АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Память святого мученика Иоанна

08 февраля 2007 г.

8 февраля в Московских духовных школах торжественно отмечалась память исповеднической кончины профессора Московской духовной академии Ивана Васильевича Попова, причисленного к лику святых на Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 году. В этот день в Покровском храме МДА была отслужена Божественная литургия, за которой ректор МДАиС архиепископ Верейский Евгений рукоположил во диакона студента II курса академии Михаила Уойбайд. На богослужении молились все учащиеся Московских духовных школ.

И.В. Попов был выдающимся богословом, патрологом, одним из ведущих дореволюционных профессоров МДА. Вся его жизнь была без остатка посвящена богословской науке. Сам Иван Васильевич говорил: «Для меня в жизни самое основное и ценное - интересы Святой Церкви и родной мне академии». За годы научной и преподавательской деятельности им было написано более пятидесяти серьезных богословских работ, не считая огромного числа рецензий и отзывов, некоторые из которых являются самостоятельными исследованиями. «Проф. И. В. Попов,- отмечает заслуженный профессор МДА Скурат К.Е.,- был человеком больших дарований и исключительного трудолюбия. В своих патрологических трудах он умело сочетал богословский и философский анализы с исторической демонстрацией. Истина святоотеческой веры им воспринимается и показуется как истина разума или как разум истины. Творения свв. отцов для него были всегда живым выражением внутренней жизни Церкви, свидетельством ее неоскудевающей духовности в различных условиях исторического бытия и развития». Все, знавшие Ивана Васильевича, отзывались о нем как о простом, добром и светлом человеке, всю жизнь отдавшем Церкви. Священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), находясь в Соловецком лагере, говорил заключенным вместе с ним священнослужителям: «Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто перед знаниями Ивана Васильевича». Исповеднический подвиг профессора Попова начался еще в 1919-1920 годах. Далее, в течение почти 19 лет ему пришлось претерпеть многочисленные аресты, ссылки, заключения…. 8 февраля 1938 года, по решению Тройки УНКВД Красноярского края, Иван Васильевич был расстрелян в г. Енисейске.

Святой мученик Иоанн является замечательным примером гармоничного сочетания учености и высоко духовной христианской жизни.

 

«ОБОЖЕНИЕ – ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ»

Проповедь,

произнесенная иеромонахом Евфимием

в Покровском храме Московской духовной академии

в день памяти мученика Иоанна (профессора МДА И. В. Попова)

8 февраля 2007 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Третий год подряд Московские духовные школы торжественно празднуют день памяти святого мученика Иоанна – профессора Московской духовной академии Ивана Васильевича Попова. Совершение Божественной литургии в этот день уже стало доброй традицией, как, будем надеяться, станет традицией для всех учащихся и изучение богословского наследия ныне празднуемого святого.

Известны слова другого профессора нашей академии и святого нашей Церкви – священномученика Илариона (Троицкого), в которых он выразил свое отношение к Ивану Васильевичу Попову. Находясь на Соловках, архиепископ Иларион – сам немалая величина в богословской науке, как-то раз сказал архиереям, священникам и профессорам, отбывавшим вместе с ним срок: «Если бы, отцы и братия, все наши знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича». Поистине, профессор Попов был не только одним из самых ярких представителей дореволюционной богословской школы, но и в своей жизни, не принимая монашеского пострига, был истинным монахом, смиренным тружеником, воздержником и благоговейным молитвенником к Богу. Имея дар благодати Божией – «слово премудрости» (1 Кор. 12, 8), он своими трудами многократно умножил таланты, данные ему Господом, послужил ими с великой пользой Церкви и прославил ее своей мученической кончиной.

Одним из главных богословских открытий, которое сделал профессор Попов, по праву можно считать определение идеи обожения как одной из основных движущих сил всего святоотеческого богословия. Происхождению и раскрытию глубинного смысла этой идеи он посвятил одну из своих самых блестящих работ «Идея обожения в древневосточной Церкви», свое развитие эта тема находит и во многих других его работах.

Целый ряд отрывков из его сочинений звучат как проповедь, исполненная глубочайшего вероучительного смысла. Так, об основном условии обожения – теснейшем соединении Бога и человека в Лице Искупителя – он писал следующее: «Бог – само бытие, сама жизнь. Он истребил принцип тления и передал человеку Свое собственное бессмертие. Тело Христа, облеченное в бесплотное Божие Слово, не боится уже ни смерти, ни тления, потому что имеет ризою жизнь ... Божество как бы намастило это святое тело и неизреченно вложило в него Свою собственную светлость и нетление».

О соотношении Божественной и человеческой природы во Христе он писал следующее: «Если Христос испытывал голод, страдал, умер, то это было актом Его доброй воли и чудом, которое совершил Искупитель, чтобы разделить участь тех, для спасения которых Он пришел... Во Христе Божество соединилось не с Одним только Иисусом, но со всем родом человеческим, поэтому и искупленные Им достигнут подобной же славы».

Тайну смерти Спасителя Иван Васильевич объяснял следующим образом: если Христос умер, то лишь вследствие того, что «Божественному Логосу угодно было временно отдалиться от Своего Тела, но смерть не могла удержать в своей власти этот храм самой жизни, и человек, воспринятый Самим Богом, воскрес в третий день и победил ... последнего врага жизни – смерть».

Особое внимание ученый-христианин обращал на то, что по особому смотрению промысла Божественная природа Христа не сразу открылась людям. «Повинуясь закону развития, человеческая природа Христа проникалась Божественными свойствами постепенно. Вот, Он Младенец, и никто не подозревает в Нем Бога. Одиннадцати лет Он уже удивляет Своею мудростью книжников и старцев. Потом апостол Петр узнает в Нем Сына Божия, вслед за Петром видят это и прочие ученики. На Фаворе сквозь покровы плоти льются потоки Божественной славы, ибо Бог есть свет. Даже одежды Свои Христос показал белыми, как свет, потому что из всего Тела Спасителя истекала слава Божества Его и во всех членах сиял свет Его».

Очевидно, отнюдь не случайным является то, что та же самая идея обожения, исследованию которой столько внимания уделял И. В. Попов, была также основным содержанием проповеди преподобного Серафима Саровского, отраженной в его знаменитой беседе с Мотовиловым «О цели христианской жизни». В то время как преподобный Серафим указывал на очищение сердца от страстей и стремление к духовно-нравственному совершенству как на главное условие стяжания Святого Духа, И. В. Попов в своих трудах раскрывал богословский смысл таинства обожения.

«Когда Дух Святой нисходит на человека и соединяется с ним столь тесно, что последний становится Богоносным или духоносным, – писал он в одном из своих сочинений, – человеческой природе передаются Божественные свойства. Силою Духа Святого человек получает способность творить знамения, его ум, сверхъестественно обновленный, видит видения, получает откровения, в себе самом созерцает свет Божества. Сам Дух творит в нем заповеди Господни. Нравственное настроение человека становится чисто, как кристалл, и это достигается без усилий с его стороны. Радость, отблеск Божественного блаженства, наполняет его сердце».

Несомненно, что источником богословского творчества для И. В. Попова было изучение святоотеческих творений. «Общая цель христианских писателей, – писал он, – возвыситься над границами человеческой природы, стать богами чрез теснейшее соединение с Богом. Их путь – концентрация всей внутренней жизни – воли, мысли и чувства – на единой, всеобъемлющей идее Божества».

С уверенностью мы можем сказать, что и сам профессор Попов сопричислился к славному сонму христианских писателей, которых так горячо любил, так прекрасно знал и так глубоко почитал. «Если бы можно было собрать в одну точку весь энтузиазм святоотеческого творчества и теплоту чувства, породившего их творения, – писал он в одном из своих сочинений, – то, кажется, получился бы очаг, способный воспламенить весь мир. Ибо человек, отобразивший в себе Бога, становится как бы Его живою иконой, носителем Его Божественных сил». Воистину, такой «живой иконой» Христа, отобразившей в себе Его образ, и стал мученик Иоанн.

Раскрывая перед студентами на лекциях в академии и перед читателями на страницах своих книг высокий идеал обожения, профессор Попов исходил из сердечного убеждения в том, единение с Богом не является для христианина лишь отвлеченной богословской идеей – оно должно быть той целью, которой должна вдохновляться вся его жизнь. «Обожение души – разъясняет он, – есть соприкосновение с Богом, как бы восприятие ею в себя Бога. Идеи воспринимаются интеллектом так же, как свет воспринимается глазом. Поэтому в патристической литературе познание всегда сравнивается с питанием души». Если отнести это наблюдение к его собственным творениям, мы можем сказать, что для всех стремящихся к деятельному богословию, то есть к тому, чтобы по словам одного из отцов Церкви очищать себя для Бога, чтение творений выдающегося патролога дает обильную пищу как для ума, так и для души.

После того как профессор Попов своей кровью засвидетельствовал свою верность Христу и Его Церкви – он предстает не только как блестящий исследователь идеи обожения, но и как ее ревностный проповедник. Многие его мысли звучат сегодня не только как богословские суждения – хотя и авторитетные, но имеющие значение, главным образом, для богословов, но и как глубокие духовные наставления, которые раскрывают глубинную связь христианского вероучения с духовно-нравственными основами жизни и приобретают благодаря мученическому подвигу своего автора общецерковный авторитет.

Его труды, исполненные высоких дарований и духовных прозрений, являются для нас сегодня поистине уникальным образцом творческого восприятия святоотеческой традиции, которую он не только глубоко изучил, но и успешно продолжил. Пример его жизни свидетельствует о том, что переход от богословия теоретического к богословию деятельному, то есть к исповеданию Христа не только словом, но и жизненными деяниями, в наше время не только возможен, но и крайне необходим.

Новости за:
11.2024
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.