|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
«Что может быть важнее именно такого диалога в наши дни?»29 октября 2012 г. 25-26 октября 2012 года в Доме международных совещаний Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в г. Дубна (Московская область) состоялась XV Конференция «Наука. Философия. Религия». Тема конференции: «Проблема экологии и кризис ценностей современной техногенной цивилизации». Конференция «Наука. Философия. Религия» - это дискуссионная площадка, которая собирает представителей науки, философии и богословия для обсуждения и экспертной оценки актуальных проблем современности. Особенностью конференции является то, что рассмотрение заявленной темы осуществляется методами, принятыми в трех вышеуказанных ключевых сферах разумной и духовной жизни человека, обеспечивая тем самым более широкий взгляд на рассматриваемую проблему. Именно такой взгляд востребован сегодня в российском обществе, поскольку он содействует достижению общественного согласия и поиску истины. Предыстория конференции восходит к началу 60-х годов. Тогда под председательством первого директора ОИЯИ Д. И. Блохинцева в Дубне начали проводиться встречи философов и физиков для обсуждения основных онтологических и гносеологических вопросов. В 1990 году, когда стало возможным участие Церкви в таких встречах, их традицию продолжила конференция «Наука. Философия. Религия», инициатива проведения которой принадлежит профессорам ОИЯИ В. Н. Первушину и В. А. Никитину. Первая конференция с таким названием прошла в 1990 году и была посвящена теме: «Понятие истины в науке и религии». Неизменным участником и одним из основных идейных вдохновителей конференции был заслуженный профессор МДА А. И. Осипов. Прошедшие конференции внесли значительный вклад в преодоление противостояния представителей науки, философии и богословия. XV Конференция собрала ученых, философов и богословов из различных вузов и научных центров России: ОИЯИ, Российская академия наук, Московская духовная академия, Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Православный Свято-Тихоновский университет, Самарский государственный университет путей сообщений, Казанский национальный исследовательский технологический университет и других. Открыли Конференцию заместитель главы города Дубна Мадфес. Н. Ю., вице-директор ОИЯИ Иткис М. Г., вице-президент Фонда апостола Андрея Первозванного Мищенко В. А. и советник дирекции Лаборатории теоретической физики им. Н. Н. Боголюбова ОИЯИ Первушин В. Н. На открытии были отмечены актуальность тем проводимых конференций и выражена надежда на то, что работа этой конференции поможет выработать пути решения важнейших человеческих проблем и противоречий современной цивилизации. Были также зачитаны слова протопресвитера Иоанна Мейендорфа, стоявшего у истоков создания данной конференции в 1990 году: «Что может быть важнее именно такого диалога в наши дни?» Ведущие заседаний XV Конференции: Первушин В.Н. – советник дирекции Лаборатории теоретической физики им. Н. Н. Боголюбова ОИЯИ, профессор, доктор физ.-мат. наук; Михайловский А. В. – доцент Российского гуманитарного университета и Высшей школы экономики, канд. философ. наук; Игумен Адриан (Пашин) – секретарь Ученого совета и заведующий Аспирантурой МДА, кандидат богословия, кандидат физ.-мат. наук. За два дня на Конференции прозвучало 23 доклада, большинство из которых встретило оживленный интерес и обсуждение. В целом, XV Конференция проходила в очень дружелюбной и духовной атмосфере, ученые находили взаимопонимание по важнейшим вопросам мироздания и предназначения человека. Среди множества интересных докладов и сообщений отметим особо следующие. Доклад Ефимова А. Б. (ПСТГУ, доктор физ.-мат. наук) «Принципы устойчивого развития и качество жизни в двух подходах к экологии». В этом докладе Андрей Борисович отметил, что у людей разное представление о качестве жизни и отношении к природе: или любовное, творческое, мирное (христианское), или потребительское, хищническое. Эти два пути стоят перед человеком, определяют его иерархию ценностей, по словам Господним: «Жизнь и смерть предложил Я тебе… избери жизнь» (Втор. 30,19). Так и ученая деятельность должна пониматься не как самоутверждение и самовыражение, а как благоговейное служение Богу, людям и миру. XX век явился эпохой подмены идеалов, в том числе и в экологическом воспитании, когда культивировался идеал человека-потребителя. Какой путь мы выбираем? Экология – это строительство собственного дома на основе подлинной духовности, без этого не будет ни семьи, ни общества, ни государства. Доклад Гуни Алексея Николаевича (Институт географии РАН) о «Трансфере знаний в области экологии и устойчивого развития» затронул вопросы приемлимости для России различных международных экологических концепций, в частности, например, насколько эти концепции решают вопрос взаимосвязи между ростом потребления и загрязнением окружающей среды. Как совместить все факторы: социальные, экономические, экологические, чтобы принять правильное решение? Россия должна стать значащим производителем знаний в этой сфере и занять активную позицию, потому что нам есть что сказать, в частности, показать истинные духовные устремления человека в противовес лозунгу: «Бери от жизни всё!» Горелов Анатолий Алексеевич (Институт философии РАН) в своем докладе «Причины глобального экологического кризиса и учение о биосфере Вернадского, концепция ноосферы и идея пневматосферы»показал, что основополагающим для экологического, как и для других кризисов является кризис духовный. Отметил, что создаваемое, в том числе и в России, общество потребления не приводит к улучшению качества жизни человека, чему примером служат серьезные экологические проблемы, а решения, принимаемые международными и национальными конференциями, по сути не выполняются. Основными причинами этого являются: стремление к удобству, не учет последствий своей жизнедеятельности, низкий уровень науки, а также социальное неравенство и особенности западной культуры, выражающиеся в агрессивном стремлении к пространственной экспансии (неоколониализм). Но основа всего – духовный кризис человека, когда нарушается единство разумных и нравственных ценностей. Человек должен решиться начать новую духовную жизнь, без этого выйти из сложившейся ситуации невозможно. Доклад Олескина Александра Владимировича (МГУ) «Биополитика и её актуальность в современном мире»раскрыл тему контроля над жизнью человека. В современном мире, по словам докладчика, при видимой демократии создаются изощренные и тонкие способы управления населением, как спланированные, так и спонтанные, когда «самые свободные люди оказываются глубоко внушаемыми». Протоиерей Дмитирий Лескин (Тольятти) выступил с докладом «Техногенное общество и антропологический кризис». Доклад был посвящен вопросу о том, в какой степени человек является ценностью в современном техногенном обществе. Без Бога теряется ценность и самого человека, который предстает как «живая машина» и «ступень биологической цепочки». Отсюда возникает стремление «командовать природой» и «родить новое человеческое существо» (по Л. Троцкому) при новых авторитетах: права человека, толерантность, глобализм, плюрализм и эстетика наслаждений, в борьбе за которые «все средства хороши». По сути – это создание нового мифологического образа, связанного с устранением фигуры «ограничивающего отца». Это приводит к приглушению творческой энергии человека, а такая гуманизация – к дегуманизации, к сведению человека на низменный биологический уровень. Возрождение состоит в несведении человека к одной только его материалистической составляющей. Пока эти процессы еще не необратимы и у нас есть все возможности их переменить. Похожая тематика была развита и в докладе священника Стефана Домусчи (МДА) «Экологическая этика с позиций православного богословия», в котором отец Стефан обрисовал идеологию потребления как ненасытный и алчный образ жизни, где теряется забота о других, дружелюбие и ответственность. Кроме того, человека-гедониста всегда сопровождает уныние, и он изобретая способы, чтобы уйти от него, ставит перед собой различные земные цели. Светская этика не дает ответа о границах ценностей. Секулярная нравственность становится не способной к воспроизводству нравственных идеалов. Показатель – чудовищные формы зла в нашем мире. И даже в так называемых религиозных обществах христианство часто приспосабливается к общему духу накопительства. Обсуждение этого доклада свелось к мнению о первичности личного примера в деле исправления ситуации и реплике «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся!» Заместитель заведующего кафедрой Библеистики МДА священник Александр Тимофеев выступил с докладом-презентацией «Экологические катастрофы древних цивилизаций». Доклад вызвал живой интерес. Отец Александр показал, что внешнее культурное развитие, например, появление городов, не всегда совпадало в древней истории с повышением духовности, а чаще как раз наоборот: сопровождалось увеличением войн, людоедством и распущенностью нравов в целом. Например, именно в неолите жестокая борьба за выживание становиться нормой в связи с продовольственным кризисом. Подобное наблюдается и в Бронзовом веке, когда плодородный кризис в Междуречье привел не к реформам, а захватническим войнам и жестокой эксплуатации провинций такими народами как шумеры, вавилоняне, ассирийцы и другие. Вывод доклада: языческое мировоззрение не только не находилось в гармонии с природой, как это утверждают некоторые, а напротив часто вступало с ней в конфликты, эксплуатировало природу и не искало правильных путей для решения кризисов. На конференции выступил еще один представитель МДА – священник Олег Мумриков с докладом «Библейский антропоцентризм и христианские основания взаимоотношений человека с природой». Библия говорит об ответственности и отчете человека за все, что ему вверено как в Ветхом, так и Новом Завете. «Попечение о плоти не превращайте в похоть» и «пользующиеся миром должны быть как непользующиеся». Разрушение окружающей природы одновременно является неосознанным самоубийством. Человек поставлен как священник в этом мире, служащим Творцу. Отец Олег привел опыт некоторых монастырей (например, Афона), когда хозяйство человека может преображать окружающую среду, не портя её. Также на Конференции прозвучали следующие доклады: Расторгуев В. Н. (МГУ) – «Конфессионально-цивилизационное измерение государственной экологической политики» Курашов В. И. (Казань) – «Экология и эсхатология» Алешина Т. А. (МГСУ, ПСТГУ) – «Перспективы формирования экологической культуры в современном обществе» Волобуев С. Г. – «Общество и природа: обратная перспектива» Чебанов С. В. (СПбГУ) – «Нравственность и нажива в борьбе за посредничество между техникой и экологией» Фронтасьева М. В. (ОИЯИ) – «Проблемы окружающей среды» Чернышев С. Н. (МГСУ, ПСТГУ) – «Отечественное природопользование и охрана среды в ретроспективе» Чурсанов С. А. (ПСТГУ) – «Православный взгляд на проблемы экологии» Каллимулин О. Р. (ОВЦС РПЦ) – «Об экологической доктрине РПЦ» Мохов И. И. (Институт физики атмосферы РАН) – «Изменение климата земли: антропогенный и природный факторы» Тищенко П. Д. (Институт философии РАН) – «Экология человека: свобода воли и эсхатология техногенного мира» Соловьёв Н. А. (Санкт-Петербург) – «Проблемы техногенной цивилизации как метафизический вызов» Владимирова Т. Е. (МГУ) – «Экология сознания и кризис ценностных ориентаций. Размышления православного филолога» Пресс-служба МДА |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|