АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Собрание Церковно-археологического кабинета при Московской духовной академии
Собрание Церковно-археологического кабинета при Московской духовной академии
  Начало просмотра >>
 
Святые диаконы. Орарь. Конец XVI века. Москва. Мастерская Дмитрия Ивановича Годунова(?). Атлас, аксамиченный бархат, крашенина, холст; шелковые, серебряные и золотные нити. Лицевое шитье. 280х11,5 см.
Митрополит Филипп Чудотворец. Пелена. Середина XVII века. Москва. Атлас, тафта, холст; шелковые, серебряные и золотные нити. Лицевое шитье. 40х33,5 см.
Вселенские святители. Епитрахиль. XVI век. Москва, Балканы (?). Шелковая ткань, крашенина, бархат, металлические пуговицы; шелковые, серебряные и золотные нити. Лицевое шитье. 130х26 см.
Вселенские святители. Епитрахиль. Фрагмент
Плащаница "Положение во Гроб". Первая половина XVIII века. Россия. Штоф, бархат, холст; шелковые, серебряные и золотные нити. Лицевое шитье. 81х132 см.
Святые диаконы. Орарь. Фрагмент
Омофор. Фрагмент 3
Омофор. Фрагмент 2
Омофор. Фрагмент 1
Омофор. 1660-1670-е годы. Сольвычегодск. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. Тафта, камка (Италия), объярь (Турция), холст; шелковые, серебряные и золотные нити. Золотные тесьма и кружево. Лицевое шитье. 227х32 см., диаметр круглого клейма — 15,5х13,5 см., кресты — 31х28,3 см.
Пелена к иконе Богоматери «Владимирская». Середина XVII века. Москва. Вклад патриарха Иосифа (?). Атлас, камка, холст, жемчуг, бирюза; шелковые, серебряные и золотные нити. Лицевое шитье. 196х72 см.
София Премудрость Божия. Пелена. 60-е годы XVII века. Москва, мастерская Ильи Даниловича Милославского (?). Атлас, холст, тафта; шелковые, серебряные и золотные нити. Лицевое шитье. 67х65,5 см.
Пелена к иконе Богоматери «Владимирская». Фрагмент
Митра. 1871 год. Троице-Сергиева Лавра(?). Серебро, картон, бархат, муар, трунцал, речной жемчуг, бисер, цветные стекла, искусственный жемчуг, стразы, холст, масло; чеканка, штамповка, золочение, живопись. Высота — 26, диаметр основания — 22 см.
Ткани
Ткани
Русская икона
Русская икона
Коллекция русской иконописи XVI - начала XX в. является наиболее значительной и богатой в собрании и экспозиции ЦАКа МПДА. Она позволяет проследить основные этапы развития иконописного искусства с XVI по XX в., понять художественные особенности различных местных школ. В ее состав вошло немало уникальных произведений, которые составляют гордость коллекции и могли бы украсить собрание любого уровня. Одной из наиболее сильных сторон коллекции можно считать ее исключительное иконографическое богатство. Особенно полно подобрана иконография Спасителя, Богоматери и свт. Николая Мирликийского. Интересна коллекция икон русских святых, включающая весьма редкие образцы.
 
Ростов
Иконы Покровского храма
Начало XX века
XX век
Москва
Подписные иконы
Монастырские мастерские
Кострома, Ярославль
XVIII век
XIX век
Русский Север
Оружейная палата
Украина
Новгород
Святитель Николай Мирликийский. 1890-е годы. Серафимо-Понетаевский монастырь. Латунь, смальта, техника римской мозаики. 25х19,1 см.
Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Начало XX века. Мастерская Троице-Сергиевой Лавры. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 30х26,5 см.
«Не рыдай Мене Мати». Конец XIX — начало XX века. Старообрядческий мастер. Дерево, левкас, темпера. 35,2х29,2 см.
Святитель Лев, Папа Римский. 1892 год. Самара. Журавлев Григорий Николаевич. Дерево, грунт, масло. 35,5х 28 см.
Икона Божией Матери «Колочская». 1897 год. Москва. Дерево, левкас, темпера. 47,5х33,7 см.
Святитель Николай Мирликийский. Начало XX века. Москва. Дерево, грунт, масло. Оклад и риза: серебро, чеканка, гравировка, золочение, эмаль по скани и росписная, жемчуг. 32х27 см.
Спас Вседержитель. Конец XIX — начало XX века. Москва. Фирма И.Ф. Тараброва. Дерево (кипарис), левкас, темпера. Оклад: серебро, чеканка, гравировка, золочение, эмаль, стразы, жемчуг. 36х31,5 см.
Икона Божией Матери «Иверская». 1880-е годы. Москва. Фирма О. Ф. Курлюкова. Дерево (кипарис), грунт, масло. Оклад: серебро, золочение, эмаль по скани и росписная, бархат. 34х29 см.
Икона Божией Матери «Целительница». Вторая половина XIX века. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 35,3х30,5 см.
Явление Божией Матери преподобному Кириллу Белозерскому. XIX век. Русский Север. Оклад — XIX век. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Оклад: металл (латунь), гравировка. 32,5х28 см.
Складень трехстворчатый: София Премудрость Божия. Троица Новозаветная. Благовещение. Святители Иоанн и Никита Новгородские. XIX век. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Средник — 41х26 см., створки по 40х13 см.
Спас Вседержитель. 1832 год. Москва. Дерево, левкас, темпера. Оклад и риза: серебро, золочение, гравировка, штамповка, монтировка, жемчуг, смальта, белые и красные стекла. 33,5х28,5 см.
Блаженный Лаврентий Калужский. Первая половина XIX века. Калуга. Дерево, левкас, смешанная техника. 24,4x20,2 см.
Четырехчастная икона: «Сотворение мира», «Единородный Сыне и Слове Божий», «Девять мучеников Кизических», «Семь отроков Эфесских». Фрагмент. «Семь отроков Эфесских».
Четырехчастная икона: «Сотворение мира», «Единородный Сыне и Слове Божий», «Девять мучеников Кизических», «Семь отроков Эфесских». Фрагмент. «Сотворение мира»
Четырехчастная икона: «Сотворение мира», «Единородный Сыне и Слове Божий», «Девять мучеников Кизических», «Семь отроков Эфесских». Первая половина XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера. 35х29 см.
Икона Божией Матери «Тихвинская», с видом Тихвинского монастыря. Начало XIX века. Мастерская Тихвинского монастыря (?). Дерево, левкас, темпера. 22,5х19 см.
Преподобный Феодосий Тотемский. Начало XIX века. Русский Север, Тотьма. Дерево, левкас, темпера. 17,1х12,1 см.
Икона Божией Матери «Курская Коренная» Конец XVIII — начало XIX века. Курск(?). Дерево, левкас, темпера. 44,6х36,5 см.
Преподобный Нил Столобенский. Конец XVIII — начало XIX века. Мастерская Ниловой пустыни(?). Дерево, левкас, темпера. 19х14,1 см.
Преподобный Иоанн Лествичник (Проповедь преподобного Иоанна Лествичника и Лествица небесная). Вторая половина XVIII века. Дерево, левкас, темпера. 49,3х39,8 см.
Девять мучеников Кизических. Середина XVIII века. Кострома. Иван Федоров Липин. Дерево, левкас, темпера. 31,8х27 см.
Преподобный Савва Звенигородский Сторожевский. Первая половина XVIII века. Подмосковье. Дерево, левкас, темпера; двойной ковчег. 31х27,2 см.
Преподобный Пафнутий Боровский. Первая половина XVIII века. Подмосковье. Оклад — XVIII век. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Оклад: металл (латунь), чеканка, гравировка. 32х28 см.
Преподобный Сергий Радонежский. Первая половина XVIII века. Центральная Россия. Дерево, левкас, темпера; двойной ковчег.
Святитель Николай Мирликийский. Деисусный чин. Первая половина XVIII века. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 143,5х48 см.
Апостол Петр. Деисусный чин. Первая половина XVIII века. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 140х48,5 см.
Явление Божией Матери и святителя Николая Мирликийского пономарю Георгию (Юрышу). Первая половина XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег двойной. 31,2х27,6 см.
Великомученица Екатерина, со сценами жития. Первая половина XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 89,5х71,5 см.
Святитель Николай Мирликийский (Можайский), с житием в 12 клеймах. Начало XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 69х45,5 см.
Икона Божией Матери «Боголюбская» («Моление пресветей Богородицы о мире»). Начало XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 89х69,3 см.
Троица Ветхозаветная с бытием. Последняя треть XVII века. Верхнее Поволжье. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 91,4х75,9 см.
Пророк Илия в пустыне, с житием в 20 клеймах. 1682 год. Средняя Русь. Дерево, левкас, темпера. 148,8х108,3 см.
Священномученик Антипа Пергамский. 1692 год. Москва. Школа Оружейной палаты. Дерево, ковчег, левкас, темпера. 143х98,5 см.
Огненное восхождение пророка Илии. 1703 год. Ярославль. Дерево, левкас, темпера. 80,6х61 см.
Святой Иоанн Предтеча Ангел пустыни, со сценами жития. Последняя четверть XVII века. Кострома. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 143,2х80 см.
Спас Нерукотворный. Первая треть XVIII века. Москва. Дерево, левкас, темпера. 54,5х44,4 см.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Фрагмент
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1713 г. (?) Москва. Оружейная палата. Дерево, левкас, смешанная техника. 227,7х147,5 см.
Икона Божией Матери «Покрый нас кровом крылу Твоею». Фрагмент
Икона Божией Матери «Покрый нас кровом крылу Твоею». Фрагмент 2
Икона Божией Матери «Покрый нас кровом крылу Твоею». Начало XVIII века. Москва. Оружейная палата. Икона: дерево, левкас, темпера. Оклад: серебро, золочение (огневое), чеканка, гравировка, канфарение, стразы. 30х19,8 см.
Апостол и евангелист Иоанн Богослов. Фрагмент царских врат. Начало XVIII века. Москва. Школа Оружейной палаты. Дерево, левкас, темпера
Царские врата. Фрагмент. Правая створка. свт. Кирилл Александрийский и прп. Иоанн Дамаскин, архидиаконы Лаврентий и Авив
Царские врата. Фрагмент. Левая створка. прп. Харитон Исповедник, свт. Афанасий Александрийский, архидиаконы Евпл и Стефан
Царские врата. Конец XVII века. Москва. Школа Оружейной палаты. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Левая створка: 221х61 см. правая створка: 220,5х77 см.
Священномученик Антипа Пергамский. 1692 год. Москва. Школа Оружейной палаты. Дерево, ковчег, левкас, темпера. 143х98,5 см.
Святитель Николай Мирликийский. 1681 г. Москва. Школа Оружейной палаты. Симон Федорович Ушаков. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 34х28,3 см.
Преподобный Харитон Исповедник, с житием в 22 клеймах. 1660-е годы. Москва. Дерево, ковчег, левкас, темпера. 140х122 см.
Спас в Силах. 1660-е годы. Москва. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Из деисусного чина. 132,5х95,3 см.
Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Первая половина XVII века. Русский Север. Мастерская Соловецкого монастыря (?). Дерево, левкас, темпера; ковчег. 31,2х25 см.
Мученики Флор, Лавр и священномученик Антипа Пергамский. Фрагмент. Мч. Лавр
Мученики Флор, Лавр и священномученик Антипа Пергамский. Фрагмент. Мч. Флор
Мученики Флор, Лавр и священномученик Антипа Пергамский. Первая половина XVII века. Строгановские вотчины. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 126х108 см.
Великомученик Димитрий Солунский и благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский. Первая треть XVII века. Москва. Строгановский мастер. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 31,5х27 см.
Троица Ветхозаветная. Первая треть XVII века. Москва. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 110х83,8 см.
Успение Пресвятой Богородицы. Середина — третья четверть XVI века. Западная Украина. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 116,5х89 см.
Царские врата. Фрагмент. Апостол и евангелист Матфей.
Царские врата. Фрагмент. Апостол и евангелист Иоанн Богослов.
Царские врата. Конец XVI века. Строгановские вотчины. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Правая створка — 152х36 см. Левая створка — 151х34,5 см.
Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская». Вторая половина XVI века. Русский Север. Дерево (ель), левкас, темпера; ковчег. 83,5х61 см.
Царские врата. Вторая половина XVI века. Ростов. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Левая створка — 141х38,5 см. Правая створка — 146х41,5 см.
Избранные святые. Фрагмент. Мч. Глеб, бл. кн. Феодор Смоленский и Ярославский со чадами кнн. Давидом и Константином и митр. Петр.
Избранные святые. Фрагмент. Митрополит Ростовский Исаия, мч. Борис и кн. Владимир.
Избранные святые. Вторая половина XVI века. Ростов. Оклад — XVI век. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Оклад: серебро(?), басма, канфарение. 61х81,3 см.
Святой Иоанн Предтеча. Из деисуса. Третья четверть XVI века. Ростов. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Оклад: серебро, камни (сапфир?, жемчуг?), басма, зернь, ложная скань. 33,5х27,2 см.
Икона Божией Матери «Донская» 70-80-е годы XVI века. Москва. Дерево, левкас, темпера; ковчег двойной. 32х26,7 см.
Икона Божией Матери «Владимирская» с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими на полях. Третья четверть XVI века. Москва. Дерево, левкас, темпера; ковчег двойной. 32,7х25,1 см.
Святитель Николай Мирликийский (Великорецкий), с житием в 8 клеймах. Вторая половина XVI века. Псков(?). Оклад - XVI век. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Оклад: серебро(?), басма, гравировка, цветное стекло. 56,8х46,5 см.
Покров Пресвятой Богородицы. Вторая половина XVI века. Новгород (?). Дерево, левкас, темпера; ковчег. 118х88 см., надставка — 88х21 см.
Чудо великомученика Георгия о змие. Вторая половина XVI века. Новгородская провинция. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 113,5х79,7 см.
Архангел Гавриил. Деисусный чин. Вторая половина XVI века. Новгородская провинция. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 104,4х30,5 см.
Архангел Михаил. Деисусный чин. Вторая половина XVI века. Новгородская провинция. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 104,5х30,8 см.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Около середины XVI века. Средняя Русь. Оклад - XVI век. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Оклад: серебро(?), басма, золочение. 56,7х48,6 см.
Святитель Николай Мирликийский, с деисусом и избранными святыми. Первая четверть XVI века. Ростов. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 76,5х62 см.
Благовещение Пресвятой Богородицы. Сорок мучеников Севастийских (оборотная сторона).
Благовещение Пресвятой Богородицы. Сорок мучеников Севастийских (лицевая сторона)
Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломской, Галичский. Конец XVIII века. Поволжье (Старообрядческая мастерская?). Дерево, ковчег, левкас, темпера. 95,2х58,1 см.
Рождество Христово. Зачатие святого Иоанна Предтечи и великомученица Евфимия Всехвальная (оборотная сторона).
Рождество Христово. Зачатие святого Иоанна Предтечи и великомученица Евфимия Всехвальная (лицевая сторона). Таблетка двухсторонняя. Первая половина XVI века. Новгород. Паволока, левкас, темпера. 23х17 см.
Архангел Михаил (фрагмент)
Архангел Михаил (фрагмент)
Апостол Андрей Первозванный (фрагмент)
Апостол Андрей Первозванный (фрагмент)
Архангел Михаил и апостол Андрей Первозванный
Архангел Михаил и апостол Андрей Первозванный
Византийская икона
Византийская икона
Небольшая коллекция греческих икон охватывает период с XV по XIX в. Ее значение, тем не менее, велико, так как греческая и, шире, балканская иконопись представлены только в нескольких российских собраниях. Эта небольшая группа произведений из собрания ЦАКа МПДА дает картину разнообразной художественной жизни, существовавшей в самой Греции и сопредельных христианских регионах Восточного Средиземноморья в поствизантийский период.
  Кипр
Кипр
Афон
Афон
Балканы
Балканы
Греция
Греция
Крит
Крит
Русская живопись
Русская живопись
 В коллекции русской живописи XVIII– начала XXв. есть многочисленные раритеты и произведения выдающихся мастеров, составивших славу российской художественной школы. В нее входят портреты иерархов Русской Православной Церкви, монахов и старцев. Важное место занимают произведения ведущих художников XIX– начала XX в. –                    В.Л. Боровиковского, В.Д. Поленова, В.Е. Маковского, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, К.Ф. Юона. Это портреты, композиции на евангельские сюжеты, эскизы росписей храмов, пейзажи. 
 
Русская живопись XVIII века
Русская живопись XIX - начала XX века
Русская религиозная живопись XX века
Русский духовный портрет
Портретная живопись
Графика
Графика
Графика
Коллекция произведений оригинальной и печатной графики из собрания ЦАКа отличается серьезным составом и значительна по объему. Особенно интересны ранее неизвестные графические произведения В.К. Шебуева (эскизы к росписям церкви Вмч. Екатерины Санкт-Петербургской Академии художеств), Ф.А. Бруни (эскиз антиминса), портрет великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой работы М.В. Нестерова. В коллекции печатной графики есть немало исключительных по своему значению произведений, в частности, единственный сохранившийся портрет схимонаха Митрофана (Михаила Голощапова), близкого друга святителя Тихона Задонского, редчайшая гравюра сложной иконографии с образом задонского затворника Георгия Алексеевича Машурина, житийная гравюра с образом вмц. Варвары и другие.
 
Рисунок
Литография
Антиминсы
Гравюра
Церковное искусство малых форм
Церковное искусство малых форм
     Один из залов ЦАКа посвящен декоративно-прикладному искусству, коллекция которого насчитывает около трех тысяч предметов. В ней широко представлены все виды прикладного искусства: мелкая пластика, эмаль, деревянная скульптура, резьба по дереву, кости, шитье, изделия из драгоценных металлов (богослужебные сосуды), украшенные жемчугом, бирюзой и т. п.     
 
Мозаика
Оклады книг
Евлогии
Пасхальные яйца
Финифть
Богослужебные сосуды
Литьё
Резьба по кости
Резьба по кости
Резьба по дереву
Нумизматика
Нумизматика
Нумизматика
Именно нумизматика была основой первого, еще дореволюционного, собрания музея. Хронологические рамки и география нумизматической коллекции ЦАКа достаточно широки.Это монеты императорского Рима, Византии, Древней Руси и России Нового времени.
Западно-европейское искусство
Западно-европейское искусство
Западно-европейское искусство
Для сопоставления с традиционным искусством Православной Церкви в Церковно-археологическом кабинете существует отдел западного религиозного искусства.Благодаря щедрым дарам иностранных гостей ЦАК имеет коллекцию различных католических облачений: ярко-оранжевые ризы с ручной вышивкой, выполненной золотными и шёлковыми нитями, митры, кáпа (длинная и широкая накидка-мантия, украшенная шитьём), скульптуры, богослужебную утварь Западной Церкви, картины.
 
Мелкая пластика
Живопись
Скульптура
Церковная утварь
Шитьё, облачения
Книги
Книги
Наш музей по праву может гордиться представленными здесь древними церковными книгами, среди которых 4 рукописи и 34 печатных издания, датируемые XVI-XIX веками.      Интерес представляют рукописи XVI века: Псалтирь "с восследованием" и Устав, написанные полууставным письмом и украшенные орнаментом.      К XVII веку относится замечательный лицевой Апокалипсис с толкованием святого Андрея, архиепископа Кесарийского, имеющий богатые заставки, инициалы, концовки и пятьдесят миниатюр. Певческий сборник XVII века включает в себя Ирмологий, песнопения обихода и Октоих. Если Ирмологий имеет киноварные пометы, появившиеся после никоновских реформ, то нотация обиходных песнопений и Октоиха еще не имеет этих помет.     Печатные издания представлены книгами, вышедшими в Москве, Киеве, Остроге, Вильно, Львове. Наибольшую библиографическую ценность представляют работы русского первопечатника диакона Иоанна Феодорова. Это первая печатная русская книга – "Апостол" 1564 года и "Острожская Библия" 1581 года – первая печатная Библия на Руси. Достоин внимания и "Львовский Апостол" 1574 года, который также был издан Федоровым.
 
Печатные
Рукописи
Фалеристика
Фалеристика
Филокартия
Филокартия
Иконография
Иконография
 
Иконы пророков
Иконы Спасителя
Иконы Богоматери
Иконы ангелов
Храмовое искусство
Храмовое искусство
 
Скульптура
Шитьё
Интерьеры Царских Чертогов
Интерьеры Царских Чертогов
 
Лепнина
Печи
Полы
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.