|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Результаты работы тематической группы «Духовное образование и просветительская деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г.26 июня 2008 г. В настоящее время Русская Православная Церковь имеет 5 духовных академий, 2 университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ, а также пастырские курсы, иконописные и регентские школы. Общее количество студентов духовных учебных заведений Русской Православной Церкви сегодня составляет более 10.000 человек. Благодаря проведенной в 1998-2003 гг. реформе духовного образования, семинарии стали высшими духовными учебными заведениями, реализующими программу высшего духовного образования. В 2006 г. состоялся первый выпуск реформированных академий, которым определено стать научно-педагогическими и научно-богословскими центрами Русской Православной Церкви. В рамках проведенных изменений срок обучения в Академии был сокращен до трех лет, учреждены специализации. Требования, предъявляемые к кандидатским диссертациям, приведены в соответствие с уровнем требований в светских научных заведениях. Сегодня кандидатские диссертации проходят апробацию в виде предзащит на кафедре и обязательной публикации автореферата и статей по теме исследования на портале Богослов.ru. «Привлечение внешних оппонентов при защите кандидатских диссертаций, а также включение в состав диссертационных советов специалистов из других учебных заведений позволило преодолеть прежнюю замкнутость и излишнюю снисходительность по отношению к уровню защищаемых диссертаций», — подчеркнул Председатель Учебного Комитета. Отметив, что в последние годы в России получило значительное развитие светское православное теологическое образование, архиепископ Евгений сообщил, что к сентябрю 2008 г. лицензию на подготовку теологов будут иметь 40 вузов, из них 25 — государственные университеты. При этом православная теология преподается в 34 вузах. По специальности и образовательному направлению «Теология» учится примерно 3500 студентов. Председатель Учебного комитета обратил внимание, что для полноценного участия выпускников теологических кафедр в научной и образовательной деятельности необходимо решить вопрос о введении Теологии в номенклатуру научных специальностей ВАК. В рамках координационной деятельности Учебным комитетом проводились рабочие заседания коллегии и совещания ректоров духовных учебных заведений. Представители духовных школ обсуждали вопросы совершенствования учебного плана и программ Семинарии, создания единой электронной базы дипломных и диссертационных работ, разработки нормативных документов, регламентирующих деятельность Ученых советов, кафедр, диссертационных советов, присуждение ученых званий и степеней. Для совершенствования учебно-методической деятельности в отчетный период было проведено 20 учебно-методических семинаров, посвященных актуальным вопросам преподавания в духовных школах основных дисциплин учебного плана Семинарии. В настоящее время Учебным комитетом ведется разработка единой автоматизированной системы управления информационными процессами системы духовного образования. Воссозданный научно-богословский портал Богослов.ru показал высокую эффективность открытого обсуждения научных публикаций и авторефератов диссертаций. Архиепископ Евгений подчеркнул, что наличие богатой справочной и библиографической информации на портале позволяет говорить о «формировании открытой научной богословской среды, без которой едва ли возможно развитие богословия как подлинной науки по отношению к другим областям гуманитарного знания». Значительное место в докладе Председателя Учебного Комитета было уделено вопросам взаимодействия с органами государственной власти в области совершенствования законодательства о свободе совести и о религиозных организациях. Итогом стало подписание Президентом России 28 февраля 2008 г. поправок в действующее законодательство, открывающие возможность государственной аккредитации реализуемых духовными учебными заведениями учебных программ образовательного стандарта «Теология» и получения выпускниками дипломов государственного образца. Архиепископ Евгений выделил ряд вопросов, стоящих перед духовным образованием сегодня. В ближайшее время необходимо создать Высшую Церковную Аттестационную Комиссию, в задачи которой входит рассмотрение результатов защит диссертаций, а также ходатайства ученых советов о присвоении ученых званий. Председатель Учебного Комитета особо остановился на идее Академии, объединяющей в едином целом научный и образовательный центр, что представляется «весьма разумным и эффективным с точки зрения подготовки научно-педагогических кадров, поскольку позволяет готовить специалистов в рамках реальной исследовательской деятельности научной школы». Согласно утвержденной Концепции духовного образования, Академии как научно-богословские центры должны реализовывать свою деятельность в двух направлениях — исследовательско-теоретическом и научно-практическом. Однако Председатель Учебного комитета отметил, что поставленная задача является весьма сложной, поскольку сегодня Академии по преимуществу являют собой именно учебные заведения, а научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава не оплачивается. В связи с этим представляется целесообразным создание Фонда научных исследований Учебного комитета, который выделял бы на конкурсной основе гранты для осуществления различных видов научной деятельности. Председатель Учебного комитета подчеркнул, что в случае успешной реализации Концепции высшего Духовного образования Русской Православной Церкви система духовного образования «сможет стать по настоящему действенной и эффективной, сочетающей в себе укорененность в богатейшем духовном Предании Церкви с нацеленностью на подготовку добрых пастырей Церкви Христовой, способных самоотверженно и мудро нести Православное Свидетельство современному миру». Следующий докладчик, председатель Учебного Комитета Украинской Православной Церкви епископ Бориспольский Антоний, отметил, что в духовных учебных заведениях Украинской Православной Церкви также происходит реформа духовного образования. В настоящее время система духовного образования Украинской Православной Церкви включает в себя 1 Духовную Академию, 7 Семинарий, 10 Духовных училищ и 2 богословских института. В настоящее время обучение на дневных отделениях проходят свыше 1560 и 2409 человек обучаются заочно. Епископ Антоний отметил проблему отсутствия законодательно оформленных отношений между светской и духовной системой образования на Украине. «Законодательная база украинского государства, — подчеркнул епископ Антоний, — до сих пор страдает от многих рудиментов, унаследованных еще от атеистического прошлого. Одной из главных проблем является отсутствие у Церкви статуса юридического лица». С сожалением было отмечено отсутствие в законодательстве юридического механизма для интеграции духовных и светских образовательных систем. Проблема вовлечения в активную церковную жизнь христиан, которые не могут принять священный сан, считает епископ Антоний, может быть решена через передачу части образовательных функций теологическим факультетам при светских вузах и богословским вузам, работающим по стандарту «теология». Особое внимание епископ Антоний обратил на необходимость четкого разграничения «понятий образования теологического и классического богословского, осуществляемого традиционными высшими духовными школами Православной Церкви», поскольку цели образования на теологических факультетах и в духовных учебных заведениях отличаются. В ходе дискуссии протоиерей Владимир Воробьев обратил внимание, что без активного участия Украинской Церкви в разработке образовательного стандарта «Теология» перед Церковью будет закрыта возможность государственного признания. В свою очередь епископ Антоний с сожалением отметил, что украинские государственные структуры не консультировались с Учебным комитетом Украинской Православной Церкви при создании стандарта «Теология». В сообщении ректора Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии архиепископа Тихвинского Константина было отмечено, что в настоящее время в духовной школе обучается 560 студентов, а профессорско-преподавательская корпорация состоит из 92 человек. В межсоборный период Санкт-Петербургская духовная академия активно участвовала в проведении реформы духовного образования: состоялся первый выпуск реформированной академии, были повышены требования, предъявляемые к кандидатским диссертациям. Архиепископ Константин обратил внимание, что «за последние несколько лет в связи с введением практики предзащит кандидатских диссертаций и привлечением внешних рецензентов уровень диссертационных работ значительно повысился, некоторые из них по своему уровню превосходят даже прежние магистерские диссертации, защищавшиеся когда-то в еще не реформированной Академии». Ректор СПбДА рассказал о создании Межвузовской Ассоциации духовно-нравственного воспитания «Покров», в рамках деятельности которой был проведен ряд ежегодных научно-практических семинаров и конференций. В ходе дискуссии архиепископ Полтавский Филипп обратил внимание, что в западных областях Украины уже на протяжении нескольких лет преподается в общеобразовательных школах курс «Христианской этики», однако для преподавания привлекаются представители Украинской Греко-католической Церкви. Архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем для повышения уровня семинарского образования предложил поступать абитуриентам сначала в светский ВУЗ, по окончании которого принимать в семинарию. Данное предложение вызвало дискуссию, в ходе которой участники Собора согласились с тем, что необходимо повышать статус духовного образования и добиваться государственной аккредитации Семинарий. Архиепископ Тобольский Димитрий поделился опытом Тобольской духовной семинарии, где после окончания 3-го курса Семинарии формируется группа из числа студентов для параллельного обучения в светском высшем учебном заведении.
В связи с вопросом преподавания курса «Основ православной культуры» председатель Отдела отметил, что в настоящее время преподавание данного курса активно ведется в 56 епархиях РПЦ. В ряде епархий преподавание ОПК осуществляется путем интеграции в предметы гуманитарного направления, либо в рамках этнокультурных образовательных программ. Наиболее успешно включение «Православной культуры» в региональный компонент проходит в Центральном и Южном федеральных округах. Архимандрит Иоанн обратил внимание, что согласно решению Министерства образования и науки в 2009-2010 учебном году планируется ликвидировать региональный компонент образования; поэтому необходимо изыскать возможности сохранить в новом школьном общефедеральном стандарте образования блок предметов «Духовно-нравственная культура». В сфере высшего религиозного образования на сегодняшний день числится 10 православных университетов и институтов, а также 9 религиоведческих факультетов в государственных вузах, 6 отделений и 6 центров дистанционного обучения. Особое внимание в докладе архимандрит Иоанн уделил ежегодному церковно-общественному форуму «Международные Рождественские образовательные чтения». «Свидетельством все возрастающего интереса к Чтениям со стороны общества служит то, что в Чтениях 2008 г. приняло участие 12500 человек, представлявших почти все епархии РПЦ», — отметил архимандрит Иоанн. С 2006 г. образовательные чтения стали проводиться и в федеральных округах России. С целью координации и интеграции религиозной образовательной деятельности архимандрит Иоанн предложил создать «Союз православных школ» при Отделе религиозного образования и катехизации, в деятельности которого могли бы принять участие все православные общеобразовательные школы. Другое предложение было связано с создание центров подготовки и переподготовки преподавателей Основ православной культуры на базе лучших православных школ. Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев обратил внимание собрания на то, что на развитие исламского образования в 2007 г. было выделено из государственного бюджета 800 миллионов рублей. Рабочей группой было предложено Архиерейскому собору изучить опыт финансирования исламского и иудейского образования со стороны государственного бюджета и обратиться к органам государственной власти по вопросу финансирования религиозного и духовного образования. Члены группы одобрили работу Учебного комитета при Священном Синоде за 2004-2008 года. Большое значение имела проведенная в межсоборный период работа Комиссии по подготовке концепции духовного образования и анализу реформ, проводимых в духовных школах. Таким образом, были подведены итоги реформы духовного образования, проведенной в период с 1998 по 2006 год. Члены группы полностью согласились с оценкой реформы, данной Святейшим Патриархом в его докладе: «Итоги реформы следует оценить как положительные». Члены Архиерейского Собора акцентировали внимание на том, что следует активно вести работу по превращению духовных академий в центры научно-богословских исследований. Это не только бы способствовавало росту богословской науки, но обеспечило бы серьезную базу для принятия решений по вопросам церковной жизни. Для реализации поставленной задачи было предложено создать Фонд научных исследований при Учебном комитете. Докладчики обратили внимание на то, что сегодня в обществе одновременно создается система богословского образования на стыке духовного и светского образования. С одной стороны, появляются православные высшие учебные заведения, получающие государственную аккредитацию. С другой стороны в рамках светских ВУЗов открываются теологические факультеты. Члены группы высказались за дальнейшее развитие разнообразных форм высшего образования, подчеркнув, что необходимо четко определить место богословских факультетов государственных учебных заведений в системе религиозного образования Русской Православной Церкви. В ходе заседания группы Архиерейского Соборы были также предложен ряд мер по совершенствованию системы духовного и религиозного образования Русской Православной Церкви, среди которых, в частности, создание православных образовательных округов, проведение дней «открытых дверей» в духовных семинариях и академиях, учреждение совета ректоров духовных школ и Союза православных школ при Отделе религиозного образования и катехизации. Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|