и ее задачи. Источники и пособия церковной истории. Разделение церковной истории на периоды. Рекомендуемая литература: ГЛУБОКОВСКИЙ Н.Н. (как церковный историк) / ПЭ. Т. 11. С. 604. Состояние мир перед пришествием Спасителя. Римская империя: история, политика, философские течения и религиозно-нравственное состояние. Рекомендуемая литература: Лисовой Н.Н. Империя и Церковь (диптих) // Религии мира: история и современность. М., 2004. РАЗДЕЛ II. НАЧАЛО ИСТОРИИ ЦЕРКВИ ХРИСТВОЙ Основание Церкви Господом нашим Иисусом Христом. День Пятидесятницы 34 года и первые успехи апостольской проповеди в Иерусалиме. Исцеление апостолом Петром хромого от рождения. Враждебное отношение представителей иудейства к проповеди апостольской. Рассеяние верующих из Иерусалима и распространение ими Евангелия в других областях. Рекомендуемая литература: ВАРНАВА ап. // ПЭ. Т. 6. С. 641-644. ВАРФОЛОМЕЙ ап. // ПЭ. Т. 6. С. 706-708. АПОСТОЛЫ // ПЭ. Т. 3. С. 103-109. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (распространение христианства)// ПЭ. Т. 1. С. 560-561. АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ // ПЭ. Т. 1. С. 370-372. АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (распространение христианства)// ПЭ. Т. 2. С. 502-504. Благовестнические труды других святых Апостолов. Общий взгляд на распространение Церкви Христовой в век Апостольский и причины ее быстрого распространения. Распространение Церкви после Апостолов во втором и третьем веках в Европе, Африке и Азии. Рекомендуемая литература: АПОСТОЛЫ // ПЭ. Т. 3. С. 103-109. Гонения на Церковь Христову и святые мученики и мученицы. Отношение к Церкви иудейств. Причины гонения на Церковь со стороны иудеев. Гонения в Палестине и вне Палестины. Отношение языческого мира к христианству. Законы Римской империи. Простой народ. Культурное язычество. Гонения на Церковь со стороны языческих императоров в первом веко. Рекомендуемая литература: ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ // ПЭ. Т.12. С. 50-69. ВАЛЕРИАН имп. // ПЭ. Т. 6. С. 530-531. ВАРВАРА мц. // ПЭ. Т. 6. С. 558-560. ГЕОРГИЙ вмч.// ПЭ. Т. 10. С. 665-667. ВИКЕНТИЙ // ПЭ. Т. 8. С. 410-411. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (эпоха гонений)// ПЭ. Т. 1. С. 561-562. АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (распространение христианства)// ПЭ. Т. 2. С. 504. Бобринский А. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе и христианах. Клин, «Фонд Христианская жизнь», 2002. Учение Святой Церкви. Источники христианского вероучения и нравоучения. Канон священных книг. Священное предание. Краткое изложение церковного учения в символах. Догматы, раскрывавшиеся св. Церковью во II и III веках: о единстве Божием, о Святой Троице, о Лице Иисуса Христа, о таинствах, о призывании и почитании святых.
Ереси и секты. Понятие о ересях. Их происхождение. Еретики иудействующие: назореи и евиониты. Общее понятие о ересях языческого происхождения (Гностицизм. Манихейство). Ересь антитринитариев или монархиан. Модалисты и динамисты. Монтанизм. Хилиазм. Рекомендуемая литература: ГНОСТИЦИЗМ // ПЭ Т.11. АДОПЦИАНСТВО// ПЭ Т.1. Церковная письменность и богословская наука. "Учение двенадцати апостолов" (Дидахе). Мужи Апостольские, их жизнь и творения. Св. Климент, епископ Римский, св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, св. Поликарп, епископ Смирнокий, св. Папий, епископ Иерапольский, св. Ерм, св. Дионисий Ареопагит. Христианские апологеты: Кодрат, Аристид, св. Иустин Философ, Минуций Феликс, Ермий и другие. Рекомендуемая литература: Отцы и учители церкви III века Антология: В 2 т. Сост., биограф. и библиогр. статьи иеромонаха Илариона (Алфеева) М., 1998. (Вводные статьи об отцах 3 в.). Богословские школы Древней Церкви // ПЭ. Т. V. С. 525-530. Апологеты раннехристианские // ПЭ. Т. III. С. 91-93. АФИНАГОР апологет // ПЭ. Т.5. С. 83-85. Иларион (Алфеев), иером. Духовное образование на христианском Востоке (I-VI вв.) // Христианское чтение / СПбДА.1998.№ 18. С.105-143. АПОЛОГЕТИКА (исторический обзор) // ПЭ. Т. 3. С. 75-76. АРИСТИД // ПЭ. Т. 3. С. 235-236. АРИСТОН ИЗ ПЕЛЛЫ // ПЭ. Т. 3. С. 242. АРНОБИЙ СТАРШИЙ // ПЭ. Т. 3. С. 376-378. Сидиров А.И. Курс патрологии. М., 1996. (в сети Интернет - http://www.pravoslavie.org/biblicalstudies/Books/Sidor1.html). Христианская жизнь. Святость и чистота жизни христиан первых веков. Воплощение Евангельских заповедей. Ревность ко спасению. Древне-христианский аскетизм. Значение мученичества. Христианские обычаи. Церковная дисциплина. Расколы: Новата и Фелициссима в Карфагенской Церкви и Новациана в Риме. Рекомендуемая литература: ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ (Вопрос о границах Церкви в церковной истории) // ПЭ Т.12. с. 267-269. (подробно раскрывается сущность полемики в ходе расколов: Новата и Фелициссима в Карфагенской Церкви и Новациана в Риме, донатистов). Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и начало монашества М., 1999. БРАК (Заключение брака в ранней Церкви) // ПЭ. Т. 6. С. 150. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ (в ранней Церкви) // ПЭ. Т. 5. С. 329-330. ВДОВИЦЫ ЦЕРКОВНЫЕ // ПЭ. Т. 7. С. 354-355. АСКЕТИЗМ (1-3 вв.) // ПЭ. Т. 3. С. 598-600. Богослужение. Характер новозаветного богослужения и его составные части во II-III вв. Места богослужений. Священные изображения и принадлежности христианских храмов. Священные времена христианской Церкви. Воспоминания, соединенные о богослужением суточного и седмичного круга. Годичные праздники и посты. Споры о времени празднования Пасхи. Разногласия между церквами малоазийскими и римской. Совершение таинств в первенствующей Церкви - I-III вв. Споры о крещении еретиков. Рекомендуемая литература: АГАПА // ПЭ. Т. 1. С. 214-218. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ХЛЕБОВ (История) // ПЭ. Т. 5. С. 321-322. БОГОСЛУЖЕНИЕ (в ранней Церкви) // ПЭ. Т. 5. С. 538-539. ГИМНОГРАФИЯ (раннехристианская) // ПЭ. Т. 11. С. 490. ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА (в ранней Церкви) // ПЭ. Т. 7. С. 417-418. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (ночная молитва в древней Церкви) // ПЭ. Т. 9. С. 668-669. АНАФОРА (1-3 вв). // ПЭ. Т. 2. С. 280-281. Устройство и управление Церкви. Клир и миряне. Богоучрежденность иерархии; назначение ее. Взаимоотношения клира и народа. Чрезвычайные проповедники слова Божия в Апостольский век; Апостолы, Пророки, Учители (дидаокалы). Рекомендуемая литература : ПОСТЕРНАК А. ЖЕНСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В РАННЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ (I–VI вв.) АРХИЕПИСКОП // ПЭ. Т. 3. С. 530-531.. ВИКАРИЙ // ПЭ. Т. 8. С. 404-405. АПОСТОЛЫ // ПЭ. Т. 3. С. 103-109. Лисовой Н.Н. Патриарх в Империи и Церкви // Труды Института Российской истории / Отв. ред. А.Н. Сахаров. М.: Наука, 2004. Вып. 4. АКОЛУФ // ПЭ. Т. 1. С. 401-402.
РАЗДЕЛ IV. ПЕРИОД ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ (313-787 гг.) Внешняя жизнь св. Христовой Церкви. Характер периода. Церковь Христова при Константине Великом и его сыновьях: Константине П, Конcтансе и Констанции. Положение Церкви при Юлиане Отступнике и его преемниках. Падение язычества. Усилия ученых язычников защитить свою религию. Опровержение их со стороны христиан. Рекомендуемая литература: ГРАЦИАН – император // ПЭ. Т.12. С. 301-302. ВАСИЛИЙ смч. Пресв. Анкирский // ПЭ. Т. 7. С. 34-35. ВОЗДВИЖЕНИЕ (событие обретения св. Креста) // ПЭ. Т. 9. С. 160-161. АРТЕМИЙ вмч. // ПЭ. Т. 3. С. 456-457. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ // ПЭ. Т. 8. С. 125-148. (См. карту Империи на сс. 132-133). Территориальное распространение Церкви. Распространение Церкви вне пределов Римской империи; в Африке - среди ефиоплян (Меропий, Эдессий и Фрументий) ив Азии - на Кавказе (среди иверов - св. Нонна), в Армении (св. Григорий Просветитель, Исаак Великий, Месроб), в Персии, Аравии. Рекомендуемая литература: ГОТЫ – Т.12. ГРЕЦИЯ - (Римский период) // ПЭ. Т. 12. С. 358-359. ГЕРМАНИЯ (исторический очерк, древнейший период). // ПЭ. Т. 11. С. 271-272. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (распространение христианства) // ПЭ. Т. 7. С. 473-475. АРМЕНИЯ (принятие христианства) // ПЭ. Т. 3. С. 289-290. Внутренняя жизнь св. Христовой Церкви. Состояние вероучения. Эпоха Вселенских Соборов. Общий взгляд на характер ересей 1У и последующих веков. Ересь Ария и Первый Вселенский Собор в Никое (325 г.) при имп. Константине Великом. Состояние Церкви после 1 Вселенского Собора. Св. Афанасий Александрийский (296-375 гг.). Рекомендуемая литература: ИМПЕРИЯ И ЦЕРКОВЬ // ПЭ. Т. 8. С. 162-174. ВСЕЛЕНСКИЙ I СОБОР // ПЭ. Т. 9. С. 571-580. ВСЕЛЕНСКИЙ II СОБОР // ПЭ. Т. 9. С. 580-588. ВСЕЛЕНСКИЙ III СОБОР // ПЭ. Т. 9. С. 588 - 597. ВАСИЛИЙ еп. Анкирский (глава омиусиан) // ПЭ. Т. 7. С. 491-493. ВАЛЕНТ И УРСАКИЙ епископы-ариане // ПЭ. Т. 7. ВАЛЕНТИНИАН I Флавий // ПЭ. Т. 7. ВАЛЕНТИНИАН II Флавий // ПЭ. Т. 7. АПОЛЛИНАРИЙ еп. // ПЭ. Т. 3. С. 61-62. АПОЛЛИНАРИАНСТВО еп. // ПЭ. Т. 3. С. 58. АРКАДИЙ имп. // ПЭ. Т. 3. С. 264-266. АРИАНСТВО // ПЭ. Т. 3. С. 221-225. АРИЙ // ПЭ. Т. 3. С. 226-227. АНОМЕИ // ПЭ. Т. 2. АРИМИНО-СЕЛЕВКИЙСКИЙ СОБОР // ПЭ. Т. 3. АНКИРСКИЕ СОБОРЫ (Собор 358 г.) // ПЭ. Т. 2. АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (арианские споры)// ПЭ. Т. 2. С. 504-506. Духовное просвещение в IV в. Александрийская богословская школа и её выдающиеся представители: св. Афанасий Великий, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский, преп. Исидор Пелусиот, св. Кирилл Александрийский. Св. Кирилл Иерусалимский, св. Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит, еп. Кирский. Восточно-Сирийская школа: преп. Ефрем Сирин. Рекомендуемая литература: ГРИГОРИЙ НИССКИЙ. // ПЭ. Т.12. С. 480-484. (история жизни и сочинения). ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ // ПЭ. Т.12. С. 669-679 (история жизни и сочинения). АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ // ПЭ. Т. 4. С. 22-32. (история жизни и сочинения). ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ // ПЭ. Т. 7. С.131-148 . (история жизни и сочинения, см. карту мест служения святого на с. 136). АМФИЛОХИЙ свт. // ПЭ. Т. 2. С. 192-194. Состояние духовного просвещения на Западе в IV–V вв. АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ // ПЭ. Т. 1. С. 93-98. АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ // ПЭ. Т. 1. С. 119-123. Пелагианская ересь. БЛАГОДАТЬ (Пелагианство, блж Августин) // ПЭ. Т. 5. С. 309-310. Характеристика отношений между Церковью и государством. Рекомендуемая литература: ВЕРОТЕРПИМОСТЬ (в Византии) // ПЭ. Т. 7. С. 728-729. Образование митрополий и патриархатов. Рекомендуемая литература: ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ // ПЭ. Т. 10. С. 85-87. ГАНГРСКИЙ СОБОР // ПЭ. Т. 10. С. 402-404. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ // ПЭ. Т. 1. С. 303-305. Общий обзор христианской жизни на Востоке и Западе. Рекомендуемая литература: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ (с IV в. ) // ПЭ. Т. 5. С. 330. БЛАГОЧЕСТИЕ (православная традиция) // ПЭ. Т. 5. С. 336-337 БРАК (Заключение брака в Византии) // ПЭ. Т. 6. С. 150-151. Причины возникновения монашества. Рекомендуемая литература: ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ // ПЭ. Т. 11. С. 166-167. АСКЕТИЗМ (4 в.) // ПЭ. Т. 3. С. 600-604. Антоний Великий // ПЭ. Т. 2. История западного монашества. Рекомендуемая литература: ВЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ // ПЭ. Т. 7. С. 584-585. Осуждение несторианства Рассуждения в Халкидоне. Удаление Нестория в Антиохийский монастырь. Примирение Павлом Эмесским сирских и александрийских епископов. Утверждение несторианства в церкви Сиро-Персидской. Четвертый Вселенский Собор. Происхождение и распространение монофизитской (евтихианской) ереси. Собор православных епископов в Константинополе. Разбойничий собор в Ефесе. Осуждение его постановлений папой Львом Великим. Вселенский Собор и определение на нем православного вероучения. ВСЕЛЕНСКИЙ IV СОБОР // ПЭ. Т. 9. С. 597-616. АКАКИАНСКАЯ СХИЗМА // ПЭ. Т. 1. С. 362. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (монофизитский раскол)// ПЭ. Т. 1. С. 567-570. АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (христологические споры споры)// ПЭ. Т. 2. С. 506-507. Пятый Вселенский Собор. Продолжение монофизитской ереси после 1У Вселенского Собора. Меры имп. Юстиниана 1 по установлению церковного мира. Спор о трех главах. Созвание Собора. Упорство монофизитов и образование дохалкидонских церквей: коптской, яковитской и армянской. папа Григорий Двоеслов. Рекомендуемая литература: АФТАРТОДОКЕТИЗМ // ПЭ. Т. 4. С. 193-194. ВСЕЛЕНСКИЙ V СОБОР // ПЭ. Т. 9. С. 616-628. ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ // ПЭ. Т. 12. С. 612-616. Давыденков О. свящ. Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти. М., 2002. Тема 8. Шестой Вселенский Собор. Происхождение монофелитской ереси. Заботы имп. Ираклия о воссоединении монофизитов с православной Церковью (экфесис). Св. Максим Исповедник Типос Констанса II. Император Константин Погонат и созвание Собора. Вероопределение. Пято-Шестой Трулльский Собор. Марониты. Рекомендуемая литература: ВСЕЛЕНСКИЙ VI СОБОР // ПЭ. Т. 9. С. 628-645. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (монофилитский раскол)// ПЭ. Т. 1. С. 570. Бедствия Церкви от нашествия персов в начале VII века. Персидский царь Хозрой П. Взятие Иерусалима (614 г.). Освобождение восточной Церкви ими. Ираклием (628 г.). Возникновение и распространение ислама. Тема 9. Седьмой Вселенский Собор. Всеобщее почитание икон в IV и V вв. Ересь иконоборческая. Преследование иконопочитания Львом Исаврянином, Константином Копронимом (иконоборческий собор) и Львом Хазаром. преп. Иоанн Дамаскин,. Меры имп. Ирины к восстановлению иконопочитания. Вселенский Собор в Никое и его вероопределения. Продолжение иконоборческой ереси после Собора (Лев Армянин). Защитник иконопочитания преп. Феодор Студит. Торжество Церкви над всеми ересями. Рекомендуемая литература: ВСЕЛЕНСКИЙ VII СОБОР // ПЭ. Т. 9. С. 645-660. ГЕРМАН, патриарх Константинопольский // ПЭ. Т. 11. С. 254-255. БОГОСЛУЖЕНИЕ Характеристика богослужения во II периоде. Рекомендуемая литература: БУДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ //ПЭ. Т. 6. с. 320. (история развития богослужения 3-9 вв.) БОГОСЛУЖЕНИЕ (в IV-IX вв.) //ПЭ. Т. 5. С. 539 – 540. ГИМНОГРАФИЯ (византийская) // ПЭ. Т. 11. С. 491-493. ГОД ЦЕРКОВНЫЙ (Развитие в посленикейский период) // ПЭ. Т. 11. С. 675. АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (4-5 вв.) // ПЭ. Т. 1. С. 596-597. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|