|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Гостем Московской духовной академии стал профессор Роберт Тафт21 ноября 2007 г. 20 ноября 2007 года Московскую духовную академию посетил католический священник профессор Роберт Тафт, автор многочисленных исследований в области восточной литургики. Профессор Тафт является автором более 800 научных работ и публикаций. Долгое время о. Роберт Тафт являлся проректором Папского восточного института (Ватикан). В ходе своего посещения о. Роберт Тафт выступил перед студентами Академии с лекцией на тему: «На закате империи: формирование финального византийского литургического синтеза в Константинопольском патриархате». Лекция была организована по благословению Ректора МДАиС Архиепископа Верейского Евгения и инициативе членов Церковно-практической кафедры МДА профессора А.М. Пентковского и доцента диакона Михаила Желтова. Выступление профессора Тафта было посвящено анализу литургического и иконографического наследия Палеологовского периода истории Византийского государства. Лектор поставил перед собой задачу «разобраться» с привычными научными клише, касающимися византийской литургики и искусства. Профессор Тафт подверг критике тенденцию воспринимать византийское богослужение времени Палеологов как явление «живое» и незажатое рамками устава. По мнению Тафта, богослужение средне- и поздневизантийского периода было намного более повествовательным и историческим, чем в более ранние периоды византийской истории. Для лучшего понимания предложенного отрезка истории о. Роберт выделил три основных концепта – ключевых понятия к пониманию византийского богослужения: «таксис» (устав), «история» (чинопоследование) и «теория» (созерцание). Лектор отметил, что в Палеологовский период византийцы воспринимали свое искусство в сугубо реалистичном ключе, чему находится множество документальных подтверждений. Парадокс этого времени, по мнению ученого, состоял именно в реалистичном восприятии духовности. О. Роберт отметил неоплатонические тенденции в восприятии византийцами земных реалий, которые судили о мире вещественном как о зеркале мира небесного. Все во вселенной, в том числе и общественные институты, по мнению византийцев, было незыблемым, т.к. имело непосредственное отношение к умозрительной реальности Небес. Реалии жизни Константинополя отнюдь не отличались свободомыслием –хорошо было лишь то, что «всегда, везде и для всех». Литургия в понимании византийцев являлась заполнением разрыва между Богом и человеком, отметил профессор Тафт, и объяснил эту идею примером из другой литургической традиции: фрагментом Сикстинской капеллы Микеланджело - «Сотворение человека», в котором соприкосновение пальцев Бога и Адама есть символ богослужения – реальной возможности соединения с Богом. Богослужение, добавил о. Роберт, является импульсом от людей к Богу и его возвращением в качестве даров Духа. Качественное отличие Палеологовского периода заключается в изменении отношения ко многим церковным обрядам - некоторые из них либо упразднились вовсе, либо были переосмыслены. Пышность богослужения уступила место историзму и повествованию. Так, Великий вход на Литургии уже не был торжественным переносом хлеба и вина (даров для совершения Евхаристии) из хранилища (скевофелария), но превратился в выход из алтаря и возвращение в него. Потеряв внешнюю торжественность и пышность, Великий вход приобрел сугубый символический характер и стал обозначать не просто шествие, но Крестный путь Спасителя. В Византии того времени наблюдалось два противоположных процесса: с одной стороны происходила символизация богослужения, с другой - историзация иконографии. Синтез этой литургии и иконы воплотился в православном храме. Неоплатоническая система понятий была переосмыслена – система иконографических образов в храме свидетельствовала теперь уже не только о статичной вертикали мироздания (от видимого к невидимому), но, благодаря Воплощению и Воскресению, стала символизировать горизонтальную динамику продвижения по пути спасения (от нефа к алтарю). Оба направления — вертикальное и горизонтальное — прослеживаются в храмовой росписи: чины святых расположены ярусами, поднимаясь к образу Спасителя в куполе - миряне обращены к алтарю, который символизирует конечную жизненную цель – Царство Небесное. По окончании лекции профессор Тафт ответил на вопросы студентов. В частности, на вопрос, касающийся реалистичности византийского искусства, о. Роберт выразил мнение, что реалистичность живописных образов никак не влияет на их духовность. В диалоге со студентами был также затронут вопрос об отсутствии эпиклезы (призывания Святого Духа) в латинском богослужении. С точки зрения профессора Папского восточного института, данный факт отвечает древности латинского обряда, и обусловлен тем, что на Западе не было богословских споров о Божестве Святого Духа, так что подтверждать эту вероучительную истину при помощи богослужения западным богословам не пришлось. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|