АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Отчет о летнем семинаре «Библия в искусстве» в Венеции

03 августа 2012 г.

С 3 по 10 июля 2012 года преподаватели и студенты Библейского отделения Московской духовной академии принимали участие в пятом международном семинаре «Библия в искусстве», который проходил в Венеции. Семинар организован Венецианским Патриархатом совместно с университетом Ка`Фоскари, институтом «Марчинианум» и институтом «Сан Бернандино». Главным вдохновителем и организатором семинара является дон Марко Скарпа (Венеция).

В венецианском библейском семинаре в этом году участвовали также преподаватели и студенты Киевской духовной Академии и Семинарии, представители Богословского факультета Софийского университета (Болгария) и студенты Католического богословского факультета Регенсбурга (Германия).

Расписание рабочих дней семинара было следующим: в 8.00 был завтрак в студенческом общежитии «Домус Чивика»; с 9.30 до 13.00 проходили лекции и обсуждения (все лекции проводились в разных частях города); в 13.30 – обед; в 15.00 проводились экскурсии в храмы города и непосредственное ознакомление с произведениями искусства; в 19.30 – ужин и свободное время.

По сложившейся традиции все дни семинара, кроме воскресного, были спланированы таким образом, чтобы участники не только приобретали новые знания во время теоретических лекций, но и непосредственно участвовали в обсуждении предложенных тем. Усвоению полученных знаний очень способствовали экскурсии в храмы и галереи Венеции, где открывалась возможность непосредственно познакомиться с интерпретацией библейских сюжетов веницианскими художниками.

Первый день семинара  – 4.07.2012, среда

Семинар открывала вводная методологическая лекция преподавателя университета Ка`Фоскари Франческо Трентини: «Язык Библии и язык искусства: общие установки и риторические стратегии». На примере творчества венецианского художника Тинторетто преподаватель показал связь между структурой картины и ее богословским содержанием. Можно было на примерах убедиться, что восприятие заложенных художником смыслов напрямую зависит от понимания базовых искусствоведческих категорий, например, выделение основных и второстепенных мест, структура плоскости и перспективы, роль золотого сечения и т.д. Данная лекция послужила необходимым введением в мир западной религиозной живописи.

После обеда участники семинара посетили «Скуолу гранде сан Рокко», где вместе с искусствоведом Эстер Брунет смогли в непосредственной близости к картинам Тинторетто подробнее познакомится с творчеством этого художника.

Второй день семинара  – 5.07.2012, четверг

Второй день начался с лекции под названием «Искусство в Библии», которую прочел преподаватель библеистики института «Сан Бернандино» францисканский монахСтефано Кавали. Лектор на конкретных библейских примерах пытался показать двойственное отношение Библии к изобразительному искусству. С одной стороны, это запрет сотворения кумира и всякого изображения (Исх. 20:4; Вт. 5:8), а с другой уже в греческом языке слова искусство (τέχνη) и Творец (τεχνίτης) были однокоренными. В Прем. 7:21 сама Премудрость, являющаяся олицетворением 2 Лица Пресвятой Троицы в Ветхом Завете, названа художницей всего. Произведения искусства всегда украшали Иерусалимский храм (3 Цар 6:18-32, 7:24-25; 1 Пар. 22:14-16; Сир. 45:10-12), а негативное отношение было не к искусству как таковому, а к нелепости изображений идолов, к которым, например, автор Книги Премудростей Соломоновых относится с нескрываемой иронией (Прем. 13:10-19, Прем. 14:1-11). Вторая часть лекции была посвящена обсуждению поэтической структуры 1 гл. книги Бытия.

Во время экскурсии участники семинара продолжали знакомиться с произведениями веницианских художников в церкви Madonna dell’Orto.

Третий день семинара  – 6.07.2012, пятница

Третий день открывала лекция «Библия и искусство в литургии», которую прочел дон Джанматео Капуто, возглавляющий отдел культуры и туризма Веницианского Патриархата. Лектор продолжал знакомить участников с богословием западной живописи и отмечал особую роль искусства в храме. Он развивал идеи о прямой связи живописи с сакраменталогией, и с сожалением упомянул, что само восприятие религиозной живописи вне стен храма является ущербным, так как пропадает символическое значение вне контекста богослужения.

После обеда участники семинара посетили главный собор Венеции в честь св. апостола Марка, в котором сохранились уникальные мозаики, выполненные в византийской традиции. Посещение собора оставило неизгладимое впечатление на студентов Московских духовных школ.

 Четвертый день семинара - 7.07.2012, суббота

Четвертый день начался с лекции Эстер Брунет «Теология изображения в эпоху Иконоборчества (VIII-IX вв.)». Лекция проходил в здании католической семинарии «Марчианум». Э. Брунет  кратко освятила предысторию иконоборчества, а также отношение святых отцов Церкви к церковным изображениям в период до эпохи иконоборчества, а затем подробно остановилась на истории «Каролингских книг». «Каролингские книги» - это сборник опровержений актов VII Вселенского Собора, а также его учения об иконопочитании, составленный по повелению императора Карла I Великого. Во времена Карла Великого эти тексты никогда не публиковались и оставались почти неизвестными вплоть до эпохи Реформации. В книгах представлена средняя позиция между византийской традицией иконопочитания и иконоборчеством. Эти тексты усваивают изображению роль подтверждения священной истории и рекомендуют подписывать картины. К сакральным же объектам относятся евхаристические дары и сосуды, мощи, предметы, принадлежавшие святым, нерукотворные образы, а также только те изображения, которые действительно являются чудотворными и открыто явили присутствие благодати. После лекции прошло активное обсуждение о допустимости такой средней позиции и о ее последствиях.   

После обеда участники семинара посетили одну из центральных галерей Венеции, в которой в сопровождении искусствоведа Л. Бубаловой продолжали знакомиться с венецианским искусством.

Пятый день - 8.07.2010, воскресенье

Даже этот единственный свободный от лекций и экскурсий день получилось провести с пользой не только для тела, но и для души. После литургии в греческом православном храме вмч. Георгия Победоносца студенты МДА отправились на остров Мурано, известный на весь мир изделиями из стекла. В апсиде центральной базилики острова сохранилась византийская мозаика с изображением Пресвятой Богородицы. Затем удалось посетить малонаселённый остров Торчелло в северной части Венецианской лагуны, который до XI века был самым крупным поселением в округе. На острове также сохранились византийские мозаики, в частности одно из немногих мозаичных изображений Страшного Суда (ΧΙΙ в.). И лишь к вечеру студенты добрались до остова Лидо и наконец-то окунулись в теплое Адриатическое море…

Шестой день семинара  – 9.07.2012, понедельник

В заключительный рабочий день семинара прошла лекция специалиста по современному искусству Риккардо Калдура «Библия в современном искусстве». Лектор не боялся заострять внимание слушателей на тех противоречиях, которые существуют между представителями современного искусства и Церковью. Спорная тема вызвала оживленную дискуссию, в частности, о критериях, по которым можно различать в современном творчестве подлинное искусство и его профанацию.

Во время послеобеденной экскурсии участники семинара познакомились с творчеством венецианского художника Веронезе в церкви Сан Себастьяно.

На седьмой день 10 июля во вторник преподаватели и студенты вернулись в Москву.

Пресс-служба МДА

Новости за:
07.2024
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.