Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме
на литургии 13 февраля 2011 года.
15 февраля 2011 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы торжественно чтим память всех
Новомучеников и Исповедников Российских, этих, можно сказать, отличников в
духовной жизни, которые в годину лютых испытаний выдержали огненный экзамен и
на деле доказали свою верность Христу. И ныне, в неделю Мытаря и Фарисея, мы
вступаем в область ежегодного духовного экзамена, в область Постной Триоди с ее
покаянными трудами, и нас осеняет уже тень горы Святой Четыредесятницы.
Восхождение на эту вершину ― образ христианского подвига всей
нашей жизни. Умные мира сего вообще предпочитают обходить эту гору стороной и
остаются со своим умом, а для спасаемых она становится Фавором и Синаем,
лествицей в Царство Небесное. Восхождение к евангельскому совершенству, как и
подъем на гору, помимо постоянного понуждения себя, трезвого видения себя и цели,
требует постепенности, ибо невозможно оказаться у вершины, минуя подножие. Вот
об этом подножии и основании добродетелей и напоминает нам сегодня Церковь, о
чем прежде всего прочего говорит Христос: «покайтесь,
ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4, 17).
С покаяния начинается восхождение по лестнице блаженств, и первые
ступени ее ― неизменно нищета духовная, сокрушение сердца и жажда оправдания у
Бога. Если этого нет, то суетны все прочие добродетели, они мнимы, и то, что мы
считаем в себе порой бесстрастием и чистотой, есть греховный сон и чистота
устоявшегося болота. Видеть
свою греховность нам мешает высокое мнение о себе, это лукавое сокровище нашего
сердца, которое мы всячески оберегаем самооправданием. Такое состояние отсекает
человека от благодати, делает его мертвым для духовной жизни. Но что говорит
такому успокоенному и считающему себя самодостаточным христианину Господь? «Знаю дела твои, ты не холоден и не горяч...
и потому Я извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и
ни в чем не имею нужды”, а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп,
и наг...» (Откр. 3, 15-18). Если нет у нас покаяния и смирения, значит в
сердце закралась гордость, мы уклонились со спасительного пути, и надо снова
возвращаться к первой ступени ― нищете духа.
Покаяние ― это не действие человеческое, когда мы укоряем себя за
слабость или сожалеем о проступках, но обновляющее действие благодати в смирившемся
сердце. Истинное, благодатное покаяние не связано напрямую с отдельными грехами,
оно проистекает из осознания своей глубокой греховности и удаленности от Бога.
Это не просто произнесение покаянных молитв, но младенческое предстояние пред
Богом в сердечном сокрушении.
Покаяние ― это изменение ума, отвращение его от себя и обращение к
Богу, умаление в своем сознании себя и возвеличение Бога. Это ненависть ко
греху и неспособность осуждать других.
Мир не желает и не способен каяться, он пребывает в
противоположном состоянии самодовольства и самооправдания. Но наш ветхий
человек и в духовной жизни ищет самоутверждения. Для некоторых исполнение
внешних правил становится некой «техникой», при помощи которой они, не борясь
со страстями, надеются достичь святости и вытекающих из нее благ. Такое
искаженное, неправедное состояние приводит к прелести, и конец его ― погибель
души. Фарисей возомнил себя святым и в своем безумии хвалился перед Самим
Богом, уничижая Его творения. С точки зрения мирского человека ― это парадокс:
мытарь, настолько грешный, что и глаз не смел поднять, выходит из храма более
оправданным, чем фарисей, человек правильный, постник и молитвенник. Но мы с
вами видим, что никакая это не святость и не ревность о богоугождении, а
непуганное самодовольство и превозношение, мерзкие пред Богом. Отсюда сделаем
вывод, что при всех своих подвигах мы должны уметь вменять их ни во что, не
быть «мудрыми о себе» (Рим. 12, 16), и
не искать самим утешений, похвал, славы от Бога и людей, ибо ищущие всего этого
«уже получают награду свою» (Мф. 6,
2). Поистине, «всякий возвышающий сам
себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14, 11).
«Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче», ― молились мы вчера на
всенощной. Истинное, благодатное покаяние не от нас, но дар Божий, мы не в
силах приобрести его самостоятельно, но можем только желать его и смиренно
просить вместе с пророком: «Обрати нас к
Тебе, Господи, и мы обратимся» (Плач 5, 21). Господь дает Свои дары всем
желающим по мере их желания, а желание это мы выражаем внешним деланием ― молитвой,
постом, делами покаяния и любви. Но если внешнее не подкрепляется внутренним,
то есть совершается «без души», и не приносит плодов духовных, яже есть любовь,
радость, мир, долготерпение и прочее по Апостолу, значит мы созидаем не на том
основании или не из того материала ― вместо золота и серебра строим из дерева и
соломы, а ведь придет время, когда «огонь
испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3, 13), и все неподлинное
сгорит.
Сегодня мы чествуем святых Новомучеников и Исповедников
Российских, чья добродетель была испытана, как злато в горниле. Взойдя по
лестнице добродетелей от покаяния и слез до высших ступеней ― изгнания и
поношения ради Христа, они оказались верными Господу, свидетельствуя о Нем даже до смерти (Откр. 12, 11).
Новомученики и исповедники Российские стали семенем Церкви, теми зернами,
которые умерли, но принесли сторичный плод, вызвав к жизни ростки нашего
стремления к Богу, ибо по их молитвам мы обрели бесценный дар веры. И, ощущая
единение с этими ближайшими к нам по времени святыми, сорадуясь их победе над
смертью, мы не можем не задать себе вопрос: сумеем ли мы достойно вынести все
предназначенные нам испытания и остаться до конца верными своему Господу?
Верный в малом и
во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом, ― говорит
Господь (Лк. 16, 10). Чтобы любовь ко Христу в час
искушений превозмогла в нас ветхого человека с его плотским мудрованием, нужно
жить не по плоти, но по духу, всегда поступать по вере и по совести и не дружить с миром, враждующим на Бога. Но самое главное ―
осознавая свою недостаточность, всегда и везде искать живой душой Живого Бога, чтобы
Его благодать соделала нашу любовь нелицемерной, а покаяние, то есть обращение
к Богу, нераскаянным. Аминь.