АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Тезисы о Евхаристии


01 марта 2006 г.
Священное Писание нас учит, что в Евхаристии мы вкушаем Тело Христово, за нас ломимое и Кровь Христову, за нас изливаемую. Такова была вера Церкви на всем протяжении христианской истории. Эту веру ничто не могло поколебать. Даже платонические спиритуалисты Ориген, Евагрий и Ареопагит не отрицали реальнаго присутствия Тела и Крови Христовых в Евхаристии. В ХIV веке византийские латинофилы предприняли грандиозный труд перевода на греческий Фомы Аквинского. Знакомство с ним оживило антилатинскую полемику, которая, однако, не касалась учения о пресуществлении. Ее темами были латинские опресноки и необходимость тайносовершительнаго призывания Святаго Духа. Сам по себе греческий термин пресуществление возник еще в первой половине VI века в христологическом контексте как синоним преложения. Аристотелизм, вообще говоря, был у греческих отцов гораздо больше в чести, чем платонизм. Аристотеликами были богословы VI века, преподобный Иоанн Дамаскин, богословы ХIV-ХV веков. Первый патриарх после падения Константинополя свт. Геннадий Схоларий, тоже аристотелик, первым среди православных греков воспользовался термином пресуществление, излагая учение о Евхаристии. Протестантизм, появивишись на западе, оказал немалое влияние и на востоке. Даже патриарх Александрийский, а затем Константинопольский Кирилл Лукарис составил Исповедание веры в лютеранско-кальвинистском духе. Слово пресуществление очень хорошо помогло отразить протестантскую опасность. Очень долго слово пресуществление никого не смущало. Лишь в ХIХ веке Хомяков решил бороться против этого термина как несущего якобы латинское влияние. До революции, однако, церковное учение оставалось непоколебленным, а сочинения Хомякова издавались с указанием того, что он, не имея богословскаго образования, допускал неточности. Все смешалось после революции. Прот. С.Булгаков выступил с оригинальным евхаристическим учением, отвергая «пресуществление» и фактически варьируя старую протестантскую доктрину «вохлебления» или «сосуществления». Но если Лютер, утверждая, что в таинстве хлеб и вино остаются неизменными, принимал, однако, что в них сопребывают истинные, реальные Тело и Кровь Господни, то Булгаков, рассматривая Воскресение и Вознесение как своего рода дематериализацию, учил, что именно «эфирное» Тело Христово сосуществует с евхаристическими веществами. На Булгакова  прямо ссылается Н.Д.Успенский в своей «Анафоре». Не желая пользоваться теософской терминологией «эфирнаго Тела», Успенский упростил учение Булгакова. По новой версии, хлеб и вино Евхаристии остаются неизменными и принимаются в таинстве в Божественную Ипостась Сына Божия. На публикацию Успенского откликнулся диакон Андрей Юрченко, обратившись к Священноначалию с критикой нового учения о Евхаристии. Приснопамятный Святейший Патриарх Пимен предложил дать отзыв на евхаристическую полемику проф. В.Д.Сарычеву, который полностью подтвердил опасения д.А.Юрченко. В последнее время новые евхаристические теории развиваются проф. А.И.Осиповым и А.А.Зайцевым. Главный мотив этих построений – не интерес к Евхаристии как таковой, но антилатинская полемика. Защитники новых теорий противоречат Священному Писанию и святым отцам. Во всей богатейшей святоотеческой письменности нет ни одного текста, который бы подтверждал новыя теории, кроме послания псевдо-Хризостома Кесарию и одного места у Феодорита Кирскаго (PG 83, 168 С). Святые отцы или высказывались по занимающему нас вопросу с недостаточной определенностью, поскольку они не имели дела с учениями, появившимися в последние десятилетия, или же учили евхаристическому реализму, опровергая те тенденции, которыя в ХVI веке оформились в протестантизме, а в ХХ – в русской религиозной мысли. Новая теория не выдерживает и филологической критики, поскольку теория «халкидонскаго» соединения Сына Божия с веществами хлеба и вина предполагает, что эти вещества остаются неизменными, в то время как все термины, выражающие евхаристическое преложение, говорят об изменении хлеба и вина в Тело и Кровь.

Приложенные файлы:

06 декабря 2018 г.
6 декабря 2018 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, престольный праздник домового храма воинской части в поселке «Совхоз». Священнослужители Московской духовной академии около 10 лет окормляют приход этого храма.
19 ноября 2018 г.
С 12 по 18 ноября состоялась поездка студентов 3 курса бакалавриата Московской духовной академии в Бежецкую и Весьегонскую епархию в рамках миссионерской практики. В течение недели студенты посетили школы, дома престарелых в Сандовском, Молоковском, Краснохолмском, Весьегонском, Сонковском районах.
18 сентября 2018 г.
19 сентября пройдет общее собрание сотрудников миссионерского отдела Московской духовной академии. Приглашаются желающие принять участие в миссионерском служении.
13 августа 2018 г.
C 31 июля по 12 августа 2018 г. трое студентов Московской духовной академии – иерей Рустик Лужинский (студент 2 курса магистратуры, отделения РДС), чтец Александр Сергеев и чтец Игорь Шкляр (студенты 4 курса бакалавриата) – по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря приняли участие в миссионерской поездке по Евпаторийскому благочинию Симферопольской и Крымской епархии.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.