Проповедь, произнесенная в Покровском академическом
храме за Божественной литургией 5 декабря 2010 года.
15 января 2011 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, мы с вами, дорогие
братья и сестры, слышали Евангелие об исцелении десяти прокаженных мужей и о
том, сколь важно быть благодарным за оказанные милости.
Проказа была ужасной неизлечимой
болезнью, от которой тело человека при жизни начинало разлагаться, издавать
невыносимый смрад и обезображиваться, как бы заживо поедаемое смертью. Мало
того, причиняя невыносимые мучения, проказа делала человека изгоем общества. Он
считался нечистым и не мог входить в селения, а приближающихся к нему должен
был предостерегать криком: «нечист, нечист».
Проказа ― это символический
образ, наглядное изображение нечистоты и искаженности нашей души, ее греховного
смрада и разложения. Для того и рождается в Вифлееме Христос, мучимый за
беззакония наши, чтобы прикоснуться к этой нечистоте человечества, и чтобы язвою
Его мы исцелились (Ср. Ис. 53, 5). Для исцеления же необходимо осознание
плачевности своего положения и вера в спасающего Бога.
И вот, десять прокаженных,
которых соединила вместе общая беда, из глубины своего страдания с верой
обращаются ко Христу с просьбой о помощи. Они даже не знают, что Иисус,
которого они называют Наставником, ― есть Истинный Бог, но сама вера ведет их
ко спасению через Церковь. Христос посылает их к священникам, и по дороге они
исцеляются. Однако, получив исцеление, они, и ранее стоявшие в отдалении, еще
больше удаляются от благодетеля Христа, Который ждет их, желая спасти их души:
«не десять ли очистились, где же девять». Христа они не видят, Он для них лишь
удачно подвернувшееся средство, в котором нет надобности после выздоровления. И
лишь один из десяти (и тот самарянин), пришедший поблагодарить Бога за
исцеление, обретает Исцелившего и слышит утешительные слова: «иди, вера твоя
спасла тебя». У тех вера без благодарности так и осталась слепой и ущербной, она
не помогла им обрести Истинного врача и окончательное исцеление, а
благодарность самарянина сделала его веру зрячей и спасительной.
Вера, действуемая любовью,
открывает нам Христа как Господа и Спасителя, как единственную дверь, как путь,
следуя которому, мы можем выйти из погибающего мира и достигнуть Царства
Небесного. Такая вера зряча и сознательна, и признаком ее сознательности
является благодарение Бога. Неблагодарное сознание эгоцентрично и узко, часто
оно не вмещает даже другого человека, не то, что спасающего мир Триипостасного
Бога с Его Промыслом и вечной жизнью. Этим оно не интересуется, ограничиваясь
только земными рамками и практической пользой. «Мы так долго и несправедливо
страдали, что Бог просто должен, обязан был исцелить нас, ― думали прокаженные,
которые выздоровели, но так и не услышали зова Божия. ― Не надо нам никакой
вечности, дайте здесь пожить как все люди». Многие обращаются ко Христу лишь в
трудную минуту, прося здоровья или помощи, а если получают просимое, тут же
забывают о Боге.
Но Бог, устами Апостола,
призывает нас к сознательной вере: «Всегда
радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите: сия бо есть воля Божия о
Христе Иисусе в вас» (1 Сол. 5, 16-18). Искреннее благодарение в молитве
неотделимо от радости. К сожалению, человек переменчив, его сознание часто
затмевается суетой и многозаботливостью. Многие из нас, познавшие радость
молитвы и душевный мир, умевшие покрывать любовью недостатки ближнего, со
временем начинают жаловаться на уныние, сухость в молитве, придирки к
окружающим т.п. Все это происходит с нами из-за неблагодарности к Богу, из-за забвения
Его великих нам даров, из-за того, что нет у нас времени на молитву и богомыслие.
Что же нам делать? Чаще
обращаться умом к удивительным истинам нашей православной веры, к таинству
Домостроительства Божия. Святитель Феофан Затворник советует, например,
размышлять наедине над символом веры, стараясь прочувствовать сердцем каждую
его истину. «Рассмотри все благодеяния Божии к роду человеческому... и к себе
самому, чаще проходи их мыслью своею и вращай в памяти своей, и если у тебя
есть сердце, то не сможешь не возносить к Богу благодарных песен», ― советует
автор Невидимой брани.
Становясь на молитву, учит нас святитель
Василий Великий, мы должны сначала славословить Бога, затем благодарить Его,
потом каяться, и только после этого просить о чем-либо, хотя обычно человек в
своем духовном росте движется от прошения и покаяния к благодарению и
славословию[1].
Благодарение в скорби свидетельствует о вере во
Всеблагой Промысел и о верности Богу, ибо показывает, что любовь к Нему не
умаляется трудными обстоятельствами. За все благодарящий смирен, потому что
ничего не приписывает себе, но все ― подающему Богу. Он недалек от исполнения
заповеди о любви к Богу всем сердцем, всем умом и всем помышлением, потому что
возвысился над ценностями этого мира и прилепился к единому истинному Благу. Уста,
всегда благодарящие, ― учат святые Отцы, ― приемлют благословение от Бога, и в
сердце, пребывающее в благодарении, нисходит внезапно благодать[2].
Но своей высшей точки
благодарение, как измерение будущего века, достигает в Евхаристии, которая есть
благодарение Бога за все, что Он даровал нам. Возношение хлеба и вина со
словами: Твоя от Твоих Тебе приносяще за всех и за вся,
означает, что в благодарении мы приносим, предлагаем Богу все нам данное, всю
нашу жизнь и самих себя, как бескровную жертву, чтобы стать едиными с Богом. А
Господь возвращает нам все наше исцеленным, освященным и преображенным жизнью и
подвигом Иисуса Христа. Как Христос, данный нам в Рождестве, принес на Кресте всего
Себя в жертву и добровольно положил душу Свою за нас, чтобы с душой получить
затем и Царство спасенных, так и нам следует научиться жертвенности и ответному
благо-дарению, чтобы подражать нашему Господу и войти в Его Царство любви.
Ничего так не требует от нас Бог, как этой добродетели,
― говорит о благодарности Божественный Златоуст[3], ― и потому, возлюбленные о Господе братья и сестры, постараемся
быть благодарными Господу словами, поступками и самой своей жизнью, чтобы
наследовать все, что уготовал Бог любящим Его. Аминь.
[1] Василий Великий, свт.
Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и
отшельничестве. С. 348.
[2] Патр. Калист и Игнатий.
Добротолюбие. Т. 5. С. 330.
[3] Иоанн Златоуст, свт. Творения.
Т. 4. С. 266.