АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Святейший Патриарх Алексий: Развитие церковной науки и образования - приоритет внутренней деятельности Русской Православной Церкви

24 июня 2008 г.

Богословие — это выражение духовного опыта Православия. Оно является неотъемлемой частью жизни Церкви, выражением полноты и действенности ниспосланных ей даров Духа. Современная богословская мысль в нашей Церкви проявляется во множестве публикаций, служит предметом обсуждения на различных форумах.

В частности, в межсоборный период состоялись две международные богословские конференции: «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, 14-17 ноября 2005 года) и «Православное учение о церковных Таинствах» (Москва, 13-16 ноября 2007 года). Мы можем с удовлетворением отметить, что уровень этих конференций, собирающих лучшие богословские силы, соответствует высокому международному стандарту проведения научных форумов.

Важнейшим направлением созидания церковного единства должно быть правильное устроение богословского образования и дальнейшего служения выпускников  духовных школ. За последние годы по всей канонической территории нашей Церкви открылись новые духовные школы – училища и семинарии, призванные удовлетворять нужды епархий в подготовке священнослужителей[i].

Создание семинарии требует постоянной заботы архипастыря о жизни и деятельности подведомственной школы. Необходимы не только постоянные материальные вложения, но и сугубые личные усилия епархиального архиерея, который ответственен, помимо прочего, и за должный подбор и обеспечение педагогического состава, и за достойный бытовой уровень жизни студентов.

В 2006 году в наших старейших Московских Духовных школах состоялся последний академический выпуск студентов, учившихся по дореформенной программе, и первый выпуск учившихся по реформированным программам. Таким образом, можно сказать, что реформа проведена в жизнь. Для подведения ее итогов была создана комиссия, по результатам работы которой Священным Синодом была принята Концепция духовного образования и два образовательных стандарта — для семинарии и для академии. Итоги реформы, инициированной еще Архиерейскими Соборами 1989 и 1994 годов, следует оценить как положительные. Церковь получила возможность выпускать как высокообразованных пастырей, так и хорошо подготовленных специалистов в области церковной науки.

Однако не следует успокаиваться, полагая, что все проблемы в сфере духовного образования уже разрешены. До сих пор актуальным и не полностью реализованным является определение Архиерейского Собора 2004 года, который счел необходимым «повышение уровня научной работы, проводимой в духовных учебных заведениях», и назвал важными задачами общецерковную координацию научно-исследовательской деятельности, организационную и материальную поддержку церковной науки. Необходимо помнить, что науки без финансирования не бывает, тем более что церковная наука не может быть самоокупаемой.

Введение обновленных программ требует от руководителей духовных школ организации методологического обеспечения образовательного процесса на самом высоком уровне. Студент духовной школы не может себе позволить жить «от сессии к сессии», забывая преподанный материал после экзамена. Важной составляющей учебного процесса как в семинарии, так и в академии должны быть письменные работы. К каждому сочинению нужно подходить как к небольшому исследованию, для чего студенту должна быть преподана методология науки и написания научных работ. Неприемлемой является возникающая порой ситуация, когда священник, закончивший семинарию, неспособен последовательно и грамотно в письменной или устной форме аргументировать свою позицию. Высокий уровень образования достигается, помимо прочего, доступом к последним достижениям науки. Для этого на должном уровне должна осуществляться комплектация библиотек, в том числе подписка на современную научную периодику. Необходимо также обеспечивать доступность интернет-ресурсов.

Повышая уровень требований к работам студентов, в частности, к кандидатским диссертациям, мы должны снабдить систему духовных школ должным аппаратом и нормативной базой. Принятая Священным Синодом Концепция духовного образования предполагает создание Высшей церковной аттестационной комиссии и разработку ряда основополагающих документов. Прошу Учебный комитет приложить усилия к осуществлению данных решений, а епархиальных Преосвященных - всячески содействовать этой важной работе.

Полноценная научная деятельность академий будет возможна лишь в том случае, если будет налажена работа кафедр. Однако такая работа практически невозможна, когда почти все преподаватели работают в нескольких местах и приезжают в академию или семинарию только для того, чтобы прочитать лекции. В духовной школе должен быть крепкий костяк преподавателей, для которых она является основным местом работы. Это, конечно же, требует адекватного обеспечения таких преподавателей служебным жильем и зарплатой, позволяющей не только прокормить семью, но и вести достойное существование. Научные труды кафедр необходимо считать одним из главных показателей эффективности работы академии.

Обращая внимание на научную и образовательную сторону деятельности наших духовных школ, мы ни в коем случае не должны забывать о воспитательном аспекте этой деятельности. Не менее важным, чем научные результаты, показателем правильности устроения нашей духовно-образовательной системы являются человеческие и христианские качества выпускников. Считаю необходимым коренным образом пересмотреть институт курсового наставничества. Труд наставника курса должен быть признан самостоятельной, полноценной работой, позволяющей преподавателю ежедневно посвящать себя вверенным ему студентам. Столь же важной должна быть правильная постановка воспитательной деятельности, в которой, при безусловном учете индивидуальности каждого, не должно быть места для пренебрежения дисциплиной.

Крупнейшим ежегодным событием в сфере религиозного образования, неизменно вызывающим широкий общественный резонанс, традиционно являются Международные Рождественские образовательные чтения[ii]. Этот форум, много способствующий духовно-нравственному оздоровлению общества, объединяет представителей епископата и духовенства, государственной власти, педагогического сообщества, научного мира, общественных объединений.

В Определении «О вопросах внутренней жизни Церкви» Архиерейский Собор 2004 года обратился с призывом к православным родителям «добиваться преподавания для своих детей Основ православной культуры в светских школах». Преподавание предметов христианского характера в государственных школах осуществляется в Латвии и Литве. Во многих регионах Беларуси, Молдовы, России и Украины на добровольной основе в светских школах преподаются Основы православной культуры или подобные им предметы. Однако решений, закрепляющих практику такого преподавания на общегосударственном уровне, до сих пор не принято. И Церковь ведет диалог с государством, желая обеспечить верующим детям право изучать их религиозную культуру. Так, с 2006 года в Министерстве образования и науки Российской Федерации действует Рабочая группа по проблемам изучения истории и культуры религии (Православия) в системе образования. В рамках деятельности этой группы было разработано Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархией Русской Православной Церкви.

Состоялся ряд конференций и совещаний, на которых вопросы, касающиеся практики и перспектив изучения православной культуры в российской общеобразовательной школе, были самым тщательным образом изучены и прокомментированы. В частности, 20-21 декабря 2007 года в Калуге состоялась конференция “Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся”. Основной задачей форума стало согласование позиций Русской Православной Церкви и профильных государственных структур по вопросам преподавания в общеобразовательных школах предмета, знакомящего учащихся с основами духовной культуры их Отечества. На основании разработанной церковными и светскими специалистами Концепции включения в новое поколение российских государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» началась работа по подготовке преподавания этого предмета. Его введение в учебный план в рамках упомянутой образовательной области предполагается с начала 2009-2010 учебного года.


[i] Духовные школы, открытые в межсоборный период:

1.   Новгородское духовное училище (20.04.2005).
2.   Тамбовская духовная семинария (20.04.2005).
3.   Хабаровская духовная семинария (10.06.2005).
4.   Якутское духовное училище (19.07.2006).
5.   Ярославская духовная семинария (19.07.2006).
6.   Екатеринодарская духовная семинария (19.07.2006).
7.   Барнаульская духовная семинария (19.07.2006).
8.   Брянское женское епархиальное училище (19.07.2006).
9.   Духовное училище города Бендеры Республики Молдова (26.12.2006).
10. Новокузнецкая православная семинария (27.03.2007).
11. Рязанское епархиальное женское духовное училище (21.08.2007).
12. Православная духовная семинария в городе Париже, Франция (15.04 2008).

Решением Синода от 20.04.2005 образовано Учреждение высшего профессионального религиозного образования «Богословское отделение ПСТГУ».

[ii] В межсоборный период были проведены:

Новости за:
07.2024
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.