|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Вышел в свет новый номер журнала «Христианское чтение»31 октября 2013 г. Санкт-Петербургская православная духовная академия выпустила в свет второй номер за 2013 год научно-богословского журнала «Христианское чтение». Выпуск посвящен библейским исследованиям. Объем журнала составляет 244 страницы. Читайте в номере: Святоотеческая экзегеза Протоиерей Александр Гринь. Преподобный Беда Достопочтенный и его "Толкования на семь канонических посланий" В статье содержатся краткие сведения о жизни и литературной деятельности прп. Беды Достопочтенного, в частности — о его работах по толкованию Священного Писания. Статья предваряет впервые осуществленный перевод на русский язык экзегетического сочинения прп. Беды "Толкование на Послание Божественного Иакова". Протоиерей Александр Гринь — кандидат богословия, преподаватель Новгородского духовного училища, клирик Новгородской епархии. Преподобный Беда Достопочтенный. Толкования на семь канонических посланий. Толкование на Послание Божественного Иакова Русскоязычному читателю прп. Беда Достопочтенный († 735 г.) известен, прежде всего, как "отец истории Англии" и агиограф, в то время как бóльшую часть его литературных трудов составляют комментарии Священного Писания. В эпоху средневековья значительная часть его толкований была включена в Glossa ordinaria (сборник святоотеческих комментариев Западной Церкви). Прп. Беда Достопочтенный — один из немногих церковных писателей, составивших комментарии на Соборное Послание св. ап. Иакова. "Толкование на Послание Божественного Иакова" — первое экзегетическое сочинение прп. Беды Достопочтенного, переведённое на русский язык. Перевод с латинского прот. Александра Гриня, кандидата богословия, преподавателя Новгородского духовного училища, клирика Новгородской епархии.
М.В. Ковшов. Проблема центра богословия апостола Павла: пролегомены к альтернативному подходу Вопрос о центре богословия апостола Павла до сих пор не нашел однозначного решения в современной библеистике. С точки зрения автора статьи, главной причиной тому является неверная постановка проблемы и неадекватная методология ее разрешения. В статье представлена попытка альтернативной методологии, которую автор апробирует на примере Послания к Римлянам. Используя категории современного литературоведения, автор показывает, что кульминацией этого Послания и одновременно его главной богословской темой является учение об усыновлении и прославлении человека, содержащееся в восьмой главе. Михаил Всеволодович Ковшов — кандидат богословия, преподаватель кафедры библеистики Московской православной духовной академии. Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект No 10–04–00133а. В основу публикации положен доклад автора на Ежегодной научно-богословской конференции Санкт-Петербургской православной духовной академии 4 октября 2012 года. Протоиерей Александр Прокопчук. Построение аргументации св. ап. ПавлаПервом послании к Коринфянам Исследование посвящено раскрытию принципов аргументации апостола Павла в Первом послании к Коринфянам. Для обоснования своей позиции по различным проблемам коринфской общины Павел выстраивает сложную доказательную базу. Обсуждение каждой проблемы опирается на конкретные темы (связь со Христом, смысл искупления, Святой Дух, единство церкви, назначение крещения и Евхари стии, эсхатология и др.). Сравнение отрывков показывает, что ап. Павел рассуждает согласно определённой модели мышления, которая каждый раз повторяется. Он не ограничивается апелляцией к известным заповедям закона Моисеева, а используя совсем другие доводы подходит к решению указанных проблем с экзистенциальных позиций. Для него христиане — подлинные правопреемники священной истории по духу, а не "по плоти", как его соплеменники. По мысли ап. Павла, коринфские верующие являются эсхатологическим Израилем, новым народом Божьим, который противопоставляется язычникам, с одной стороны, и Израилю по плоти — с другой (12:2). Основными признаками этого отделения стало не соблюдение ограничений ветхозаветного закона, а нравственное поведение, обусловленное освящающим Духом Божьим. Протоиерей Александр Прокопчук — преподаватель Свято-Тихоновского гуманитарного университета, клирик московского храма Трёх святителей на Кулишках. Откровение св. ап. Иоанна Богослова В.А. Андросова. Образ книги с семью печатями (Откр 5:1): проблема исчезновения из дальнейшего повествования Апокалипсиса Статья посвящена "книге с семью печатями" в Откр 5:1; автор исследует проблему исчезновения этого значимого образа из дальнейшего повествования Апокалипсиса. Существуют три объяснения этого факта: первое — книга уже исполнила свою роль символа в Откр 5; второе — книга тождественная "книжке" в Откр 10; третье — ап. Иоанн раскрывает содержание книги в последующих главах. Все эти точки зрения оказывают влияние на понимание богословской мысли и структуры Апокалипсиса. Вероника Александровна Андросова — кандидат богословия, преподаватель кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Диакон Глеб Курский. Некоторые аспекты изображения Иерусалима в Откровении святого апостола Иоанна Богослова В статье рассматривается история развития образа Иерусалима в ветхозаветной, межзаветной и новозаветной литературе. Анализируются разделы книги Откровения, описывающие земной Иерусалим и Церковь как его альтернативу, а также видение Нового Иерусалима — центра нового мироздания. Утверждается, что "иерусалимоцентризм" апостола Иоанна служит решению целого ряда важных проблем христианского богословия. Диакон Глеб Курский— аспирант кафедры библеистики Богословского факультета ПСТГУ.
К.В. Неклюдов. Проблема Галилеи раннеримского времени как культурного и политического контекста провозвестия Иисуса Христа (по материалам западной историографии XIX–XX вв.) В статье дается обзор мнений европейских исследователей XIX–XX в. об этнорелигиозной и политической ситуации Галилеи раннеримского времени, которая рассматривается как исторический контекст, необходимый для интерпретации евангельских текстов о галилейском служении Иисуса Христа. Романтический подход здесь сменяется историко-критическим — работами представителей школы истории религий, а также библеистов периода "германо-христианства" (в определенной степени идеологически ангажированных), видевших Галилею эллинизированной землей со смешанным населением. Другой взгляд на эти вещи представлен в работах ряда иудейских историков и немецкого историка А. Альта (еврейская Галилея, сохранившая древние традиции). Статья является первой частью историографического исследования роли современной археологии Галилеи в реконструкции социально-экономического и этно-религиозного контекста провозвестия Иисуса Христа. Константин Викторович Неклюдов — заведующий редакцией Священного Писания ЦНЦ "Православная энциклопедия", преподаватель Московской православной духовной академии.
А.С. Кашкин. Концепция священной войны в книге Второзаконие Описание завоевания Израилем Ханаана, сопровождавшегося уничтожением коренного населения, вызывает многочисленные вопросы и даже содрогание у читателей Ветхого Завета. В связи с этим необходим тщательный анализ истоков этого образа действий — учения книги Второзаконие о "священной войне". В статье рассматриваются отличительные черты этого учения, необходимость применения принципа заклятия, а также разбираются критические мнения современных библеистов о реальности и историчности соответствующих предписаний Второзакония. Алексей Сергеевич Кашкин — кандидат богословия, доцент и заведующий кафедрой библеистики Саратовской православной духовной семинарии.
Протоиерей Димитрий Юревич. Наемник, потерявший овец: полемика относительно толкования Ин 10:12–13 в русской библеистике В статье излагается содержание полемики, имевшей место в 1903–1904 гг. между профессорами Московской и Киевской духовных академий М.М. Тареевым и Д.И. Богдашевским вокруг предложенного первым из них альтернативного понимания Ин 10:12–13. М.М. Тареев утверждал, что особенности греческого текста и попытка понять богословское содержание притчи допускают перевод "волк расхищает овец; и теряет их [наемник]" вместо традиционного перевода "волк расхищает овец и разгоняет их"; Д.И. Богдашевский отстаивал традиционный подход. Полемика продемонстрировала, что при интерпретации Евангелия от Иоанна недостаточно опираться только на филологическую составляющую, необходимо также анализировать богословское содержание текста. Протоиерей Димитрий Юревич — кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской православной духовной академии.
Священник Александр Зиновкин. Перцепция термина רב שנא, "Сын человеческий" (Дан 7:13) в поздней литературе Второго храма В статье рассматриваются вопросы, связанные с пониманием и использованием в поздней литературе периода Второго храма арамейского термина בר אנש, "Сын человеческий". Анализ образа Сына человеческого в Дан 7:13 с учетом межзаветных (арамейского фрагмента 4Q246 "Апокриф Даниила", 1-й книги Еноха, 3-й книги Ездры) и новозаветного (1-я глава Евангелия от Луки) источников показывает, что сам термин мог быть понимаемым как имя собирательное (народ Израиля), либо как имя собственное (указание на земного мессианского царя или на небесное существо). Священник Александр Зиновкин — магистр филологии классических языков, магистр богословия, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, докторант филологии классических языков Университета Сорбонна, лаборант "Centre Sémitique" CNRS (Франция).
Диакон Петр Шитиков. Перспективы когнитивной теории метафоры в библейских исследованиях В статье автор рассматривает перспективы применения когнитивной теории метафоры в библейских исследованиях. На материале Евангелия от Иоанна он прослеживает развитие метафорического концепта "Жизнь — это путешествие" и приходит к выводу, что концептуальная картина мира автора Евангелия имеет когнитивные основания, характерные для современного человека. Диакон Петр Шитиков — кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, преподаватель Тобольской духовной семинарии. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|