Оглавление:
Предисловие
 
Введение. Общая характеристика литературной эпохи мужей апостольских. Состав 
литературных произведений этой эпохи. Состояние вопроса о вероучении мужей 
апостольских в западной и русской богословской науке. Вытекающие отсюда задачи 
историко-догматического исследования. Общая схема и план того исследования
 
 
 
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
 
Ереси первовекового 
христианства и их мировоззрение
 
 
 
Глава первая. Происхождение христианских ересей и их основа в 
синкретическом движении дохристианского мира. Значение ересей в истории христианского 
вероучения как внешнего повода к раскрытию положительной христианской мысли. 
Два главных направления еретической мысли в период мужей апостольских: 
евионейско-иудейское и гностическо-языческое. Религиозный синкретизм как общее 
исходное начало образования первохристианских ересей. Система Филона как 
отражение религиозного синкретизма среди иудеев рассеяния. Религиозные 
воззрения иудеев-палестинцев как выражение самобытно-иудейской синкретизации. 
Иудейские сектанты: фарисеи, саддукеи, ессеи, самаряне. Неопифагореизм как 
фокус религиозно-философской синкретизации в языческом греко-римском мире. 
Гностицизм и евионейство как выражение языческой и иудейской синкретизации в 
христианстве
 
Глава 
вторая. Иудействующие 
еретики первохристианской эпохи. Религиозные основы и происхождение 
иудео-христианских ересей вообще. Евионизм как общее типичное выражение 
иудео-христианской религиозной мысли. Три фазы развития евионейства: 
назорейство, евионейство в собственном смысле и евионейство в стадии 
соприкосновения с элкезаитством. Вырождение евионейства как иудейского течения 
и приближение его к языко-гностицизму. Две партии иудео-гностических течений: 
одна — с преобладанием начал иудейской религиозной идеологии номизма — 
оссинство, сампсейство и элкезаитство в изображении «Климентин», и другая—с 
преобладанием начал языко-гностической идеологии антиномизма. Учение Керинфа, 
Карпократа и Кердона, как выразителей иудейского гнозиса
 
Глава 
третья. Древнехристианские 
гностические секты. Общая характеристика гностических сект как выражения их 
языческой идеологии. Космополитическая задача гнозиса. Расслоения в гностицизме. 
Вопрос о классификации гностических сект в науке. Типичные особенности 
гностицизма. Его связь с теософией Филона и неопифагорейства. Соприкосновение 
с христианством в области сотериологии. Своеобразно-языческая постановка сотериологии 
в гностических сектах. Понятие о гнозисе в связи с решением онтологической, 
гносеологической и космологической проблем на основах платонизма. 
Индивидуальные черты гностицизма как христианского движения. Мистицизм 
гностиков. Эонология в связи с решением космологической проблемы. Сотериология 
гностиков и идея искупительного значения знания. Лжеименной разум. 
Практические постулаты сотериологии гностиков: аскетика, либертинизм. Аллегоризм 
и символика. Отношение гностиков к иудейству и идея антиномизма. 
Дуалистическая тенденция гностиков в решении космологической проблемы. Вопрос 
о творении мира и гностический демиургизм. Христология гностиков и ее 
обоснование. Экклезиология и эсхатология гностиков. Общий вывод и схематическое 
построение основных положений гностического учения. Расслоения в гностицизме — 
школы. Вопрос о хронологическом расположении гностических школ. Три периода 
эволюции гностицизма и их особенности. Прототип гностицизма в офитизме. Общая 
характеристика офитских сект в их
 
теологических основаниях. Расслоения в офитизме 
в области учения о втором и третьем началах бытия. Учение — наассенов, ператов, 
сифиан, каинитов, Иустина-гностика, офитов Иринея, варвело-гностиков Иринея. 
Космология офитов, их эонология и демиургизм. Расслоения офитов в области 
решения космологической проблемы: офиты—пессимисты и оптимисты. Крайний 
анти-номизм первых и сглаженный антиномизм вторых. Ангелология офитов. 
Антропология. Аскетика. Сотериология и вытекающие из нее особенности офитской 
христологии. Три типа христологии офитов. Экклезиология и эсхатология офитов. 
Ересь Симона Волхва и Менандра как развитие офитизма 
 
 
 
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
 
О руководительных 
началах христианского ведения по
 
учению мужей 
апостольских
 
 
 
Глава первая. Противоположение гностическому и евионейскому 
миросозерцанию христианского учения как истины непреложной и по ее 
происхождению, и по содержанию. Постановка вопроса об Откровении как объективном и непреложном 
источнике христианской истины у мужей апостольских, в противоположность 
расплывчатому субъективизму гностиков и евионитов. Понятие о догмате как норме 
учения, обоснованного на выражении воли Божией в Откровении 
 
Глава вторая. Учение о Священном Писании как источнике непреложной 
христианской истины, данной в Откровении. Понятие о Св. Писании у мужей апостольских, в противоположность 
евионизму и гностицизму. Вопрос об отношении ветхозаветного Откровения к 
новозаветному — у Варнавы, Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского. Способы 
истолкования Св. Писания у мужей апостольских. Вопрос о боговдохновенности Св. 
Писания Ветхого Завета и его канон. Вопрос о боговдохновенности Св. Писания 
Нового Завета и его канон 
 
Глава третья. Учение о Священном Предании как 
руководитель-ном начале христианской истины в Церкви и через Церковь. Понятие 
о Св. Предании у мужей апостольских — Поликарпа Смирнского, Папия Иерапольского 
и Игнатия Богоносца. Значение Предания, его виды и способы его хранения в 
Церкви и через Церковь. Выражение Предания в форме «заповедей» 
 
 
 
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
 
Христологическое учение 
мужей апостольских
 
 
 
Глава первая. Теологические основы христологии и идеи 
спасения. Характерные особенности 
теологических взглядов мужей апостольских. Тринитарный вопрос — у Климента 
Римского, Варнавы, Ерма, Игнатия Богоносца, Поликарпа и автора «Учения». Общий 
вывод, формулирующий теологические и тринитарные взгляды мужей апостольских
 
Глава вторая. Учение о лице Христа Спасителя как Совершителя 
нашего спасения. Связь теологии с 
христологией и обоснование на ней истины Божества и человечества Христа Спасителя 
— в противовес гностической и евионейской христологии. Значение учения 
Игнатия, как устанавливающего полную христологическую концепцию. Христология 
Поликарпа Смирнского, Варнавы, Климента Римского, Ерма. Общий вывод, определяющий 
объем содержания христологического учения мужей апостольских, его формулу и 
значение как предпосылки для решения сотериологической проблемы 
 
Глава третья. О спасении, как деле, совершенном Христом Богочеловеком. 
Обоснование идеи 
спасения как тайны домостроительства Божия, от века предназначенного к 
осуществлению через Сына Божия. Объективные основания спасения в личности 
Христа Спасителя. Общий моральный характер спасения, совершенного Христом 
Богочеловеком, как выражения любви Божией. Сущность спасения — во врачевании 
человека от греха (отрицательный момент) и в даровании «жизни в Боге» 
(положительный момент). Средства спасения — сообщение Христом «знания истины» 
и приведение человека к «нетлению». Проблема о пророческо-учительном знании 
Христа Спасителя. Христос — Учитель не только в теоретическом смысле этого 
слова, но и Наставник жизни, простирающий Свою спасительную деятельность на 
целокупную личность человека — не только на его дух, но и на плоть. Образ 
Христа Спасителя как Пророка и Учителя любви,
 
явленной в фактах Его 
собственной жизни. Идея обожения человечества во Христе Богочеловеке. 
Обоснование идеи христианского аскетизма. Оттенок мистицизма в сотериологии 
мужей апостольских. Во Христе—основа нетления духовного и физического. 
Проблема о первосвященническом служении Христа Спасителя. Понятие о жертве, 
принесенной Им в целях искупления, и значение этой жертвы. Учение об 
искуплении, оправдании и освящении, как отдельных актах общего спасительного 
процесса. Понятие о благодати, как излиянии особых даров освящения, 
приводящих человека ко спасению. Действенная сила благодати в личности 
человека. Совершение спасения как результат усвоения человеком спасительных 
даров Христа Спасителя. Сущность спасительной жизни — в созидании благочестия и 
праведности Христовой на основах веры, любви и надежды. Выяснение вопроса о 
вере как добродетели, соотносительной знанию во Христе Иисусе. Сущность 
оправдания как деятельного выражения любви в вере и надежде. Эсхатологический 
характер надежды как добродетели упования на нетление, достигаемое через веру 
и любовь 
 
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
 
Экклезиология мужей 
апостольских
 
 
 
Глава первая. Общее учение о Церкви как средоточии спасительных 
средств во Христе Иисусе. Идея 
Церкви и ее обоснование в сотериологии. Определение Церкви и признаки, входящие 
в состав понятия о ней. Идея предсуществования Церкви. Церковь — дух и тело во 
Христе. Учение о единстве Церкви и его обоснование в христологии и 
сотериологии. Единство идейное и внешнее в жизни Церкви. Понятие о святости 
Церкви. Смысл учения Ерма о святости членов церковного союза. Церковь 
строящаяся и воинствующая. Условия строительства Церкви и ее воинствования. 
Понятие о таинствах как средствах освящения. Крещение. Покаяние и понятие о 
нем у Ерма и других апостольских мужей. Таинство Евхаристии — смысл и значение 
этого таинства по свидетельствам автора «Учения» и Игнатия Богоносца. Таинство 
брака. Общее понятие о таинствах. Учение о наказаниях как средствах освящения. 
Общение со святыми. Общее понятие о Церкви как духовно-невидимой и видимой 
величине. Терминология, приуроченная к обозначению того и
 
другого понятия 
 
Глава вторая. Учение об иерархии. Значение учения об иерархии для выяснения 
понятия о Церкви. Важность вопроса и постановка его в протестантской науке, 
как обоснование экклезиологии. Основные положения протестантских взглядов на 
состояние иерархического вопроса в древней Церкви. Несоответствие 
протестантских выводов в приложении к фактам религиозно-исторического сознания 
древней Церкви по вопросу об иерархии. «Canones ecclesiastici» и «Canones Hippolyti» — как указующие и поверительные исторические памятники при 
выяснении иерархического сознания древней Церкви. Анализ свидетельств «Canones ecclesiastici» по церковно-иерархическому вопросу. Показания 
«Canones Hippolyti» о трех степенях иерархии и их служении. Общие 
выводы из свидетельств этих памятников. Свидетельства новозаветной 
письменности о степенях иерархии и их служении — из Деяний апостольских, 
Первого послания ап. Петра, посланий ап. Павла — более ранней эпохи: Фессалоникийцам, 
Коринфянам, Римлянам, Ефесянам, Колоссянам, пастырских посланий — к Титу и 
Тимофею, Евреям, посланий ап. Иоанна и Апокалипсиса. Иерархический строй 
Иерусалимской церкви по Деяниям и Посланию к Галатам. Общий вывод из новозаветных 
свидетельств по вопросу об иерархии и переходк показаниям мужей апостольских. 
Общая характеристика учения мужей апостольских об иерархии. Учение Климента 
Римского о необходимости иерархического строя как духовно-благодатного и 
внешнеобразующего начала церковной жизни. Учение Ерма о возглавляющем значении 
иерархии. Учение Игнатия Богоносца о необходимости иерархии и идея 
монархического епископата, как власти духовной и внешнеобразующей. Связь 
учения Игнатия с иерархическими взглядами предшествующего времени. Вопрос о 
происхождении иерархии и ее преемстве у Климента. Акт поставления и одобрения. 
Общее значение иерархического служения в Церкви — по учению Игнатия, Климента 
и Ерма. Вопрос о степенях священства и их значении — у Климента Римского, 
автора «Учения», Ерма, Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского. Значение 
учения мужей апостольских об иерархии для установления понятия о Церкви как 
невидимо-видимой величины 
 
 
 
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
 
Эсхатология мужей 
апостольских
 
 
 
Значение эсхатологии мужей апостольских и ее 
отношение к их сотериологии, христологии и экклезиологии. Учение о «будущем 
веке» как завершительном акте спасительного процесса. Учение о воскресении мертвых, 
его смысл и обоснование. Идея Божественного суда как акта выявления заслуг 
человека в деле собственного спасения. Хилиазм мужей апостольских и его смысл. 
Ожидание скорого пришествия Сына Божия. Признаки этого пришествия. Идея Царства 
Божия и ее отношение к учению о Церкви