|
Преподобный Максим Грек и его морально-нравственные взглядыИеродиакон Кассиан (Плоский), студент 2-го курса (Отделение богословия) Доклад, прозвучавший на II Межвузовской студенческой конференции «Актуальные проблемы современной богословской науки». 08 июня 2012 г.
Преподобный Максим Грек (Михаил Триволис) – знаменитый православный богослов, переводчик, писатель. Родился он около 1470 г. в Греции (г. Арта), юность провел в Италии, Франции там и учился. После получения образования в странах западной Европы, где он «все изучал с жадностью и даже с увлечением»[1], преподобный Максим удалился на святую гору Афон. Здесь, в решимости всю свою жизнь посвятить Богу – он принимает монашеский постриг. В течение дести лет Максим Грек изучал духовные сокровища огромной библиотеки Ватопедского монастыря. По приглашению русского Великого князя Василия III преподобный Максим Грек отправился в Москву для перевода и исправления богослужебных книг и текстов Русской церкви. Поэтому в историю духовной жизни России преподобный Максим Грек вошел как «писатель, переводчик, просветитель»[2]. Это человек, проживший жизнь в чем-то очень славную, яркую, нов тоже время полную страданий и лишений. «Осужденный в 1525 г. как еретик, был причислен к лику святых в 1988 г.»[3]. Хотя прижизненное отношение его современников было весьма противоречивым, уже в «конце XVI в. были признаны не только его невиновность[4], но и авторитет»[5], а «в середине XVII в. «В 1591 году патриарх Иов совершил канонизацию преподобного Максима, благословил составление службы и написание иконы»[6] Сказание о Максиме Греке как житие святого было включено в Минеи Четьи священника Иоанна Милютина (1646-1654)»[7]. Итак, преподобный Максим Грек – человек, доказавший истинность своих слов своим самоотверженным подвигом и примером беззаветного служения Христу. Своеобразие и уникальность творческого пути преподобного Максима состоит в исключительности его богословского призвания, в том, что «родившись в Греции, он стал выдающимся русским богословом, филологом и переводчиком, одной из наиболее значимых фигур в духовной жизни Руси XVI века»[8]. Следует прежде всего, иметь в виду то обстоятельство, что преподобный Максим Грек был наследником и первым олицетворением византийской патристической традиции. Эта традиция имела за собой не только пятнадцать веков истории христианства, но предшествующую ему многовековую историю греческой духовной культуры. Каждое выражение преподобного Максима Грека можно сравнить с прибрежной волной, за которой чувствуется напор целого океана духовных исканий и нравственного опыта человечества. В многочисленных высказываниях преподобного Максима Грека ясно слышен и отзвук его глубокой утонченной интеллектуальной культуры, имевшей свое основание в воззрении на мир как на область ущербного, преходящего и скоротечного бытия. Для него ни что земное не являетсястоль значимым, как всецелая устремленность в мир Горний. На этот мир преподобный Максим Грек смотрит как на место временного пребывания человека. «Непостоянна, о душа, – говорит он – здешняя жизнь, нет ничего в ней верного, вся она исполнена скорбей и обмана»[9]. Так преподобный Максим характеризует качества временной земной жизни. Затрагивая тему духовного делания, преподобный Максим говорит: «Иноческое житие, душа, подобно полю, на котором сеется пшеница, и нуждается в большом трудолюбии. <…> Трудись и принеси Господу своему плод сторичный, или в шестьдесят, или в тридцать. Это потребуется – говорит он – и от тех, которые сочетались законно с женами»[10]. На первый взгляд получается парадоксальная вещь – он требует одно и то же и от монахов и от мирских людей. Но, все же, не стоит забывать, что цель нравственного делания у всех христиан – одна, независимо от того какой образ служения Богу в прохождении жизненного пути они выбрали. По причине единства цели – одинаковы и моральные требования. Эти требования не сложны, но в то же время охватывают все стороны человеческого бытия – «Живи по-апостольски»[11], – в этой краткой лаконичной формулировке преподобный Максим сумел выразить этический идеал христианства. «Милость, оказанная нищим, и любовь от чистого сердца ко Господу и ко всем людям, – вот все, чего ждет от нас Христос Бог; без этого же, все остальное не приносит пользы, - ни воздержание в пище, ни продолжительные молитвенные подвиги»[12]. Сама нравственность не является целью христианина, это условие на пути к спасению, средствами достижения которого являются все виды христианской аскезы. «Господь ясно учит, – говорит преподобный Максим – что настоящая жизнь служит временем подвигов, как для приобретения добродетели, так и для истребления всякого зла, а по смерти соответственно сему, получается или награда, или наказание»[13]. Венец нравственного совершенства – богоподобие. Призывая к нему, святой восклицает: «Насколько возможно немощному человеческому естеству, уподобляемся Тому, Кто создал нас по Своему образу»[14]. Стоит отметить, что достижение столь высокой цели требует максимальных усилий всей человеческой природы. Призывает же к этому богоподобному совершенству Сам Христос говоря: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф. 5. 48). Таким образом, труд, подвиги, постоянная упорная борьба с собственными страстями и искушениями от бесов в самоотречении и умервщлении всего в себе противного Богу должен пройти тот, кто желает увенчаться нетленным венцом славы в Царствии Божием. Поэтому в этой жизни, говорит преподобный обращаясь к душе: «на страдания и на подвиги назначена ты Вышним, чтобы бороться против невидимых врагов, и тебе уготованы честь или наказание, смотря по тому, будешь ли мужественно вести борьбу или терпеть поражения»[15]. Таким образом, вступить на узкий и тернистый путь, ведущий к вечной жизни призывает преподобный со всей твердостью и решимостью. Выдвигая в качестве высшей религиозно-нравственной добродетели постоянство души в её стремлении и желании на пути восхождения в Царство Небесное, о котором святой апостол Павел говорит: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яжеуготова Бог любящым его(1 Кор. 2.9), преподобный Максим не пытается выразить неизреченное или изобразить реальность будущей вечной жизни какимибы то ни было средствами.Он акцентирует внимание на средствах и способах достижения этой цели. Наиболее яркую характеристику личности преподобного Максима Грека дал знаменитый русский мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев: «Истинно русский человек, – говорит он – христианин, по убеждению лучших представителей русского самосознания, полон благоволения ко всему человеческому – к добру, красоте и правде в каждом смертном»[16]. Характеризуя моральный принцип взаимоотношений преподобного Максима Грека, Соловьев пишет «Для него нет имён, нет званий и положений, а есть другая человеческая личность, ищущая правды и добра, заключающая в себе искру Божию, которую следует найти, пробудить, истолковать»[17]. Как мыслитель с присущим ему религиозно-нравственным мировоззрением преподобный Максим Грек творчески раскрыл себя в России, где любовь к идеальному нравственному совершенству есть «идеал русского мыслителя»[18]. В Москву преподобный Максим Грек прибыл в 1518 г. по просьбе великого князя Василия III. Он «сыграл значительную роль в культурной жизни России XVI века и оставил после себя огромное литературное наследие»[19]. Все же, для понимания религиозно-нравственной позиции преподобного Максима Грека следует не забывать о том, что он духовно сформировался как афонский монах. Мировоззрения и этика преподобного Максима созидалась по образу афонской исихастской традиции. С Афона в Россию преподобный Максим привез драгоценные сокровища исихазма – науку умного восхождения к божественному созерцанию, всецелой устремленности души к Богу, чтобы «всегда прилепляться Ему всякою правдою, безмолвием и беспопечительностью, отрекаясь от удовольствий и наслаждений плоти»[20] и последовательно воплощая в своей жизни идеал апостольской бедности и монашеской нестяжательности. С точки зрения Густава Шпета, выразившего сомнение относительно отзыва Преосвященного митрополита Московского Макария (Булгакова) о том, что «в лице Максима Грека в первый раз проникло к нам европейское просвещение, тогда уже зачинавшееся, и бросало, хотя ещё слабые, лучи свои на густой мрак невежества и суеверий, облегавший Россию»[21], можно согласиться лишь отчасти.И, если для Г. Шпета представляется сомнительным предположение о том, что «Максим Грек обладал европейским просвещением и мог быть проводником европейской науки и философии»[22] то, всё же, он со всей определённостью признавал, что «нравственный уровень грека бесконечно возвышался над средним уровнем московского варварства, в котором господствовала, по злому выражению Преосвященного Макария ″почти совершенная безнравственность″»[23]. Иное мнение высказывает Петр Чаадаев, водном из своих сочинений. С его точки зрения: «Ум людей Севера был создан совсем по-иному и менее всего стремился привязаться к земному»[24]. Вероятно, преподобный Максим Грек это отчетливо понимал, как ученый и как человек глубинной духовной культуры. В отличие от Античности и Запада русскому нравственному восприятию мира были совершенно чужды «гибельный героизм страстей, запятнанный идеал красоты, необузданное влечение ко всему земному»[25]. Для преподобного Максима Грека русский национальный идеал воспринимается как действительно христианский нравственный идеал. В тоже время, он как грек, любивший свою, завоёванную варварами родину, всей душой желал, чтобы этот идеал стал «идеалом общественной правды и прогресса, т.е. исторического осуществления христианства в мире»[26]. Независимо от оценки нравственного состояния современной преподобному Максиму Греку России, его миссия как духовного просветителя, учителя христианской веры и нравственности может быть без сомнения признана в качестве самобытного, яркого, достойного благоговейного восхищения явления на общем фоне актуального воплощения возвещённых Евангелием религиозно-нравственных начал в культурно-исторической призме России XVI века. Мировоззрение преподобного Максима Грека органически вписывается в парадигму русского национального менталитета, для которого, по мысли В.С. Соловьёва, в высшей степени характерны «миролюбие и кротость, любовь к идеальному»[27]. При знакомстве с жизнью и деятельностью преподобного Максима Грека закономерно возникает вопрос, почему он, «этот замечательный ученый, грек из Италии»[28], который «мог бы, по отзывам его современников, стать гордостью греко-итальянской науки»[29], вместо того, чтобы остаться там, «предпочел принять приглашение великого князя и поехать в Московию, где судьба его была печальна»[30]? Этот вопрос получает свое разрешение в свете той духовно-нравственной парадигмы, в которой окончательно разделились религиозные судьбы православного Востока и латинского Запада. Здесь, на своей новой духовной родине – России – преподобный Максим имел уникальную возможность сопоставления греческого и русского опыта святости, духовного делания и нравственного совершенствования. «Частое воспоминание вышесказанного, и труд к уразумению сего, и непрестанное сердечное желание той божественной славы, которая превыше всякого слова, – достаточны для того, чтобы не только приобрести совершенную и нерушимую кротость нрава, но и в состоянии поставить нас перед Самим Царствующим в вышних и соделать наследниками земли спасаемых»[31]. Источники и литература: 1. Библия. М., 2006. 2. Максим Грек , преподобный.Сочинения в русском переводе. Ч. 1. СТСЛ., 1910. 3. Максим Грек, преп. Духовно-нравственные слова. СТСЛ., 2006. 4. Алексий (Гавриков) посл. Ватопед // Православная энциклопедия. Т. VII. 5. Климент, митрополит. Россия и Афон //Православное книжное обозрение. Февраль, 2012, №2 (015). 6. Синицына Н.В. Преподобный Максим Грек. Сочинения Т. I. М., 2008. 7. Соловьев В.С. Русский национальный идеал. // Сочинение. Том 2. 8. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 9. Чадаев П.Я. Сочинения. М., 1989. 10. Чтения о Богочеловечестве. Философская публицистика. М., 1989. 11. Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989.
[1]Синайский А., свящ . Краткое описание жизни и деятельности преподобного Максима Грека. СПб.,1902. С.9. [2] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 335. [3] Синицына Н.В. Преподобный Максим Грек. Сочинения Т. I. М., 2008. С. 15. [4]Константинопольский патриарх Иеремия II дал разрешительную грамоту Максиму Греку в июне 1588 г. [5]Синицына Н.В . Преподобный Максим Грек. Сочинения Т. I. М., 2008. С. 15. [6]Андроник (Трубачев) игумен . О службе преподобному Максиму Греку. СПб., 2007. С. 3. [7]Синицына Н.В . Преподобный Максим Грек. Сочинения Т. I. М., 2008. С. 15. [8] Климент, митрополит. Россия и Афон //Православное книжное обозрение. Февраль, 2012, №2 (015). С. 12. [9]Максим Грек , преподобный.Сочинения в русском переводе. Ч. 1. СП., 1910. С. 3. [10]Там же . С. 11. [11]Максим Грек, преподобный . Духовно-нравственные слова. СП., 2006. С. 26. [12]Максим Грек , преподобный.Сочинения в русском переводе. Ч. 1. СП., 1910. С. 19. [13]Максим Грек , преподобный.Сочинения в русском переводе. Ч. 1. СП., 1910. С. 15. [14]Там же. С. 36. [15]Там же. С. 5. [16] Соловьев В.С. Русский национальный идеал. // Сочинение. Том 2. Чтения о Богочеловечестве. Философская публицистика. М., 1989. С. 287. [17]Соловьев В.С . Русский национальный идеал. // Сочинение. Том 2. Чтения о Богочеловечестве. Философская публицистика. М., 1989. С. 287. [18]Там же . [19] Алексий (Гавриков) посл. Ватопед // Православная энциклопедия. Т. VII. С.313. [20] Максим Грек, преп. Духовно-нравственные слова. СТСЛ., 2006. С. 369. [21]Шпет Г.Г . Сочинения. М., 1989. С. 22. [22]Там же . [23]Там же. С. 22-23. [24] Чадаев П.Я. Сочинения. М., 1989. С. 129. [25]Там же. С. 129. [26]Там же . С. 293. [27]Соловьев В.С. Русский национальный идеал. // Сочинение. Том 2. Чтения о Богочеловечестве. Философская публицистика. М., 1989. С. 287. [28]Левицкий С.А. Традиция свободы. М., 2008. С. 539. [29]Там же. [30]Там же . [31]Максим Грек , преподобный.Сочинения в русском переводе.Ч. 1. СТСЛ., 1910. С. 44. См.также:
Источники «Монашеских уставов» иеромонаха Серафима (Кузнецова) [Статья]
[25 октября 2012 г.]
Доклады, прозвучавшие на II Межвузовской студенческой конференции «Актуальные проблемы современной богословской науки» [Новость]
[02 июня 2012 г.]
Символические образы Богородицы в двунадесятых богородичных праздниках [Статья]
[29 мая 2012 г.]
Риторические особенности проповеди митр. Платона (на материале «Слова на память прп. Сергия») [Статья]
[08 мая 2012 г.]
Взаимодействие Совета по делам религий при Совете Министров СССР с Духовными школами Русской Православной Церкви в период патриаршества Святейшего Пимена (Извекова) по материалам ГАРФ [Статья]
[08 мая 2012 г.]
Подведение итогов Второй межвузовской студенческой конференции «Актуальные вопросы современной богословской науки» [Видеорепортаж]
[03 мая 2012 г.]
|
06 декабря 2018 г.
6 декабря 2018 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, престольный праздник домового храма воинской части в поселке «Совхоз». Священнослужители Московской духовной академии около 10 лет окормляют приход этого храма.
19 ноября 2018 г.
С 12 по 18 ноября состоялась поездка студентов 3 курса бакалавриата Московской духовной академии в Бежецкую и Весьегонскую епархию в рамках миссионерской практики. В течение недели студенты посетили школы, дома престарелых в Сандовском, Молоковском, Краснохолмском, Весьегонском, Сонковском районах.
18 сентября 2018 г.
19 сентября пройдет общее собрание сотрудников миссионерского отдела Московской духовной академии. Приглашаются желающие принять участие в миссионерском служении.
13 августа 2018 г.
C 31 июля по 12 августа 2018 г. трое студентов Московской духовной академии – иерей Рустик Лужинский (студент 2 курса магистратуры, отделения РДС), чтец Александр Сергеев и чтец Игорь Шкляр (студенты 4 курса бакалавриата) – по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря приняли участие в миссионерской поездке по Евпаторийскому благочинию Симферопольской и Крымской епархии.
|