|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Вопросы социологии религий затронул в своей лекции посетивший МДА клирик Корсунской епархии13 февраля 2008 г. 12 февраля 2008 года Московскую Духовную академию посетил клирик французского благочиния Корсунской епархии протоиерей Стефан Хедли – специалист в области социологии религий, который выступил перед студентами с лекцией на тему «Социальные вопросы и христианские ценности». По благословению Ректора Московской Духовной академии и семинарии Архиепископа Верейского Евгения от лица Московской Духовной академии гостя приветствовал проректор по научно-богословской работе МДА священник Владимир Шмалий. В своей лекции о. Стефан предложил вниманию аудитории богословско-социологическое осмысление процессов секуляризации, происходящих, главным образом, в Западной Европе. По мнению о. Стефана, само понятие общества было заимствовано из европейской политической философии XVII – XVIII в. как идея, призванная постепенно вытеснить идею целостности, открываемой Божественным Писанием. Поэтому понятию общества, неизбежно влекущему за собой ценностный индифферентизм, он противопоставляет понятие «социабельность» как обмен ценностями между людьми. Первую часть своей лекции о. Стефан посвятил проблемам, с которыми сталкивается христианская вера в секулярном окружении. Проблема состоит в нахождении соотношения между духом Христовым и духом мира сего. Решением этой проблемы является освящение Церковью всех сторон человеческого бытия. Но если, согласно Откровению, Церковь – это «сердце мира», и «весь мир уже присутствует внутри Церкви», то секулярному сознанию идея Церкви совершенно чужда. Оно помнит лишь о себе, забывая и свою веру, и своих предков. Однако и Откровение не должно использоваться как «инструментализованный объект торговли», что происходит, когда за его счет пытаются утвердить социальное превосходство христиан над нехристианами. Во второй части лекции рассматривались христианское и секулярное понимание «социабельности». О. Стефан выделил два вида нехристианских систем ценностей: традиционную, основанную на социо-космических матрицах (предки, цикличность явлений природы и др.) и секулярную, появившуюся в деградировавших христианских обществах. При этом первые более совместимы с христианством, а вторые имеют некоторый индифферентный «иммунитет» к нему. Далее о. Стефан показал, что секуляризм не есть лишь новый виток социальной моды, а является, по сути, идеологией атеизма, в то же время позволяющий государству удобнее управлять обществом как группой разобщенных индивидов. Но секуляризм в конечном счете отрицает сам себя, а вера в Бога становится более разумной. В христианском же понимании, обмен ценностями возможен в Лице Сына Божия воплотившегося при посредстве Таинств и передачи Откровения от поколения к поколению. Евхаристия есть полное общение, единство различий, приобщение к дарам благодати, тогда как модернизм приводит к отчуждению людей друг от друга. Вот почему, по замечанию о. Стефана, многие люди в Западной Европе ищут Христа. Третья часть лекции была посвящена восстановлению образа падшего мира. Путь этого восстановления – путь аскезы и христианского общения как обмена ценностями Откровения. После окончания лекции последовали вопросы от присутствовавших студентов и членов профессорско-преподовательской корпорации. Большинство из них носило практический характер, например: каким образом идеи о. Стефана могут быть воплощены в реальной политике, к кому они должны быть обращены. На это лектор ответил, что каждый верующий должен быть апостолом, «интеллектуальным апологетом», и адресовать свое слово в первую очередь тем, кто находится непосредственно рядом с ним. Среди прочих прозвучал интересный вопрос об опасности подмены христианства культурой. В ответ на этот вопрос о. Стефан призвал к разумности и осторожности, а также к естественности: “Just be yourself” – «Просто будь собой», - сказал докладчик. Ответы на вопросы сопровождались примерами из пастырской практики о. Стефана. В заключение встречи о. Владимир Шмалий поблагодарил о. Стефана за интересную лекцию и пожелал ему плодотворной работы в будущем. Пресс-служба МДА (Михаил Вишняк, фото: Александра Микулинская) |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|