Проповедь произнесена в Покровском академическом храме 29 декабря 2013 года.
08 января 2014 г.
Сегодня мы совершаем память святых праотец – всех святых Ветхого Завета. Именно благодаря им состоялось пришествие Христа Спасителя в мир, потому что это зависело от способности рода человеческого принять эту тайну. И Пресвятая Дева Мария, и святые апостолы, и первые христиане Новозаветной Церкви – плоды этой ветхозаветной святости.
Они делами доказали, что они народ избранный. Хотя жили они в темные, тяжелые времена, окружены были язычниками, не видели еще евангельского света, однако так угодили Богу, что сияют нам подобно ярким звездам из тьмы веков. Они прошли свой жизненный путь, чуткими зову Божию: ни богатство и наслаждения мира, ни тьма заблуждений язычества, ни бремя скорбей земных - ничто не заглушало для них голоса Божия, и теперь они счастливые гости на вечере в Царстве Своего Небесного Отца.
Нам хорошо известен еще один их благословенный плод: ведь праотцы явились провозвестниками Божественного Откровения, которое зафиксировали в книгах Священного Писания. На протяжении многих веков для миллионов людей это Писание служило и поныне служит источником Богопознания, откровением Божественной воли и светочем на пути ко спасению. Даже перевод этого Писания на греческий язык – перевод семидесяти, Септуагинта, который почитался Св. Отцами в древней Церкви как богодухновенный - тоже плод святых праотцев. Именного с Септуагинты был сделан перевод Священных книг Ветхого Завета на славянский язык для славянских народов.
Но сегодня в евангельском чтении за Божественной Литургией мы слышали притчу о званных на вечерю. И эта притча, прежде всего, говорит нам об иудеях, не принявших Христа Спасителя. Напрасно уповали они на то, что они – народ избранный. Бог отверг их и призвал в Свое Царство мытарей и грешников – их понимали Отцы под образом в притче нищих, увечных, хромых и слепых, а потом послал искать по дорогам и изгородям - это язычники, которыми были и наши предки. А избранный народ стал народом отверженным, ибо для них были сказаны страшные слова: «Никто из тех званных не вкусит Моего ужина, ибо много званных, но мало избранных». Какие же плоды принес этот народ после своего отпадения. Во-первых, они стали гонителями и врагами Церкви Христовой. Во-вторых, в лице своих мудрецов-масоретов совершили ревизию текста Священного Писания так, что были искажены мессианские пророчества, т.е. в которых говорилось о Христе. Например, псалмопевец в переводе 70 говорит: «Из чрева прежде денницы родих Тя» (Пс. 109, 3),т.е. прежде всей твари Сын Божий рожден от существа Отца, как Бог от Бога, а в переводе с масоретской Библии: От чрева, от зари – тебе роса юности твоей. Или у пророка Исайи: «Горе души их, зане умыслиша совет лукавый на себе самих, рекше: свяжем Праведнаго, яко непотребен нам есть. Убо плоды дел своих снедят» (Ис. 3, 9-10). Т.е. видно пророчество о ненависти фарисеев к Праведнику Мессии. А вот в МТ: «Горе душе их!ибо сами на себя навлекают зло. Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих».
Вот сегодня мы отмечаем также память прор. Даниила и трех отроков. В книге пророка Даниила говорится, что когда по приказу Навуходоносора отроков ввергли в вавилонскую печь, царь говорит советникам, что он вместо трех видит четырех мужей, ходящих среди огня невредимо «и зрак четвертого подобен Сыну Божию» (Дан. 3, 91-92). Это по переводу 70, а в МТ: «А четвертый похож по виду на ангела Божьего». Тем самым Мессия лишается Божественного происхождения. Или место из 39 псалма, на которое ссылается ап. Павел в Послании к евреям: «Жертвы и приношение не восхотел еси, тело же свершил Ми еси» (Пс. 39, 7). Это в переводе 70, т.е. говорится от Лица Иисуса Христа о Его воплощении, а вот масореты: «жертв и даров не хочешь, уши Ты открыл мне». И таких мест достаточно много (более 30). Св.муч. Иустин Философ говорит, что иудеи «исключили многие места, ясно свидетельствующие о Божестве, человечестве и крестной смерти Распятого». Именно поэтому нам надо дорожить славянским текстом Ветхого Завета, сделанным с перевода 70.
Было также изменено летоисчисление, а ряд книг, на которые ссылаются Иисус Христос и Апостолы в Новом Завете и которые переводили семьдесят толковников, вообще были выброшены из священного канона. Но и это еще не все. Духовные руководители еврейского народа, исказив Священное Писание, издали сборник тайных знаний – Талмуд, которому придали божественный авторитет высший, чем закону Моисея. И постепенно иудейские вожди вытеснил Библию Талмудом, чтобы еврейский народ не познал из Священного Писания, что на Христе исполнились все пророчества и не надо ждать другого Мессию. А потом создали религию человеческой гордости - каббалу, соединив искаженный смысл Библии с языческой мистикой и философией и усвоив себе кощунственный взгляд на Бога. И эта каббала стала неотъемлемой частью иудейской духовной традиции.
Вот какая духовная деградация произошла с избранным народом, не отозвавшимся на Божественный призыв.
Но в притче говорится не только об иудеях. Кто такие званные – это все христиане и мы с вами, ибо Церковь – общество званных, само слов Церковь от глагола звать, созывать, т.е. званных на вечерю Царствия Небесного. Мы видим, что причины, по которым многие современные христиане не идут за Христом, они как бы универсальны для разных времен: это материальное богатство - поле, земные заботы и работа - волы и чувственные наслаждения – брак. Ради всего этого мы часто забываем о Боге и вечности, потакаем своим страстям, пренебрегаем церковными Таинствами. Видя умножение зла и греха в мире, люди часто успокаивают себя: неужели все погибнут, авось, Господь их спасет как-нибудь, может через адские муки, помучаются какое-то время и спасутся все. Собственно, как говорят святые отцы, в этом и задача диавола и бесов - как можно больше людей сделать достойными ада, чтобы Бог, не желая допустить гибели стольких людей, в конце концов будет вынужден их помиловать, а с ними и самих падших ангелов без всякого с их стороны покаяния. Тут как тут являются успокаивающие тревожную совесть богословские суждения: муки, дескать, будут вечными, но не бесконечными. Но не будем, дорогие братья и сестры, обманывать себя и других. «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6, 7), «не приселится к Нему лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очами Божиими» (Пс. 5,5-6). «Да возмется нечестивый, да не видит славы Господней», -говорит Священное Писание. Если человек всю свою жизнь думал и заботился только о земном, о деньгах, карьере, квартирах, дачах, машинах, развлечениях, если всю свою сознательную жизнь провел в грехах, в непрестанной заботе о тленном, такой человек по выходе из тела не сможет преобразиться для жизни в Боге. Мы видим из житийной литературы и из жизненных ситуаций современности, что тот, кто побывал в том, загробном, мире и вернулся на землю, кардинальным образом меняет свою жизнь: например, уходит в затвор и молчит или никогда не смеется и т.п. Т.е. это говорит о том, что там все очень серьезно.
Мы не должны без внимания оставлять эти свидетельства, устроенные Промыслом Божиим именно для укрепления нашей веры в посмертное воздаяние. Вот недавно в Тверской области скончалась одна благочестивая старушка, которая несла послушание при мужском монастыре. Она очень многим людям помогала, всех ободряла и утешала так, что на ее похоронах было множество народа, даже руководители предприятий города. К тому же она терпела несколько месяцев перед смертью тяжелейшую болезнь с мучительными болями и ничем не выдавала своей муки. И вот на 9-й день она явилась во сне одному иноку монастыря и сказала, что сама она прошла мытарства, но вы, говорит, смотрите, не пренебрегайте этим, потому что там все очень серьезно. В притче говорится, что на царской трапезе есть не занятые места. Об этом свидетельствуют нам и явления из загробного мира, где показаны в местах мучений люди как бы как селедки в бочке, а в раю ходят единицы. Свт. Иоанн Златоуст, будучи на Константинопольской кафедре, говорил, обращаясь в проповеди к народу: «Сколько вы думаете христиан в Константинополе? 100 тысяч человек! А спасается только сто, и то в некоторых я сомневаюсь».
Преп. Симеон Новый Богослов учит, что рожденный в мир пусть не думает, что он родился для того, чтобы наслаждаться миром и вкушал его радости, ибо если бы это было целью рождения, то он бы не умирал. Рождается же, чтобы достигнуть через подвиг добродетельной жизни высоты святости, сделаться достойным обитать в небесных обителях, в сонме ангелов.
И вот, дорогие братья и сестры, приближается праздник Рождества Христова. Мы вспоминаем пришествие в мир Христа Бога, пришедшего в смиренном человеческом образе, в зраке раба. Это тот Раб из сегодняшней притчи, который был послан созвать на приготовленную для всех нас великую вечерю. Постараемся не отрицаться от нее не только на словах, но и делами своими: маловерием, коснением в грехах, пристрастием к тленным земным благам и скоропреходящим удовольствиям, дружбой с миром и многострастной плотью, которые не допускают нас думать о Боге и любить Его и ближнего своего. В эти оставшиеся дни Рождественского поста прибегнем к искреннему покаянию, потому что это единственное средство, которое сообщает душе человека расположение и стремление к благам небесной вечери. Вечеря Божия – удел только избранных, искренно возненавидевших грех и по мере сил возлюбивших правду и Бога. Без покаяния и очищения от скверны греха у грешника нет ни охоты, ни желания вечных благ, как у тяжелобольного нет желания и стремления к пище. Без покаяния мы можем услышать там грозные слова: Как ты вошел сюда, не имея брачной одежды? И суровый приговор: Связав ему руки и ноги, выбросьте его вон, во тьму кромешную. Покаяние же очистит нашу оскверненную совесть и душу, даст нам брачную одежду – чистоту душевную, и отворит нам небесный чертог в Царстве Отца нашего Небесного. Аминь.