03 декабря 2010 г.
ЕГО ВЫСОКОПРЕПОДОБИЮ
ПРОТОИЕРЕЮ ВЛАДИМИРУ ЧУВИКИНУ
РЕКТОРУ ПЕРЕРВИНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
Свое приветственное слово к участникам
уже традиционных «Платоновских чтений» хочу начать цитатой одного из
исследователей богатого наследия Московского святителя. В труде, посвященном
сравнительной характеристике двух Московских митрополитов – Платона и Филарета,
В.П. Виноградов писал: «В истории Русской Церкви нового времени на протяжении
двух столетий среди ее деятелей есть только два имени, с которыми не может равняться
по историческому значению ни одно другое: это Платон и Филарет, митрополиты
Московские. Платон и Филарет – учитель и ученик, это как бы два великих солнца, перед
которыми все другие деятели русской церковной истории нового времени только
лишь звезды… это две преемственно сменяющиеся эпохи в истории Русской Церкви –
в истории русской церковной мысли и жизни»[1].
Справедливость этой, данной почти сто лет назад, оценки подтверждают проходящие
уже седьмой раз «Платоновские чтения».
Действительно, дело митрополита Платона продолжало жить не только в его
прославленных учениках, оно не умерло и спустя двести лет со времени подвига
духовного просвещения своего основателя. Неоценимый вклад внес Московский
святитель в развитие богословского образования в России. В жизни Московской академии,
носившей тогда название Славяно-греко-латинской академии, с 1770-х годов –
начала управления ею митрополитом Платоном (Левшиным) – начинается новый период.
Восстанавливается обстоятельное изучение греческого языка, усилено преподавание
русского, в учебный курс введены новые предметы — в частности, церковная
история. В московских школах чтение Священного Писания с толкованием «трудных
мест» было выделено в особый предмет (Священная Герменевтика). Митрополита
Платона не устраивало школьное богословие даже после отхода от «иезуитской»
системы, поэтому, оставив общую структуру — введение в богословие;
догматическое богословие; нравственное богословие — он стимулировал работу
преподавателей по «оживлению» содержания читаемых ими курсов. Митрополит Платон
обращал особое внимание на подготовку студентов своих школ — академии и
Троицкой Лаврской семинарии к пастырскому служению. Эта подготовка
реализовывалась в виде изучения «должностей пресвитеров приходских», чтения
Кормчей с толкованием к практическому применению, изучения правил Вселенских,
Поместных соборов и соборов Русской Православной Церкви, уставов церковных из
Пандектов и Духовного регламента, пасхалии. Все студенты богословского класса
составляли и произносили проповеди и посвящались в чтеца, учились вести и
внебогослужебные поучения[2]. Кроме того, подготовкой
являлось участие в богослужении, с «чтением и пением». Число учащихся в
Московской академии возросло и доходило до 1600 человек. Митрополит Платон старался организовать материальную поддержку
лучших умов, учредив специальные стипендии для лучших студентов[3].
К фамилии этих студентов стали прибавлять вторую – Платонов. Так появляется
целая плеяда «платоновцев», носящих двойную фамилию, многие из которых стали славой
нашего Отечества.
Митрополиту Платону принадлежит
замечательное рассуждение о различии мирского знания и духовного просвещения: «Мирских
училищ предметом есть знание вещей: Духа Святаго предметом есть добродетель.
Люди стараются просветить мысль, Дух Святый просвещает сердце... Великое есть
между ученым и просвещенным различие. Ученый может знать измерение земли,
свойства естественных вещей, течение небесных светил и прочая. Но просвещенный
есть тот, кто знает Бога, кто знает добродетель…»[4].
Сам митр. Платон был не только выдающимся сыном своего «просвещенного века», но
одним из видных представителей «ученого монашества», сумевшего передать эту
традицию в наступающую эпоху рационализма и критического реализма. Ученикам
Платона пришлось сражаться с химерами, рожденными оторванным от света
божественного просвещения разумом. Эта борьба не прекращается и по сей день. А
значит и заветы Московского святителя так же актуальны, как и двести лет назад.
Желая участникам VII Платоновских
чтений творческих успехов и помощи
Божией в освоении и распространении духовного наследия митрополита Платона
(Левшина), хочу напомнить вам поэтические строки, сочиненные князем А. М.
Белосельским и написанные на портрете митрополита Платона в гостиной Вифанских
покоев:
Он нашей церкви честь, ум редкий,
гений славный.
Сильней, чем Августин и Златоусту
равный,
Он Ааронов тон умеет воскрешать
И сердце разума вешанием
возвышать.
Перевод с французского А. И. Любжина[5]
Архиепископ Верейский
Председатель Учебного комитета
Русской Православной Церкви
ректор Московской духовной академии
[1] Виноградов В.П. Платон и Филарет, митрополиты Московские.
Сравнительная характеристика их нравственного облика. СПб., 1913. С.3.
[2] Институт рукописей
Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского. Ф. 312. Д. 461П/175С. Л.
2; Смирнов С. К. История Московской
Славяно-греко-латинской Академии. М., 1855. С.; Он же История Троицкой Лаврской семинарии. С. 241–255.
[3]Конечно, это совпадало и с
общей тенденцией этих лет: учреждались благотворительные общества, при
Московском университете было организовано общество университетских выпускников
— не только для общения, но и для взаимной
поддержки.
[4] Полное собрание сочинений
Платона, митрополита Московского. М.: Издательство П. П. Сойкина. 1913. Кн. II. С. XII. С. 293-294.
[5] В оригинале это четверостишие звучит так:
L'honneur de notre eglise, esprit rare, honnete
homme
D'Aaron meme il sait ressusciter le ton
Et dans l'art de toucher le coeur par la raison
Surpasser Augustin, balancer Chrysostome