|
Богословская лексика мирян, как возможность говорить о своей вереИеродиакон Фаддей (Прядун) студент 3-го курса (Отделение богословия) Доклад прочитанный на IX семинаре «В начале было Слово...», проходившем с 26 по 28 ноября 2010 года в Минской духовной академии. 01 декабря 2010 г.
Ваше Преосвященство, отцы, братья, сестры! Мы сегодня говорим о значении слова в жизни человека, о том, что только понимая значения слов, мы можем найти понимания друг у друга. Тема нашего доклада - «Богословская лексика мирян, как возможность говорить о своей вере» - ставит ряд вопросов, но не находит на них ответы, а только предлагает задуматься о путях решения. В ходе преподавательской деятельности на богословско-катехизаторских курсах для мирян, организованных Миссионерским отделом МДАиС, преподавательский состав обратил внимание на такую проблему, как понимание богословской терминологии слушателями данных курсов. Занятия с учащимися проводятся в течение трех лет по адаптированной семинарской программе. Суть проблемы в том, что наши учащиеся чаще всего запоминают штампы: Един по существу и различен в трех Лицах, Спаситель, спасение, ипостась, но когда задается конкретный вопрос, например: «Что такое ипостась в вашем понимании?», то ответы не однозначны и в этом чаще всего виноваты мы — православные богословы. Вот пример создания такой путаницы. Два издания одной книги творений преп. Иоанна Дамаскина «Источник знания». Первая книга выпущена в 2002 году издательством «Индрик», а вторая выпущена в 2006 г. издательством «Наука» в Санкт-Петербурге. Открыв книгу 3, главу 8 данного сочинения, мы увидим, что в одном из изданий термин «ИПОСТАСЬ» заменен термином «ЛИЧНОСТЬ». «Например, Петр и Павел, поскольку они составляют одно, не исчисляются. В отношении своей сущности составляя одно, они не могут называться двумя естествами; различаясь же в отношении ипостаси, они называются двумя личностями (ὑποστάσεις)[1]» - издательство «Наука», и то же самое место из книги издательства «Индрик»: «... как, например, Петр и Павел, поскольку они соединены, не исчисляются. Ибо, объединяемые определением сущности, они не могут называться двумя природами; различаясь по ипостасям они называются двумя ипостасями[2]» Если посмотреть греческий текст, то становится ясно, что перевод издательства «Индрик» более точен. οἷον ὁ Πέτρος καὶ ὁ Παῦλος, καθὸ μὲν ἥνωνται, οὐκ ἀριθμοῦνται τῷ λόγῳ γὰρ τῆς οὐσίας ἑνούμενοι δύο φύσεις οὐδὲ εἰσὶν οὐδὲ λέγονται, καθ᾿ ὑπόστασιν δὲ διαφέροντες δύο ὑποστάσεις λέγονται[3]. С другой стороны мы не будем спорить, что в словаре Дворецкого слово «ὑποστάσεις, εως [4]» имеет одно из значений - «личность». Как мы видим из приведенных выше отрывков, издательство «Наука» выбрала именно этот вариант перевода т.е. слово «ὑποστάσεις» перевело словом “личность”, но правомерно ли это с точки зрения христианской терминологии? Для понимания значения слова “ЛИЧНОСТЬ” следует свериться с современными толковыми словарями, которые доступны простым христианам посредством интернета. Напоминаем, что в данном контексте, мы рассматриваем проблемму с точки зрения понимания богословской терминологии простыми христианами. «ЛИЧНОСТЬ, 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие "личность" отличают от понятий "индивид" и "индивидуальность". Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями». Современная энциклопедия. 2000; Большой Энциклопедический словарь. 2000. «Личность - <...> Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других». Психологический словарь. 2000. Личность <...> Понятие «Л.» следует отличать от понятий «индивид» (человек как единичный представитель некоего целого — биологического или социального) и «индивидуальность» (совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других). Об индивидуальности можно говорить на разных уровнях (биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом и т. п.). Л. же появляется только с возникновением сознания (См. Сознание) и самосознания (См. Самосознание). Л. является объектом изучения философии, психологии и социологии. Большая советская энциклопедия «I Ли́чность. Понятие «личность» отражает представление прежде всего о живом конкретном индивиде, реальном человеке, обладающем сознанием, мировоззрением и имеющем определенный социальный статус. Оно может быть отнесено только к сознательному, сформировавшемуся человеку, начиная с определенного этапа его индивидуального развития. Т.о. личностью не родятся, а становятся. Человека делают личностью специфические черты, прежде всего его социально-психологические особенности: потребности, интересы, установки, принципы, позиции, особенности эмоциональной сферы, ценностные ориентации и т.п. Ядром Л. являются характер и мировоззрение». 1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг. Таким образом, если слово «ИПОСТАСЬ» заменить словом «ЛИЧНОСТЬ», то получится, что соединение Бога — Сына Божия с человеком Иисусом произошло не сразу, так как у Бого- человека сложная ипостась. А так как личность формируется постепенно, следовательно, и сложная ипостась сформировалась постепенно. Значит, было время, когда соединения Бога-Сына и человека Иисуса не было. Преп. Иоанн Дамаскин говорит: «ипостасной называется природа, воспринятая другою ипостасью и в ней получившая свое бытие. Отсюда и плоть Господа, не существовавшая самостоятельно ни в один момент времени, не есть ипостась, а скорее нечто воипостасное; ибо, будучи воспринята ипостасью Бога Слова, она в ней существует и имела, и имеет ее своей ипостасью»[5] Поэтому если мы заменим слово «ИПОСТАСЬ» на слово «ЛИЧНОСТЬ», то вновь возвратимся к христологическим спорам. Далее мы рассмотрим, по тому же принципу, еще два слова: «ипостась» и «лицо». «ИПОСТАСЬ (от греческого hypostasis - сущность, основание), <...> В христианстве начиная с патристики термин "ипостась" (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого Бога (смотри Троица)». Современная энциклопедия. 2000; Большой Энциклопедический словарь. 2000. «... Начиная с VI века, согласно словоупотреблению, принятому вслед за Василием Великим и Григорием Богословом Вторым Вселенским собором, слово ипостась всей церковью употребляется как синоним лица: "един Бог в трех ипостасях или лицах". Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. ИПОСТАСЬ «В тринитарных спорах 4 в. при истолковании формулы «одна сущность божества и три неслиянных и нераздельных единосущных И.» синонимия И. и сущности была устранена: сущность преимущественно стала пониматься как общее в отличие от И. как единичного — совокупности сущности и акциденций (каппадокийский кружок, Иоанн Фило-пон, Иоанн Дамаскин). Для обозначения суммы акциденций первоначально употреблялся термин (лик, личина, маска), ставший затем (в 4—6вв.) синонимом И. В христологич. спорах 5—7 вв., применительно к истолкованию богочеловеч. личности Христа, была разработана концепция сложной И. как результата соединения двух сущностей, или природ (Леонтий Византийский, Максим Исповедник и др.)». (Источник: «Философский энциклопедический словарь». Издательство «Советская энциклопедия», 1983.) И в других словарях; Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006; Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998; Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000; Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998. формулировки подобны выше приведенным. Подводя итог, выведем следующее определение слову «ИПОСТАСЬ»: Ипостась обозначает индивидуум, а также отдельное лицо[6] — совокупности сущности и акциденций или ипостась это человек с определенными чертами лица, характера, цвета волос, личности, памяти зрения вкуса, ума и т. д., также понятие «ИПОСТАСЬ» применялось Святыми отцами и по отношению к неодушевленным предметам. Словами прп. Иоанна Дамаскина можно подытожить все выше сказанное: «Следует заметить, что святые отцы названиями: ипостась, лицо и индивид, обозначали одно и то же: именно то, что, состоя из субстанции и акциденций, существует само по себе и самостоятельно, различается числом и выражает известную особь, например Петра, Павла, определенную лошадь»[7]. А в заключении следует дать определение слову «ЛИЦО» (не путать со словом «личность»). Лицо «<...> Человек вообще, человек, как отдельный индивидуум. 5. Грамматическая категория, показывающая, идет ли речь о говорящем (первое лицо), или о том, с кем он говорит (второе лицо) <...>. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940. Лицо Нуждающееся «лицо, которое не в состоянии удовлетворить собственные необходимые материальные и духовные потребности». Словарь бизнес-терминов. 2000. «ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО - гражданин (иностранный гражданин, лицо без гражданства) как субъект гражданского права, в отличие от юридического лица, являющегося коллективным образованием. См. также Гражданин». Юридический словарь. 2000. Но лучше всего значение слова «ЛИЦО» иллюстрирует ниже приведенный текст. Речь идет об Александре I: «Часто говорят, что идеи, внушенные Лагарпом, были не национальными; но другие ЛИЦА[8] (сама Екатерина, Салтыков, Протасов, Муравьев, Самборский и пр.) могли бы пробудить и развить национальные чувства в Александре. Если Лагарп в отношении Александра оказался сильнее всех перечисленных ЛИЦ, вместе взятых, то в этом виноват не Лагарп. ». Биографический словарь. 2000. Как видно из выше перечисленных примеров употребление слова «ЛИЦО» выражает все характеристики индивидуального человека т.е. рост, вес, ум, черты лица, социальное положение и т.д., таким образом, оно стоит близко с определением слова «ИПОСТАСЬ», но совершенно отлично от значения слова «ЛИЧНОСТЬ». Мы уже показали выше, что богословская терминология не должна быть двусмысленной и для катехизации членов Церкви мы должны использовать выверенные и понятные термины. Православное же богословие возвышенно и для того, чтобы быть: «...всегда готовы(м) всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15), мы не имеем право допускать запутанность богословской терминологии. Посмотрите на догматику ислама: «Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог – Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков – это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед «выше»[9] их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), <...> что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу»[10]. И до какой степени сложна христианская догматика, поэтому, на наш взгляд, задача современного православного богослова - дать в руки христиан простое и эффективное оружие в виде четкой, ясной и понятной богословской терминологии, не вызывающей двоякого толкования, позволяющая эффективно противостоять незамысловатому богословию инославных. [1] Творения преп. Иоанна Дамаскина «Источник знания», изд. «Наука», серия «Слово о сущем». Спб.: 2006 г. [2] Творения преп. Иоанна Дамаскина «Источник знания», Научное издание. изд. «Индрик» М.: 2002 г. [3] Expositio fidei 3, 52. [4] Словарь Дворецкого Alpha — древнегреческий — русский словарь. [5] Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знаний. Философские главы, изд. «Индриг» - М.: 2002 г. С. 91 [6] Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знаний. Философские главы, изд. «Индриг» - М.: 2002 г. С. 83. [7] Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знаний, изд. «Индриг» - М.: 2002 г. С. 91 [8] Выделено автором. [9] Закавычено автором данной статьи. [10] http://www.humanities.edu.ru/db/msg/66912 - Медников А.С. Догматика ислама // Актуальные проблемы политологии: Сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов. / Отв. ред.: д.ф.н., проф. В.Д. Зотов. – М.: МАКС Пресс, 2001. – С. 183–185. - мы намерено приводим чужую точку зрения, дабы нас не обвинили в предвзятости. См.также:
В Минской духовной академии прошел IX семинар «В начале было Слово...» [Новость]
[30 ноября 2010 г.]
|
06 декабря 2018 г.
6 декабря 2018 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, престольный праздник домового храма воинской части в поселке «Совхоз». Священнослужители Московской духовной академии около 10 лет окормляют приход этого храма.
19 ноября 2018 г.
С 12 по 18 ноября состоялась поездка студентов 3 курса бакалавриата Московской духовной академии в Бежецкую и Весьегонскую епархию в рамках миссионерской практики. В течение недели студенты посетили школы, дома престарелых в Сандовском, Молоковском, Краснохолмском, Весьегонском, Сонковском районах.
18 сентября 2018 г.
19 сентября пройдет общее собрание сотрудников миссионерского отдела Московской духовной академии. Приглашаются желающие принять участие в миссионерском служении.
13 августа 2018 г.
C 31 июля по 12 августа 2018 г. трое студентов Московской духовной академии – иерей Рустик Лужинский (студент 2 курса магистратуры, отделения РДС), чтец Александр Сергеев и чтец Игорь Шкляр (студенты 4 курса бакалавриата) – по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря приняли участие в миссионерской поездке по Евпаторийскому благочинию Симферопольской и Крымской епархии.
|