АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Судить Божью тварь: Пророческий пафос Достоевского: очерки

Автор: Владимир Кантор
2010 г.
Книга в библиотеке МДА
ББК: 87.3
УДК: 1(470)(091)(082.1)
422 стр.
ISBN: 978-5-8243-1345-1
Новая книга Владимира Кантора, писателя, философа, историка русской мысли, посвящена творчеству Ф. М. Достоевского в несколько неожиданном аспекте. Автор рассматривает романы писателя как высказывание своего рода библейского пророка, посланца Бога, обличающего пороки и недостатки своих современников. Достоевского пугала судьба страны, которая порой казалась ему (особенно в «Бесах») оставленной Богом, страны, где торжествует нечисть, а правда и добро бессильны. Петербург тогда был своего рода центром всеевропейских противоречий. И из этого центра выступил русский пророк, который, обличая и бичуя, вопреки своей любимой идее о «народе-богоносце», понуждал свой народ стать не банальным народом-богоносцем (когда, как у Ницше, народ имеет своего особого национального бога), а богоизбранным народом, подчиняющимся законам, данным христианским — наднациональным — Богом, народом, способным жить по Божьим заповедям. Эта сверхзадача Достоевского произвела впечатление на европейских мыслителей и писателей, назвавших его властителем дум XX столетия, когда в Европу пришли сходные проблемы в эпоху восстания масс. Понятно, что воздействие таких произведений, как романы До­стоевского, требует длительного исторического времени. Даже за одно столетие они не усваиваются. Но это и обещает им долгую жизнь.

Оглавление:

Вступление. Петербургский писатель. Петербург Достоевского как пограничный город

Часть первая

I. Федор Достоевский — центр русской философской мысли

1. Религиозные мыслители Запада и русские писатели

2. Создание русской глубины

3. Приговорен к мысли о христианстве

4. Августин, Достоевский и теодицея

5. Философия исповеди

6. Онтологизм исповеди

7. Церковь, Град Божий и мировое зло

II. «Карамазовщина» как символ русской стихии

1. Поиск национального характера

2. Интерес Западак России

3. Дерзновенность народа

4. Разгульное богатырство

5. Море-океан

6. Бездны

7. Единый миг

8. Карамазовщина как большевизм

III. Достоевский, Ницше и кризис  христианства в Европе конца XIX — начала XX века

1. «Задыхание Европы»

2. Бедные люди как нигилисты

3. Восстание против Бога

4. Проблема идиотизма

5. Почвенные боги или наднациональное христианство?

6. Кого ждет народ

7. К кому приходил Христос

8. Идеал как защита человеческого существования

IV. Можно ли одолеть «карамазовщину»?

(«Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского)

Введение. Последний роман Достоевского

1. «Как солнце в малой капле вод»

2. «Земляная карамазовская сила»

3. «С умным человеком и поговорить любопытно»

4. «Чтоб из низости душою мог подняться человек»

5. «Ранний человеколюбец»

V. Кого и зачем искушал черт?  (Иван Карамазов: соблазны «русского пути»)

1. Роман искушений

2. Кого обычно искушает дьявол?

3. Кто же таков Иван?

4. Что такое и кто таков двойник в романе «Братья Карамазовы»?

5. Двойник-искуситель

6. Главное искушение Ивана

7. Почему так важно растождествление Ивана с чертом?

Часть вторая

VI. «Дневник писателя» Достоевского, или Провокация имперского кризиса в России

1. Жанр публичной исповеди

2. Константинополь или Петербург?

3. Возможно ли в Европе создание единой семьи народов?

4. Православный мужик как опора империи

5. Исповедь великого инквизитора

6. Насколько продуктивна была идея «народной империи»?

VII. «Вещный мир» в поэтике Достоевского

VIII. Карнавал или бесовщина? (Роман «Бесы»)

1. Политическое предсказание или пророчество о болезни русской души?

2. Акмэ сюжета

3. Карнавальные маски-личины в романе

4. Карнавал как образ жизни

5. «Праздник»: от карнавала к оргии

6. Жертвоприношение

7. Выводы

IX. Бесы contra Мадонна: магический кристалл русских проблем

X. Скандал — ultima ratio героев Достоевского

XI. Фрейд versus Достоевский

XII. Трагические герои Достоевского  в контексте русской судьбы (роман «Подросток»)

1. Русские интеллектуалы: парадигма Христа

2. Кто они — прототипы трагических героев писателя?

3. Поэт-идеолог

4. Проблема русского единства и двойничества

5. Подросток, Версилов, Макар Долгорукий

6. Идея как основа трагедии Версилова

7. Тип всемирного боления за всех

XIII. Достоевский как ветхозаветный пророк

1. Евреи и первохристианство

2. Евреи как носители Бога

3. Ветхозаветные темы и проблемы

4. Ветхозаветный пророк

Эпилог. Петербург Достоевского — непотонувшая Атлантида

Сведения об авторе

Указатель имен. Составитель И. И. Ремезова

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.