11 ноября 2010 г.
История
освоения земель Воловского края в первой половине XVII века связана с именем дворян Сахаровых. Так, в 1628
году Богдан Юрьевич Сахаров царем Михаилом Федоровичем был пожалован землей в
Диком поле, по реке Красивая Меча и речке Турдей, где находились пустоши Дикое
Поле, Дубровка, Заречная. Освоение земель Б.Ю. Сахаровым началось с размещения
своего имения при слиянии реки Красивая Меча и речки Турдейки. Это дало начало
поселению под названием Турдей. Сахаровыми-Рождественскими было основано село
Рождествено, в котором в 1770 году была построена церковь в честь иконы Божией
Матери «Всех скорбящих Радость». В это село к надворному советнику Стратонику
Ивановичу Сахарову часто наезжал Андрей Тимофеевич Болотов. С. И. Сахаров на
своих землях обосновал еще одно селение – деревню Сахаровка. Деревня быстро
росла, заселялась приезжими людьми, и
уже в 1857 году в ней проживало 390 человек.
В конце XIX века деревня Сахаровка была куплена
дворянином Николаем Чижовым для своей дочери — Марии, единственной наследницы
богатого достояния. Она никогда не выходила замуж. А в 1891 году начала
строительство церкви в Сахаровке. У местных старожилов остались о Марии
Николаевне только хорошие воспоминания, и они дошли до наших дней через
поколения. Она очень по-доброму относилась к своим слугам. Староста, кучер
обедали с ней за одним столом. Не отказывалась быть крестной матерью у их
детей. Помогала беднякам, давала в долг, а долги не взыскивала, построила в
селе богадельню. Период управления Марии Николаевны Чижовой стал временем
расцвета села Сахаровки.
Каменная церковь святого
благоверного князя Александра Невского с колокольней в селе Сахаровке была
построена в 1903 году тщанием местной помещицы из дворянского сословия Марии
Николаевны Чижовой. В начале XX
века церковь была покрыта железом и окрашена медянкой. Престольный праздник в
селе отмечался 30 августа по старому стилю (12 сентября по новому стилю). В
приходе церкви святого благоверного князя Александра Невского состояли
следующие селения: с. Сахаровка, д. Александровка, д. Банные Выселки, д.
Озерки, д. Таушева, д. Соболевка, д. Сухие Плоты.
По штатному расписанию при церкви
был псаломщик и священник. Жалования они не получали, а содержались за счет
кружечных доходов, которых в 1916 году было до 450 рублей. При церкви была
усадебная земля вместе с погостом церковным площадью 2 десятины 720 квадратных
саженей, пахотная земля — 32 десятины 980 квадратных саженей, сенокосная — 473
квадратных сажени, мелкого леса — 2 десятины 947 квадратных саженей на
расстоянии полуверсты от церкви, всего — 37 десятин. Церковь с земель получала
в среднем ежегодно до 7 рублей дохода. На церковной усадебной земле
располагались деревянные дома для священнослужителей и церковнослужителей,
причем к дому священника была пристроена кирпичная кухня, — все эти строения
были построены в 1906 году на средства помещицы М. Н. Чижовой. При церкви
располагалась также церковная караулка, построенная в 1909 году.
В приходе церкви находились три
земские школы: 1) школа в селе Сахаровке, помещавшаяся в здании помещицы М. Н.
Чижовой; 2) в деревне Озерки, в наемном доме крестьянина и 3) в деревне Банных
Выселках, в наемном доме крестьянина. Церковно-приходской школы при церкви не
было.
С 1903 года в земской школе села
Сахаровки преподавала дочь священника села Солодилова Манефа Сергеевна
Троицкая, в 1898 году окончившая Тульское епархиальное женское училище; ранее,
с 1898 года, она два года преподавала церковно-приходской школе села Мещерское
Чернского уезда, один год в деревне Могучине Богородицкого уезда, один год в
частном доме купца Чухрова и один год в Ефремовском уезде у помещика Кудрявцева.
С 1916 года в земской школе
деревни Банных Выселок учительницей была крестьянка Екатерина Михайловна
Полторыхина, в 1914 году окончившая курс Богородицкой женской гимназии; до 1916
года она преподавала в селе Кузовке Богородицкого уезда.
С 1911 года в земской школе
деревни Озерки учительствовала крестьянка Елизавета Ивановна Пчеликова, в 1905
году окончившая Ефремовскую прогимназию; до 1911 года она три года преподавала
в Морковщинской сельской школе и два года при станции Караси Сызрано-Вяземской
железной дороги.
В 1916 году настоятелем церкви
был священник Иоанн Васильевич Щеглов. Он родился в 1864 году в семье
священника. В 1879 году окончил Веневское духовное училище. С 1885 года состоял
учителем в церковно-приходских школах и был еще псаломщиком при Казанской
церкви села Богородицкого Богородицкого уезда (с 1895 года), диаконом при
Михаило-Архангельской церкви села Черняевка Богородицкого уезда (с 1 января
1898 года). С 1906 по 1916 год был законоучителем в Сахаровской, Озерской и
Соболевской земских школах. В 1896 году отец Иоанн за труды по народному
образованию был награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» для
ношения на Александровской ленте. Среди его наград — серебряная медаль в память
25-летия церковно-приходских школ, нагрудный знак и светло-бронзовая медаль в
память 300-летия Царствования в России Дома Романовых. В семействе у него были:
жена Анна Иоанновна (р. 13 января 1874 года) и дети — Любовь (р. 11 сентября
1898 года; в 1916 году обучалась в Белевском епархиальном женском училище),
Павел (р. 1 октября 1900 года; в 1916 году обучался в Тульской духовной
семинарии), Алексий (р. 10 февраля 1903 года; в 1916 году обучался в Белевском
духовном училище), Олимпиада (р. 28 апреля 1905 года; в 1916 году обучалась в
Белевском епархиальном женском училище), Надежда (р. 25 августа 1909 года),
Валентина (р. 27 июня 1912 года).
При церкви служил псаломщик
Александр Михайлович Никольский. Он родился в 1880 году в семье личного
почетного гражданина. В 1897 году окончил курс Епифанского уездного училища. В
1903 году определением епархиального начальства был допущен к исполнению
псаломщической должности при церкви села Сретенского-Любашевки Ефремовского
уезда. в 1909 году, согласно прошению, был допущен к исполнению должности псаломщика
к церкви села Сахаровки. В 1912 году был утвержден в должности псаломщика. 13
мая 1914 года был посвящен в стихарь. 27 сентября 1916 года был взят на военную
службу. В семействе у него были: жена Антонина Петровна и дети — Николай (р. в
феврале 1910 года), Анатолий (р. 15 февраля 1913 года) и Лидия (р. 31 декабря
1914 года).
С 1906 по 1916 год старостой при
церкви был крестьянин деревни Таушева Григорий Димитриевич Матюхин (р. в 1853
году; его жена Татьяна Титова, 1854 г. р.).
В 1916 году в селе Сахаровке было
77 домов, 214 душ мужского пола и 314 душ женского пола; в деревне Банных
Выселках — 42 дома, 248 душ мужского пола и 173 души женского пола; в Озерках —
39 домов, 135 душ мужского пола и 161 душа женского пола; в Таушеве — 33 дома,
117 душ мужского пола и 126 душ женского пола.
В годы революции и гражданской
войны, в годы массовых репрессий верующих и разрушений храмов коренным образом
изменилась жизнь села. Мария Николаевна Чижова была вынуждена покинуть свое
поместье, уехала ночью, как говорят, с одним чемоданчиком. А церковь и верующие
пережили все ужасы гонений 1920–1930-х годов. О том, когда была закрыта
церковь, точных данных нет. Но старожилы вспоминают: кто родился в 1930 году,
был крещен в сахаровской церкви, рождённых же в 1931 году крестили уже в других
церквях. Можно предположить, что храм закрыли в 1931 году. После закрытия храм
подвергся окончательному разграблению. В годы коммунистического режима в церкви
находилась школа, потом — клуб, а затем — склад. Москвич Михаил Юрьевич
Богатырёв в память о своих предках, проживавших в Сахаровке, построил часовню,
которая была открыта и освящена 17 октября 2009 года. «Сейчас здание церкви
стоит пустое, разрушенное и никому не нужное, как и сама Сахаровка. И вместе
они доживают свой век…», — с сожалением и переживанием за судьбу села пишет учащаяся
8-го класса Сухоплотавской школы Олеся Садонина в мини-исследовании «История
села Сахаровка и церкви святого благоверного князя Александра Невского». Сейчас
в селе проживают 25 человек, большинство из которых — старики, колхозные здания
разрушены, а жилье — ветхое.
При подготовке статьи использованы: Государственный архив Тульской
области. Ф. 3. Оп. 17. Д. 268; Малицкий
П. И. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895; Садонина О. История села Сахаровка и церкви святого благоверного
князя Александра Невского. Сухие Плоты, 2009.
Прекрасной иллюстрацией к истории
села Сахаровка и церкви святого благоверного князя Александра Невского стала
работа учащейся 8-го класса Сухоплотавской школы Олеси Садониной, занявшая в 2009 году на ежегодном Тульском
областном краеведческом
конкурсе «Тульский край — Земля Православная», посвященном 900-летию памяти просветителя вятичей — святого Кукши, 2-е место в
конкурсе творческих письменных работ. Это мини-исследование — задушевный
фоторассказ о судьбе российской провинции. Оно проникнуто любовью к Родине,
печалью о современном состоянии села и верой и надеждой на его возрождение.
Мини-исследование учащейся 8-го класса МОУ «Сухоплотавская ООШ» Олеси Садониной «История села Сахаровка и церкви святого благоверного князя Александра Невского»