19 июля 2016 г.
Из жития преподобного Сергия мы знаем такой эпизод. Однажды, во время ночной молитвы, он услышал голос, звавший его по имени, и когда он выглянул в окно, то увидел чудный свет и множество прекрасных невиданных птиц, летающих по монастырю и вокруг ограды и сладко поющих. И был голос к нему: «Сергий! Ты молишься о детях своих духовных: Господь принял молитву твою. Посмотри кругом – видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальной Троицы! Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно будут они украшены разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим!»
Вот сегодня Святая Церковь прославляет этих духовных птиц – святых земли Радонежской, учеников преподобного Сергия. И мы видим, какое большое значение приобрела эта местность, Троице-Сергиева Лавра для Русской Церкви и всей России. Не случайно ее называют духовным центром России, сердцем Русской Земли. Так преподобный Сергий и его ученики своей святой жизнью прославили и возвеличили это место.
Мы можем выделить среди Радонежских святых как подвижников, связанных непосредственно с преподобным Сергием еще при его жизни, так и прославившихся на протяжении многовековой истории существования Троицкой обители. Среди первой группы одни святые подвизались и скончались в нашей местности, это, например, родители аввы Сергия преподобные Кирилл и Мария, преподобные Никон, Михей, Василий Сухой, Исаакий молчальник, Симон архимандрит, а другие, получив здесь заряд духовной силы и крепости, положив начало своим трудам, дальнейшие подвиги несли в более или менее отдаленных отсюда уголках Святой Руси. Это преподобные Афанасий Высоцкий, Савва Сторожевский, Андронник и Савва Московские, святитель Феодор Ростовский, племянник преподобного Сергия. Среди святых, отстоявших по времени от Преподобного мы знаем Максима Грека, Дионисия и Антония, блаженного Иоасафа и прославленных совсем недавно: преподобного Варнаву Гефсиманского, преподобномученника Кронида и священномученика Илариона.
Мы верим, что много в нашей земле святых еще непрославленных воинствующей Церковью, но прославленных в Церкви Торжествующей Небесной. Мы с вами являемся свидетелями, как Лавра была украшена известными духовниками и старцами, привлекавшими сюда множество людей со всех концов России. Много было тайных подвижников, скрывавших свои подвиги, чтобы быть безвестными для мира.
Со всех уголков нашего необъятного Отечества стекался православный народ в святую Лавру, эту духовную сокровищницу, привлекаемый сюда святостью и мудростью ее обитателей. Здесь учился он их примером, наставлениями и молитвами, как надо жить по Божьи, служить Богу в доброй христианской совести и любить ближнего искреннею любовью. Лаврские монахи как бы задавали некий эталон духовной жизни и уклада, который был созвучен характеру и настроению нашего народа. Здесь можно было встретить и образцы прекрасной церковной проповеди, и высокие порывы пламенного молитвенного духа, и духовные советы старческой мудрости и рассуждения, и примеры смиренного служения страждущему и озлобленному человеку, и, наконец, опыт разумного хозяйственного устроения. Не прижились на этом месте ни формы крайнего аскетизма и обрядоверия, ни соблазны обновленчества и экуменизма, ни прелестные искушения псевдодуховности и мистицизма. Радонежские подвижники верно держали духовный тон, заданный великим аввой Сергием, каждый своей жизнью продолжая воспевать божественную песнь, слагающуюся в стройный гимн Пресвятой Троице.
Как говорит один из известных подвижников Лавры: «Господь для того и воздвигает нам святых угодников, чтобы мы подражали их жизни. Не для них самих прославил их Господь, а для нас, чтобы и мы стремились к истинной славе святых. Они – как светильники среди темной ночи, указывающие нам путь и в сей, временной, жизни и в будущую жизнь».
Многие годы во времена безбожного гонения главным служением Радонежского братства миру было Таинство покаяния. С раннего утра иногда до глубокой ночи совершалось это второе крещение, духовная баня для очищения душ тысяч православных, приезжавших сюда отовсюду. В связи с этим можно было наблюдать такую удивительную символическую картину. Если ехать вечером на электричке от Сергиева Посада в сторону от Москвы, то Лавра открывается на западе темной и печальной, как бы обремененная множеством грехов, оставленными здесь у исповедальных аналоев. Утром же видна совсем другая картина, от восходящего на востоке солнца Обитель ярко и радостно сияет золотом своих куполов. Это за ночь монахи отмолили грехи людские.
Нельзя не упомянуть еще об одном служении Преподобного и его учеников – это благовестие и распространение православной веры. Многие ученики Преподобного, стремясь к уединенной подвижнической жизни, устремлялись в малозаселенные, еще языческими племенами лесные дебри и пустыни севера и северо-востока России. Обосновавшись там, они примером своей жизни, своими самоотверженными подвигами привлекали сердца местных язычников, просвещая их светом Христовой веры. Это: препп. Мефодий Пешношский, Афанасий и Феодосий Череповецкие, Сергий Нуромский, Павел и Сильвестр Обнорские, Авраамий Галичский, Иаков Железноборовский, Ферапонт Белоозерский и их последователи.
Другой формой миссии было служение иконописцев. Не напрасно преподобного Андрея Рублева часто называют самым известным миссионером XX века, когда было открыто для мира его бессмертное творение – икона Пресвятой и Живоначальной Троицы. Этот образ несет еще одно служение – миссию примирения: «Дабы воззрением на Святую Троицу, - говорил преп. Сергий, - побеждалась ненавистная рознь мира сего».
Наконец, мы видим и знаем, что Лавру посещают многие люди неверующие или инаковерующие и нередко обретают здесь сокровище истинной веры. Хочется рассказать об одном чудесном обращении инославного. Чуть больше недели назад, если помните, сослужил здесь, в академическом храме, архиепископ Польской Православной Церкви Иаков. Одно время он, еще будучи иеромонахом, учился в нашей академии, и к нему приезжал сюда его друг, протестантский пастор из Голландии. Бывало, у них разгорались споры о вере, но спорил больше пастор, а отец Иаков как-то сказал ему: «пойдем лучше к Преподобному». Пастор из уважения к другу пошел в Троицкий собор и там повторял все то, что делал его православный друг. «Он крестится и я крещусь, он кланяется и я кланяюсь, он приложился и я приложился…И вдруг почувствовал необыкновенную радость и даже огорчился». Потом через 2 недели приехал уже один и снова все повторил, и опять была радость, но поменьше. И он стал изучать историю Церкви, святых отцов и через 5 лет принял Православие, стал священником, отцом Сергием и проповедовал в английском порту приплывавшим туда русским морякам. Он сам нам рассказывал эту историю. И еще говорил: «Вы, православные, сидите на сундуке с сокровищами и сами не знаете об этом».
Хочется отметить преемственность и общение между собой святых Торжествующей Церкви и подвижников Церкви Земной Воинствующей. Из истории известно, что преподобный Сергий не раз являлся православным людям, наставляя их как в личной жизни, так и давая советы для многих русских людей в тяжелые периоды истории России. Но важно то, что эти явления не прекращаются и в наши дни. Мы знаем монахов как недавно почивших, таких, например, как архимандрит Виталий, схиигумен Селафиил и других, так и ныне здравствующих, которые сподобились явления препреподобного Сергия для их вразумления, утешения и наставления. Но что интересно, что и сами почившие братия являются и предупреждают нас о грозящей опасности. Многие слышали, наверное, что недавно было раскрыто готовящееся злодеяние в отношении нашей Обители: где-то в районе Пушкино были найдены взрывное устройство и схема Троице-Сергиевой лавры. Но мало кто знает, что незадолго перед этим одному насельнику монастыря явился во сне почивший архимандрит Виталий и сказал: «Молитесь, беда над Лаврой».
Все это показывает, насколько наши Радонежские святые и подвижники близки к нам, наблюдают за нами, ограждают нас, помогают нам в духовном пути ко спасению. Как говорит преподобный Силуан Афонский, святые в Духе Святом видят весь мир и слышат наши молитвы. Только бы мы не забывали об их пристальном внимании к нам, вели себя подобающе этому святому месту и чаще обращались к их молитвенному предстательству ко Господу. Особенно это относится к тем, кто находится в самой Лавре.
Во время осады Троице-Сергиевой обители в Смутное время был период, в марте 1609 года, когда осажденные получили некоторый отдых со стороны врагов. Но во время отдыха многие предались невоздержанию и другим порокам. Напрасны были увещания настоятеля архимандрита Иоасафа. Тогда сам преподобный Сергий стал исправлять бесчинников и грозно сказал, что не только «под стенами обители моея всех пришедших врагов истреблю; (но)и во обители моей нечисто и двоемысленно живущих погублю-же, и с осквернившимися управлюсь». И в другой раз пригрозил, «что нечисто живущие во святом месте сем погибнут». Эти поучения аввы Сергия должны мы всегда держать в уме, чтобы не оскорбить своим поведением и устроением памяти всех подвизавшихся здесь угодников Божиих и не навлечь на себя праведный гнев Божий.
Да мы живем во времена, недалекие, наверное, от тех, про которые предсказывали древние, что «в монастыре будут жить, как в миру, а в миру – как в аду». Зачастую мы и сейчас видим, что хорошие монахи живут примерно так, как жили раньше благочестивые миряне, не считая супружества. А обычные миряне, к сожалению, часто живут не по-христиански, нарушая заповеди Божии и правила церковные. Господь, по милосердию Своему, не желая погибели грешников, посылает нам скорби и болезни, чтобы пробудить нас от греховного сна, напомнить нам о временности этой земной жизни, остановить нас на путях беззакония, очистить и исправить через страдания, побудить нас обратиться к Богу с покаянием и молитвой. Как говорит преподобный Исаак Сирин: «Души тех, которые не хотят по своей воле приобрести себе жизнь (вечную), невольными скорбями приводит Бог ко спасению». Надо нам без ропота, с благодушием и благодарностью принимать это горькое лекарство от духовных недугов.
Но мы не должны забывать, что преподобный Сергий со своими учениками являются теплыми молитвенными предстателями пред Господом за своих земляков и всегда готовы прийти нам на помощь и облегчить наши страдания. Скольких случаев святая Лавра была свидетельницей исцеления неизлечимых болезней и помощи в скорбях и нуждах! Вспомним теплые, отеческие слова, сказанные Преподобным одному скорбному богомольцу: «Не скорби, чадо мое, с этого места никто не уходит не утешенным». И люди несут сюда свои скорби уже столько веков, море слез здесь пролито, и все нашли утешение у благодатного старца и его учеников.
Будем же, братья и сестры, помнить и почитать наших местных радонежских святых, подражать их богоугодной жизни, чаще обращаться к их заступничеству и помощи, чтобы спасительно пройти нам поприще этой земной временной жизни и вместе с ними стать наследниками Царствия Небесного. Аминь