|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Выездная школа по религиозному образованию15 мая 2007 г. По приглашению Философского факультета МГУ четверо студентов Московской духовной академии (иеромонах Питирим (Творогов), иерей Олег Мумриков, Алексей Ларионов и Петр Королев) приняли участие в выездной школе, проходившей 11–13 мая в подмосковном пансионате «Университетский». В рамках школы состоялись две секции, на которых студенты МГУ выступали со своими докладами и презентациями: секция «Религиозное образование в средней школе: за и против» и секция «Религия и политика: государственно-конфессиональные отношения». Обсуждение докладов проходило в игровом формате – студенты разделились на шесть групп: «Власть», «Министерство образования», «Университет», «Институт культуры», «Преподаватели школ» и «Конфессиональная экспертиза». Последнюю группу составляли участники от МДА. Группы высказывали свое мнение о представляемых докладах, свои комментарии также давали эксперты из числа преподавателей Философского факультета и различных приглашенных гостей. Завязывались дискуссии о том, какие цели должен преследовать вводимый предмет: то ли это нравственное воспитание школьников, то ли помощь им в религиозном самоопределении, то ли сухое предоставление знаний о религиях. Иеромонах Питирим (Творогов) предлагал не ставить строго взаимоисключающее «или» между религиоведческим и религиозным преподаванием в школе, а поставить союз «и», поскольку и история религий, и основы религиозных культур, и наставление в вере могут быть преподаваемы, каждое на своем месте. Многие студенты МГУ изначально придерживались позиции, что невозможно доверять священнику преподавание общеобязательного предмета, поскольку в этом случае слишком велика опасность того, что вместо религиоведческого и культурологического подхода в школе будет конфессиональная пропаганда. Однако в ходе обсуждения удалось прийти к общему мнению, что исключение священнослужителей из образовательного процесса является дискриминацией по религиозному признаку и противоречит Конституции РФ, поэтому если священник имеет соответствующее образование, школа не вправе отказать ему в приеме на работу лишь по причине его сана. Также студенты сошлись на мнении, что и религиоведы, и представители конфессий должны осуществлять контроль над преподаванием дисциплин, касающихся религии – особенно в первое время введения их в школах. Декан Философского факультета В.В.Миронов своей репликой предвосхитил содержание некоторых докладов, сообщив, что в школах Германии предоставляется выбор: либо изучать одну из религий, либо этику. В младших классах решение принимают родители, в старших это уже оставляется на волю самих учеников. В немецкой армии выбор даже шире: можно изучать одну из религий, можно сидеть на занятиях по этике, а можно бегать кросс.
Особого внимания заслужил доклад Франсуазы Компуэн про преподавание катехизиса во французских школах. Франция – та страна, где представление о светскости государства и образования привело к запрету на ношение религиозной атрибутики в школах. Постепенный отказ общества от христианских ценностей не мешает, однако, государству рассматривать Церковь как этический фундамент для иной традиции – либеральной. Государство отделено от Церкви, но Церковь de facto не отделена от государства и вынужденно становится элементом государственной идеологической машины. В итоге на общеобязательных уроках катехизиса преподаватели говорят об успехах католических миссионеров в Африке, но умалчивают о современном положении Церкви в Европе. В своем экспертном мнении представитель Института всеобщей истории РАН А.Л.Беглов заявил, что и в России возможна ситуация, когда власть в своих целях пожелает создать новую идейную идентичность, «гражданскую религию» на базе знаний о ценностях традиционных религий. Такая «гражданская религия» будет оперировать понятиями сакрального (например, «священная Родина»), будет требовать веры в свои постулаты, однако не перестанет быть квазирелигией. При таком подходе государства Церковь никогда не сможет добиться от образовательных дисциплин типа «Основы православной культуры» реализации тех надежд, которые были на них возложены. «Гражданская религия» станет непреодолимой стеной между участниками образовательного процесса и действительной религиозной культурой. К сожалению, было предоставлено мало времени на обсуждение вопроса сопоставления научной и религиозной космологий. Основное участие в довольно жесткой дискуссии на эту тему принимал иерей Олег Мумриков, преподаватель и биолог по образованию, подготовивший к защите кандидатскую диссертацию «Происхождение человека: библейско-святоотеческое учение и современные антопологические исследования».
Доцент Философского факультета МГУ В.С.Кржевов предложил в качестве альтернативы религиозному мировоззрению рассматривать научное мировоззрение, однако такое предложение вызвало негативную реакцию как со стороны экспертов, так и со стороны студентов. Дискуссия также не получила развития из-за нехватки времени, однако было предложено устроить отдельный семинар или даже выездную школу на тему «Наука и религия: точки соприкосновения».
Помимо докладов студенты обсуждали новый учебник для 10-11 классов «Религии мира», созданный коллективом авторов под редакцией директора Института всеобщей истории РАН академика А.О.Чубарьяна. Тираж этого издания – 3000 экземпляров, и учебник будет еще дорабатываться с учетом мнений различных экспертов, в том числе будут приняты во внимание многочисленные замечания, высказанные студентами МГУ и МДА.
Перед закрытием выездной школы были награждены авторы лучших работ, а Алексею Ларионову и Петру Королеву за наиболее взвешенную позицию в дискуссии вручили памятные подарки. Фото: Петр Королёв, "Встреча" |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|