АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Священник Алексий Яковлев: Самое сложное было решиться поступать


Иерей Алексий Яковлев (Выпускник академии)
Сегодня в цикле рассказов о поступлении в духовные школы - воспоминания клирика храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском священника Алексия Яковлева, которыми он поделился с корреспондентом интернет-издания «Татьянин день».
08 июля 2011 г.

Я из Воронежа. До поступления в семинарию, еще учась в университете, часто приезжал в Троице-Сергиеву Лавру, гостил у знакомых монахов, посещал семинарию и готовился к вступительным экзаменам.

Самое сложное было решиться поступать. Дело в том, что я с отличием окончил университет, меня без экзаменов брали в аспирантуру и, в общем, вся моя жизнь была понятна. А в семинарию еще не известно – поступишь или нет; если не поступишь – в армию. Может быть, сначала пойти в аспирантуру, а потом в семинарию? В общем, нужно было решаться.

Родственники и знакомые в один голос говорили, что надо выбирать аспирантуру. И только друзья, с которыми я учился в университете, узнав, что я сомневаюсь насчет семинарии, сказали: «Ну вот, одним семинаристом стало меньше».

Эти слова стали судьбоносными, и я решил поступать. Через месяц после поступления ко мне приехала мама. Она удивилась, как у нас все замечательно устроено, какие прекрасные люди и сказала: «В стране коммунизм строили, строили, а здесь он существует». Вернувшись домой, она исповедалась священнику, что не была «за» мое поступление в семинарию.

Недели за две до вступительных экзаменов в Московскую духовную семинарию я был на Бородинском поле в Спасо-Бородинском монастыре и так получилось, что в это же время туда приехал отец Илий из Оптиной Пустыни. Я совершенно не знал о том, что это за священник, а выглядел он так скромно, что я решил, что это какой-то простой батюшка из какой-нибудь дальней деревни.

Как-то вечером мы с ним гуляли  по одной дорожке, он в одну сторону, я – в другую. А я приехал с одним очень достойным и высокопоставленным лаврским архимандритом, и ходил такой весь из себя важный. И вот прохаживаюсь я по этой дорожке и думаю: «Нехорошо как-то получается, надо бы взять у батюшки благословение». Подошел, благословился, и говорю: «А Вы, батюшка, откуда?» – Да с Оптиной.

И я решил что, наверное, в монастыре он самый последний. Он спросил про меня, а потом поинтересовался: «Что Вы думаете о Вашем будущем? Монашеская жизнь или семейная?» - Да рано мне еще… - «Правильно-правильно! На последнем курсе Академии и определитесь!». То есть я еще даже не поступил в семинарию, а он уже так сказал. Уже потом я узнал, что это был отец Илий, духовник Оптинского монастыря. И ведь действительно, женился я на последнем курсе Академии.

Помню, когда поступал в Академию, думал: «Поступлю или нет? Ошибся батюшка или верно сказал?»

А еще на Бородинском поле мы ездили в храм, который видел Бородинское сражение, и так получилось, что я ехал в одной машине с отцом Илием. Когда мы приехали, служащему там священнику он меня представил так: «Семинарист Алексий», будто бы мое поступление в семинарию было уже свершившимся событием.

Когда поступали, жили в спартанских условиях: спали на полу в восточной стене, где сейчас находится иконописное отделение. А тогда там только-только сделали ремонт, но абитуриентов было слишком много, и если бы ставили кровати, мы бы все просто не поместились и поэтому нам просто постелили матрасы.

Утром мы сдавали экзамены, вечером ходили на службы и исполняли всякие послушания, в частности, ровняли рельеф семинарского сада. В общем, работали на 100 процентов: утром - умом, во второй половине дня - руками. Конечно, время экзаменов было очень напряженное, но все понимали, что поступишь или нет, решает преподобный Сергий. Если он благословит, возьмет, то будешь учиться, будет тебе оказана такая великая честь, учиться и жить в Троице-Сергиевой Лавре.

С другими абитуриентами у нас сразу сложились хорошие отношения. С однокурсниками они сохраняются до сих пор. Мы созваниваемся, по мере возможности видимся друг с другом. Конечно, учиться было замечательно, потому что с разных уголков России в одном месте собрались разные и очень хорошие люди. У каждого человека, помимо прочих добрых качеств, есть какая-то особенная хорошая черта, которой удивляешься. А когда вокруг все хорошие – это настоящее чудо и можно многому научиться. Рай, в том числе, место, где пребывают хорошие люди, и семинария в этом смысле - такой маленький образ Рая.

Что касается экзаменов. Их было много: по Новому и Ветхому Завету, Истории Церкви, литургике, чтению и пению, основному богословию. Некоторые экзамены объединяли, так что мы сдавали комиссии сразу несколько предметов. Случались на экзаменах и забавные случаи. Помню, нынешний Епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх, который тогда еще не был монахом и занимал должность старшего помощника инспектора, спрашивал меня: «Какими словами в Новом Завете рассказывается о Царстве Небесном? Что ожидает там человека?» Я несколько секунд молчал. «Оно вообще описывает жизнь будущего века?» Я, как бывалый студент, понимал, что если спрашивают, значит, говорит, но нельзя говорить «не могу вспомнить» и т.п. И бодро отвечаю: «Да, говорит». «И что?» Все что пришло в голову: «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание…». А он меня остановил: «Это в панихиде. А Писание-то что говорит?» И меня осенило – я вспомнил слова апостола Павла из Первого Послания к Коринфянам: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». На что владыка сказал: «Ну вот видите! А Вы говорите, что Новый Завет описывает жизнь будущего века, Вы ошибались». И так все по-доброму, немного с иронией.

К последнему экзамену по пению я простудился и у меня заболело горло. По списку к прослушиванию я был ближе к концу, приблизительно четырехсотым. Принимали экзамен регенты хоров – игумен Никифор и иеромонах (ныне епископ, ректор СПБ духовной академии) Амвросий. После 2-3 нот сыгранных на рояле и повторенных мной, о. Амвросий высоко и очень громко спел: «Спаси, Г-о-осподи, люди твоя…» и попросил, чтобы я повторил. Я от волнения забыл про свое горло и попробовал спеть также громко и высоко… Более странной мелодии чем я исполнил, мне до сих пор не приходилось слышать. Экзаменаторы переглянулись и сказали: «Да-а. Спасибо, вы свободны». Сейчас пение не входит в состав экзаменов.

По милости Божией я поступил и очень благодарен Богу за те святые годы, которые провел в «большой келии» преподобного Сергия.

См.также:
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.