АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Учебно-методический семинар по преподаванию общецерковной истории

07 декабря 2006 г.

Сегодня, 7 декабря, в МДА прошёл научно-методический семинар, посвящённый вопросам преподавания общей церковной истории в семинариях. На заседание под председательством заведующего кафедрой церковной истории МДА профессора А.К. Светозарского собрались преподаватели из многих семинарий РПЦ, а также из светских вузов и научных центров.

Предмет церковной истории является одним из ключевых в курсе обучения в духовных семинариях. Уникальность его заключается в том, что он аккумулирует в себе темы из области важнейших дисциплин: Священного Писания, патрологии, литургики, догматики, канонического права и других. Именно от преподавателя церковной истории семинарист впервые получает знания о важнейших сторонах христианства. Кроме того, древняя церковная история – это актуальнейшая нива борьбы за современное понимание и Церкви, и судьбы России в современном мире. От качества преподавания этой дисциплины, в значительной мере,  зависит качество подготовки будущего пастыря в целом. К сожалению, имеются примеры, когда преподавание этой важнейшей дисциплины поручается недостаточно подготовленным лицам.

В повестке дня была актуальнейшая проблема оптимизации преподавания курса общей церковной истории как фундаментальной части богословского образования. Здесь были обозначены задачи формирования комментированного списка основной и дополнительной литературы по дисциплине, согласования курса с параллельно преподаваемыми дисциплинами, составления учебных пособий, удовлетворяющих современным научным требованиям, и иных методических материалов, таких как иллюстрации, специализированные карты и проч.. Было отмечено, что для создания хорошего курса необходимо осознавать цели и задачи преподавания, которые часто связаны с разрешением многих насущных церковных проблем. В качестве оптимальной системы организации преподавания была признана концепция лекций и регулярных семинаров, на которых закрепляется пройденный материал, осваивается литература и источники, прививаются навыки самостоятельного мышления. Участники высказались за введение ассистентов основного преподавателя в процесс обучения, ответственных за проведение семинаров. Однако было отмечено, что указанная система пока реально недостижима в силу ряда практических обстоятельств. Было решено, что центром систематизации методических наработок станет кафедра церковной истории МДА, куда будет стекаться вся информация. Наш сайт будет регулярно информировать читателей о ходе работы. В ходе обсуждения были озвучены некоторые методы повышения уровня квалификации преподавателей, налаживанию учебно-методической и научной работы на местах. В процессе общения участники обменялись ценным опытом и спецификой преподавания в различных семинариях Русской Церкви.

Преподаватель церковной истории сталкивается с проблемой выбора учебного пособия. Учебники, написанные до 1917 г., в значительной степени устарели и в силу этого не могут быть рекомендованы как полноценные учебные пособия для высшей духовной школы начала XXI века. Это же относится к учебникам составленным, хотя и в середине прошлого века, но на основе переработки дореволюционного гимназического курса церковной истории, как, например, учебное пособие Н.Д. Тальберга. Однако написанные в традиционном церковном духе эти учебники, хотя и устаревшие, гораздо более приемлемы, чем писания некоторых современных авторов, склонных к отходу от традиции в оценке событий церковной истории, привнесению в нее духа либерализма.

В качестве конспективного пособия очень хорошо подходит курс лекций по истории Церкви прот. Валентина Асмуса, изданный в 1998 г. ПСТБИ и широко доступный в Интернете (сайт sedmitza.ru). Классической литературой по общецерковной истории являются фундаментальные труды В.В. Болотова и А.П. Лебедева. На заседании также обсуждались последние достижения западной научной школы.

            Приоритетным учебным пособием должны явиться статьи вышедших на настоящих момент 12-ти томов Православной энциклопедии. Именно эти материалы, написанные лучшими современными авторами, данные которых выверены и проверены по первоисточникам, должны, по возможности, использоваться и преподавателем при подготовки лекций, и должны быть доступны студентам (хотя бы в электронном виде, как это делается в МДС). Особенно важным представляется использование статей, посвященных Вселенским Соборам (т.9)., которые вышли отдельным изданием в прошлом году специально для использования в качестве учебного пособия.

Существующие программы для 1 и 2 курса нужно взять за основу, но они нуждаются в некоторой корректировке и уточнениях. Думается, что во время первого года обучения должны изучаться все темы от основания Церкви до Торжества Православия (843 г.), в том числе те, которые по программе вынесены на 2-й год. (Разделы: ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И БОГОСЛОВСКАЯ НАУКА, ЦЕРКОВНОЕ УСТРОЙСТВО, ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ, БОГОСЛУЖЕНИЕ). Вся литература, указанная в программах относится к дореволюционному периоду, поэтому нуждается в дополнениях. Ниже предлагается список тем курса 1 года обучения с приложением рекомендуемой литературы (в основном статей ПЭ) появившейся с 2000 г. в дополнение к имеющейся в программе, составленный профессором А.К. Светозарским.

 

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ

Понятие о Церкви и ее истории. Предмет церковной истории и ее задачи. Источники и пособия церковной истории. Разделение церковной истории на периоды.

Рекомендуемая литература:

ГЛУБОКОВСКИЙ Н.Н. (как церковный историк) / ПЭ. Т. 11. С. 604.
БОЛОТОВ В.В. // ПЭ. Т. 5.

Состояние мир перед пришествием Спасителя.

Римская империя: история, политика, философские течения и религиозно-нравственное состояние.
Иудея: история, политическое, религиозное и нравственное состояние. Религиозно-политические партии и секты.

Рекомендуемая литература:

Лисовой Н.Н. Империя и Церковь (диптих) // Религии мира: история и современность. М., 2004.

РАЗДЕЛ II. НАЧАЛО ИСТОРИИ ЦЕРКВИ ХРИСТВОЙ

Основание Церкви Господом нашим Иисусом Христом. День Пятидесятницы 34 года и первые успехи апостольской проповеди в Иерусалиме. Исцеление апостолом Петром хромого от рождения. Враждебное отношение представителей иудейства к проповеди апостольской. Рассеяние верующих из Иерусалима и распространение ими Евангелия в других областях.
Обращение Савла - 37 г. Основание христианской Церкви среди язычников в Кесарии (крещение сотника Корнилия) в Антиохии.
Св.Павел - апостол языков и его апостольские труды. Первое большое благовестническое путешествие. Апостольский собор в Иерусалиме.
Второе путешествие св. ап. Павла. Крещение темничного стража в Филиппах. Проповедь апостола в Фессалониках. Речь ап. Павла в Афинском Ареопаге. Трудность благовествования в Коринфе (ночное видение). Третье путешествие св. ап. Павла. Руководство из Ефеса церковной жизнью всей Малой Азии. Успех проповеди в этом городе. Возмущение ремесленников, изготовлявших модели храма Артемиды. Прощание и последнее наставление эфесским пастырям на обратном пути в Милете. Прибытие св. апостола Павла в Иерусалим после третьего путешествия. Радушная встреча его христианами и враждебность иудеев. Узы апостола. Ап. Павел в Кесарии у прокураторов Феликса и Феста. Путешествие ап. Павла в Рим. Пребывание в нем. Суд над апостолом и кончина его.

Рекомендуемая литература:

ВАРНАВА ап. // ПЭ. Т. 6. С. 641-644.

ВАРФОЛОМЕЙ ап. // ПЭ. Т. 6. С. 706-708.

АПОСТОЛЫ  // ПЭ. Т. 3. С. 103-109.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ  (распространение христианства)// ПЭ. Т. 1. С. 560-561.

АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ // ПЭ. Т. 1. С. 370-372.

АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ  (распространение христианства)// ПЭ. Т. 2. С. 502-504.

Благовестнические труды других святых Апостолов.

Общий взгляд на распространение Церкви Христовой в век Апостольский и причины ее быстрого распространения. Распространение Церкви после Апостолов во втором и третьем веках в Европе, Африке и Азии.

Рекомендуемая литература:

АПОСТОЛЫ  // ПЭ. Т. 3. С. 103-109.

Гонения на Церковь Христову и святые мученики и мученицы.

Отношение к Церкви иудейств. Причины гонения на Церковь со стороны иудеев. Гонения в Палестине и вне Палестины. Отношение языческого мира к христианству. Законы Римской империи. Простой народ. Культурное язычество. Гонения на Церковь со стороны языческих императоров в первом веко.
Второй и третий периоды гонений. Гонения на Церковь Христову при императоре Диоклитиане и его соправителе Максимиане Геркуле. Отношение к христианам на востоке: Галерия, Максимина и Ликиния; на западе: Констанция Хлора, Максентияи cв. равноап. Константина Великого. Эдикт св. Конcтантина Великого.Торжество св. Христовой Церкви.

Рекомендуемая литература:

ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ // ПЭ. Т.12. С. 50-69.

ВАЛЕРИАН имп. // ПЭ. Т. 6. С. 530-531.

ВАРВАРА мц. // ПЭ. Т. 6. С. 558-560.

ГЕОРГИЙ вмч.//  ПЭ. Т. 10. С. 665-667.

ВИКЕНТИЙ // ПЭ. Т. 8. С. 410-411.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ  (эпоха гонений)// ПЭ. Т. 1. С. 561-562.

АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ  (распространение христианства)// ПЭ. Т. 2. С. 504.

Бобринский А. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе и христианах. Клин, «Фонд Христианская жизнь», 2002.

Учение Святой Церкви.

Источники христианского вероучения и нравоучения. Канон священных книг. Священное предание. Краткое изложение церковного учения в символах. Догматы, раскрывавшиеся св. Церковью во II и III веках: о единстве Божием, о Святой Троице, о Лице Иисуса Христа, о таинствах, о призывании и почитании святых.

 

Ереси и секты.

Понятие о ересях. Их происхождение. Еретики иудействующие: назореи и евиониты. Общее понятие о ересях языческого происхождения (Гностицизм. Манихейство). Ересь антитринитариев или монархиан. Модалисты и динамисты. Монтанизм. Хилиазм.

Рекомендуемая литература:

ГНОСТИЦИЗМ // ПЭ Т.11.

АДОПЦИАНСТВО// ПЭ Т.1.

Церковная письменность и богословская наука.

"Учение двенадцати апостолов" (Дидахе). Мужи Апостольские, их жизнь и творения. Св. Климент, епископ Римский, св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, св. Поликарп, епископ Смирнокий, св. Папий, епископ Иерапольский, св. Ерм, св. Дионисий Ареопагит. Христианские апологеты: Кодрат, Аристид, св. Иустин Философ, Минуций Феликс, Ермий и другие.
Богословские школы и виднейшие учители Церкви во втором и третьем веках. Школа Северов-Африканская. Тертуллиан, пресвитер Карфагенский, св. Киприан, епископ Карфагенский. Александрийская школа. Пантен, Климент, Ориген, св. Дионисий, св. Григорий Чудотворец, св. Мефодий Олимпский. Антиохийская школа. Дорофей. Лукиан.

Рекомендуемая литература:

Отцы и учители церкви III века Антология: В 2 т. Сост., биограф. и библиогр. статьи иеромонаха Илариона (Алфеева) М., 1998. (Вводные статьи об отцах 3 в.).

Богословские школы Древней Церкви // ПЭ. Т. V. С. 525-530.

Апологеты раннехристианские // ПЭ. Т. III. С. 91-93.

АФИНАГОР апологет // ПЭ. Т.5. С. 83-85.

Иларион (Алфеев), иером. Духовное  образование на христианском Востоке (I-VI вв.) // Христианское чтение / СПбДА.1998.№ 18. С.105-143.

АПОЛОГЕТИКА (исторический обзор) // ПЭ. Т. 3. С. 75-76.

АРИСТИД // ПЭ. Т. 3. С. 235-236.

АРИСТОН ИЗ ПЕЛЛЫ // ПЭ. Т. 3. С. 242.

АРНОБИЙ СТАРШИЙ // ПЭ. Т. 3. С. 376-378.

Сидиров А.И. Курс патрологии. М., 1996. (в сети Интернет  - http://www.pravoslavie.org/biblicalstudies/Books/Sidor1.html).

Христианская жизнь.

Святость и чистота жизни христиан первых веков. Воплощение Евангельских заповедей. Ревность ко спасению. Древне-христианский аскетизм. Значение мученичества. Христианские обычаи. Церковная дисциплина. Расколы: Новата и Фелициссима в Карфагенской Церкви и Новациана в Риме.

Рекомендуемая литература:

ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ (Вопрос о границах Церкви в церковной истории) // ПЭ Т.12. с. 267-269. (подробно раскрывается сущность полемики в ходе расколов: Новата и Фелициссима в Карфагенской Церкви и Новациана в Риме, донатистов).

Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и начало монашества М., 1999.

БРАК (Заключение брака в ранней Церкви) // ПЭ. Т. 6. С. 150.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ (в ранней Церкви) // ПЭ. Т. 5. С. 329-330.

ВДОВИЦЫ ЦЕРКОВНЫЕ // ПЭ. Т. 7. С. 354-355.

АСКЕТИЗМ (1-3 вв.) // ПЭ. Т. 3. С. 598-600.

Богослужение.

Характер новозаветного богослужения и его составные части во II-III вв. Места богослужений. Священные изображения и принадлежности христианских храмов. Священные времена христианской Церкви. Воспоминания, соединенные о богослужением суточного и седмичного круга. Годичные праздники и посты. Споры о времени празднования Пасхи. Разногласия между церквами малоазийскими и римской. Совершение таинств в первенствующей Церкви - I-III вв. Споры о крещении еретиков.

Рекомендуемая литература:

АГАПА // ПЭ. Т. 1. С. 214-218.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ХЛЕБОВ (История)  // ПЭ. Т. 5. С. 321-322.

БОГОСЛУЖЕНИЕ (в ранней Церкви) // ПЭ. Т. 5. С. 538-539.

ГИМНОГРАФИЯ (раннехристианская) // ПЭ. Т. 11. С. 490.
ГОД ЦЕРКОВНЫЙ (в ранней Церкви) // ПЭ. Т. 11. С. 672- 675.

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА (в ранней Церкви) // ПЭ. Т. 7. С. 417-418.
ВЕЛИКАЯ СУББОТА (в ранней Церкви) // ПЭ. Т. 7. С. 431-432.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ (в ранней Церкви)  // ПЭ. Т. 7. С. 454-455.

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (ночная молитва в древней Церкви)  // ПЭ. Т. 9. С. 668-669.
АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (2-3 вв.) // ПЭ. Т. 1. С. 595-596.

АНАФОРА (1-3 вв). // ПЭ. Т. 2. С. 280-281.

Устройство и управление Церкви.

Клир и миряне. Богоучрежденность иерархии; назначение ее. Взаимоотношения клира и народа. Чрезвычайные проповедники слова Божия в Апостольский век; Апостолы, Пророки, Учители (дидаокалы).
Степени постоянной иерархии. Неиерархичеокие церковные должности: иподиаконы, чтецы, певцы, заклинатели, аколуфы и др. Диакониссы. Качества, требуемые от священнослужителей. Избрание и посвящение духовных лиц.
Положение клира впервые века. Условия вступления в клир. Брак и безбрачие клира. Содержание. Образование церковных округов (парикии, епархии) и приходов. Местная Церковь. Епископское управление. Ближайшие советники и помощники епископа. Хоропископы. Взаимные отношения между церквами и их предстоятелями - епископами в первые три века. Соборная форма управления, послания, грамоты. Первенствующее положение некоторых епископских кафедр. Церковные узаконения.

Рекомендуемая литература :

ПОСТЕРНАК А. ЖЕНСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В РАННЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ (I–VI вв.)

АРХИЕПИСКОП // ПЭ. Т. 3. С. 530-531..

ВИКАРИЙ // ПЭ. Т. 8. С. 404-405.

АПОСТОЛЫ  // ПЭ. Т. 3. С. 103-109.

Лисовой Н.Н. Патриарх в Империи и Церкви // Труды Института Российской истории / Отв. ред. А.Н. Сахаров. М.: Наука, 2004. Вып. 4.

АКОЛУФ // ПЭ. Т. 1. С. 401-402.

 

РАЗДЕЛ IV. ПЕРИОД ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ (313-787 гг.)

Внешняя жизнь св. Христовой Церкви.

Характер периода. Церковь Христова при Константине Великом и его сыновьях: Константине П, Конcтансе и Констанции. Положение Церкви при Юлиане Отступнике и его преемниках. Падение язычества. Усилия ученых язычников защитить свою религию. Опровержение их со стороны христиан.

Рекомендуемая литература:

ГРАЦИАН – император // ПЭ. Т.12. С. 301-302.

ВАСИЛИЙ смч. Пресв. Анкирский // ПЭ. Т. 7. С. 34-35.

ВОЗДВИЖЕНИЕ (событие обретения св. Креста) // ПЭ. Т. 9. С. 160-161.

АРТЕМИЙ вмч.  // ПЭ. Т. 3. С. 456-457.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ // ПЭ. Т. 8. С. 125-148. (См. карту Империи на сс. 132-133).

Территориальное распространение Церкви.

Распространение Церкви вне пределов Римской империи; в Африке - среди ефиоплян (Меропий, Эдессий и Фрументий) ив Азии - на Кавказе (среди иверов - св. Нонна), в Армении (св. Григорий Просветитель, Исаак Великий, Месроб), в Персии, Аравии.
Распространение Церкви Христовой в Европе: у готов (еп. Улфила) и др. кочевых народов, у франков (Хлодвиг, Клотильда), на Британских островах (св. Патрикий.) и в Германии (Бонифаций).
Внешние препятствия к распространению Церкви - бедствия Церкви от гуннов (Аттила) и вандалов (Гейзерих). Падение западной Римской империи (Одоакр, Теодорих Великий).

Рекомендуемая литература:

ГОТЫ – Т.12.

ГРЕЦИЯ -  (Римский период) // ПЭ. Т. 12. С. 358-359.

ГЕРМАНИЯ (исторический очерк, древнейший период). // ПЭ. Т. 11. С. 271-272.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (распространение христианства) //  ПЭ. Т. 7. С. 473-475.
АРАВИЯ // ПЭ. Т. 3. С. 159-160.

АРМЕНИЯ (принятие христианства) // ПЭ. Т. 3. С. 289-290.

Внутренняя жизнь св. Христовой Церкви.

Состояние вероучения. Эпоха Вселенских Соборов. Общий взгляд на характер ересей 1У и последующих веков. Ересь Ария и Первый Вселенский Собор в Никое (325 г.) при имп. Константине Великом. Состояние Церкви после 1 Вселенского Собора. Св. Афанасий Александрийский (296-375 гг.).
Лжеучения, возникшие в Церкви во время арианских смут. Ересь Македонианcтва. Второй Вселенский Собор в Константинополе (381 г.) при имп. Феодосии Великом. Осуждение еретического учения о Святом .Духе. Дополнение Никейского символа определениями о Святом Духе и Церкви.
Ересь Нестория и Третий Вселенский Собор 431 года. Возникновение ереси Константинопольского патриарха Нестория. Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуетский. Полемика Кирилла Александрийского (12 анафематизмов) с Несторием. Собор в Ефесе под руководством Кирилла и Мемнона осудил Нестория. Иоанн Антиохийский и 33 сирийских епископа оправдывают Нестория и осуждают Кирилла и Мемнона. Решение имп. Феодосия в пользу православных епископов.

Рекомендуемая литература:

ИМПЕРИЯ И ЦЕРКОВЬ // ПЭ. Т. 8. С. 162-174.

ВСЕЛЕНСКИЙ I СОБОР // ПЭ. Т. 9. С. 571-580.

ВСЕЛЕНСКИЙ II СОБОР // ПЭ. Т. 9. С. 580-588.

ВСЕЛЕНСКИЙ III СОБОР // ПЭ. Т. 9. С. 588 - 597.

ВАСИЛИЙ еп. Анкирский (глава омиусиан) // ПЭ. Т. 7. С. 491-493.

ВАЛЕНТ И УРСАКИЙ епископы-ариане // ПЭ. Т. 7.

ВАЛЕНТИНИАН I Флавий // ПЭ. Т. 7.

ВАЛЕНТИНИАН II Флавий // ПЭ. Т. 7.

АПОЛЛИНАРИЙ еп. // ПЭ. Т. 3. С. 61-62.

АПОЛЛИНАРИАНСТВО еп. // ПЭ. Т. 3. С. 58.

АРКАДИЙ имп. // ПЭ. Т. 3. С. 264-266.

АРИАНСТВО  // ПЭ. Т. 3. С. 221-225.

АРИЙ  // ПЭ. Т. 3. С. 226-227.

АНОМЕИ // ПЭ. Т. 2.

АРИМИНО-СЕЛЕВКИЙСКИЙ СОБОР // ПЭ. Т. 3.

АНКИРСКИЕ СОБОРЫ (Собор 358 г.) // ПЭ. Т. 2.

АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ  (арианские споры)// ПЭ. Т. 2. С. 504-506.

Духовное просвещение в IV в.

Александрийская богословская школа и её выдающиеся представители: св. Афанасий Великий, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский, преп. Исидор Пелусиот, св. Кирилл Александрийский. Св. Кирилл Иерусалимский, св. Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит, еп. Кирский. Восточно-Сирийская школа: преп. Ефрем Сирин.

Рекомендуемая литература:

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ. // ПЭ.  Т.12. С. 480-484. (история жизни и сочинения).

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ // ПЭ. Т.12. С. 669-679 (история жизни и сочинения).

АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ // ПЭ. Т. 4. С. 22-32. (история жизни и сочинения).

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ // ПЭ. Т. 7. С.131-148 . (история жизни и сочинения, см. карту мест служения святого на с. 136).

АМФИЛОХИЙ свт. // ПЭ. Т. 2. С. 192-194.

Состояние духовного просвещения на Западе в IV–V вв.
Св. отцы и церковные писатели: епископ Иларий Пиктавийский, св. Амвросий, епископ Медиоланский, блаж. Иероним, блаж. Августин, еп. Иппонский, папа Лев I Великий.

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ // ПЭ. Т. 1. С. 93-98.

АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ // ПЭ. Т. 1. С. 119-123.

Пелагианская ересь.
Учение восточных и западных отцов Церкви о взаимоотношениях свободной воли человеческой и благодати Божией. Концепция блаж. Августина об исключительности благодати Божией в спасении человека и о безусловном предопределении. Противоположное учение Пелагия. Осуждение его учения на Карфагенском и Ефесском соборах.

БЛАГОДАТЬ (Пелагианство, блж Августин)  // ПЭ. Т. 5. С. 309-310.

Характеристика отношений между Церковью и государством.
Права и преимущества, предоставленные Церкви. Церковная иерархия. Условия вступления в клир: богословское образование, нравственные качества и возраст кандидатов, вступающих в клир. Способ избрания: ограничение участия в нем мирян. Вопрос о браке и целибате духовенства. Определения Никейского и Трулльского собора по данному вопросу. Новые церковные должности.

Рекомендуемая литература:

ВЕРОТЕРПИМОСТЬ (в Византии) // ПЭ. Т. 7. С. 728-729.
ВЛАСТЬ (взаимоотношение властей духовной и светской // ПЭ. Т. 7. С. 728-729.
ПРАВО И ЦЕРКОВЬ // ПЭ. Т. 8. С. 181-188.

Образование митрополий и патриархатов.
Церковное управление: епископское, митрополичье и патриаршее. Вселенские соборы — высшая инстанция церковного управления и законодательства. Поместные соборы IV–IX веков. Правила св. Отцов. Сборники церковных канонов. Причины возвышения Константинопольского патриарха в эпоху Вселенских соборов.

Рекомендуемая литература:

ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ // ПЭ. Т. 10. С. 85-87.

ГАНГРСКИЙ СОБОР // ПЭ. Т. 10. С. 402-404.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ // ПЭ. Т. 1. С. 303-305.           

Общий обзор христианской жизни на Востоке и Западе.
Благотворное влияние христианства на личную-семейную и на социально-общественную жизнь. Выступление пастырей Церкви против господствующих пороков и языческих суеверий в обществе. Оценка христианской жизни в трудах св. Иоанна Златоуста, св. Амвросия Медиоланского, блаж. Иеронима и блаж. Августина.

Рекомендуемая литература:

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ (с IV в. ) // ПЭ. Т. 5. С. 330.

БЛАГОЧЕСТИЕ (православная традиция) // ПЭ. Т. 5. С. 336-337

БРАК (Заключение брака в Византии) // ПЭ. Т. 6. С. 150-151.

Причины возникновения монашества.
Монашество на Востоке и Западе в IV-VI вв. Преп. Антоний Великий — основатель отшельнического (анахоретского) монашества. Преп. Пахомий Великий — основатель общежительного монашества. Другие знаменитые подвижники в Египте, Палестине, Сирии, Каппадокии и Константинополе. Женские монастыри.

Рекомендуемая литература:

ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ // ПЭ. Т. 11. С. 166-167.

АСКЕТИЗМ (4 в.) // ПЭ. Т. 3. С. 600-604.

Антоний Великий // ПЭ. Т. 2.

История западного монашества.
Возникновение монашества на Западе. Значение преп. Бенедикта Нурсийского в организации монастырей на Западе.

Рекомендуемая литература:

ВЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ           // ПЭ. Т. 7. С. 584-585.

Осуждение несторианства

Рассуждения в Халкидоне. Удаление Нестория в Антиохийский монастырь. Примирение Павлом Эмесским сирских и александрийских епископов. Утверждение несторианства в церкви Сиро-Персидской.

Четвертый Вселенский Собор.

Происхождение и распространение монофизитской (евтихианской) ереси. Собор православных епископов в Константинополе. Разбойничий собор в Ефесе. Осуждение его постановлений папой Львом Великим. Вселенский Собор и определение на нем православного вероучения.

ВСЕЛЕНСКИЙ IV СОБОР // ПЭ. Т. 9. С. 597-616.

АКАКИАНСКАЯ СХИЗМА // ПЭ. Т. 1. С. 362.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ  (монофизитский раскол)// ПЭ. Т. 1. С. 567-570.

АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ  (христологические споры споры)// ПЭ. Т. 2. С. 506-507.

Пятый Вселенский Собор.

Продолжение монофизитской ереси после 1У Вселенского Собора. Меры имп. Юстиниана 1 по установлению церковного мира. Спор о трех главах. Созвание Собора. Упорство монофизитов и образование дохалкидонских церквей: коптской, яковитской и армянской. папа Григорий Двоеслов.

Рекомендуемая литература:

АФТАРТОДОКЕТИЗМ // ПЭ. Т. 4. С. 193-194.

ВСЕЛЕНСКИЙ V СОБОР // ПЭ. Т. 9. С. 616-628.

ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ // ПЭ. Т. 12. С. 612-616.

Давыденков О. свящ. Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти. М., 2002.

Тема 8. Шестой Вселенский Собор.

Происхождение монофелитской ереси. Заботы имп. Ираклия о воссоединении монофизитов с православной Церковью (экфесис). Св. Максим Исповедник Типос Констанса II. Император Константин Погонат и созвание Собора. Вероопределение. Пято-Шестой Трулльский Собор. Марониты.

Рекомендуемая литература:

ВСЕЛЕНСКИЙ VI СОБОР // ПЭ. Т. 9. С. 628-645.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ  (монофилитский раскол)// ПЭ. Т. 1. С. 570.

Бедствия Церкви от нашествия персов в начале VII века.

Персидский царь Хозрой П. Взятие Иерусалима (614 г.). Освобождение восточной Церкви ими. Ираклием (628 г.). Возникновение и распространение ислама.

Тема 9. Седьмой Вселенский Собор.

Всеобщее почитание икон в IV и V вв. Ересь иконоборческая. Преследование иконопочитания Львом Исаврянином, Константином Копронимом (иконоборческий собор) и Львом Хазаром. преп. Иоанн Дамаскин,. Меры имп. Ирины к восстановлению иконопочитания. Вселенский Собор в Никое и его вероопределения. Продолжение иконоборческой ереси после Собора (Лев Армянин). Защитник иконопочитания преп. Феодор Студит. Торжество Церкви над всеми ересями.

Рекомендуемая литература:

ВСЕЛЕНСКИЙ VII СОБОР // ПЭ. Т. 9. С. 645-660.

ГЕРМАН, патриарх Константинопольский // ПЭ. Т. 11. С. 254-255.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Характеристика богослужения во II периоде.
Места общественного богослужения. Храмостроительный архитектурный стиль: базиликанский и византийский. Богослужебные времена. Праздники. Посты. Богослужебное творчество: проповедь, пение. Церковные песнописцы (преп. Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и др.). Церковная дисциплина относительно покаяния.

Рекомендуемая литература:

БУДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ //ПЭ. Т. 6. с. 320. (история развития богослужения 3-9 вв.)

БОГОСЛУЖЕНИЕ (в IV-IX вв.) //ПЭ. Т. 5. С. 539 – 540.

ГИМНОГРАФИЯ (византийская) // ПЭ. Т. 11. С. 491-493.

ГОД ЦЕРКОВНЫЙ (Развитие в посленикейский период) // ПЭ. Т. 11. С. 675.
ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА (4-9 вв.) // ПЭ. Т. 7. С. 418-419.
ВЕЛИКАЯ СУББОТА (4-9 в.) // ПЭ. Т. 7. С. 432-433.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ (4-9 в.) // ПЭ. Т. 7. С. 455-456.
ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ // ПЭ. Т. 8. С. 380-384.

АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (4-5 вв.) // ПЭ. Т. 1. С. 596-597.

Новости за:
11.2024
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.