Проповедь произнесенная в неделю
Пятидесятницы в Покровском храме Московской духовной академии, 7 июня
2009 года
22 мая 2010 г.
Сегодня, — дорогие отцы, братья и сестры,
— Святая Церковь празднует Сошествие Святого Духа на апостолов.
Это событие произошло в праздник Пятидесятницы, когда
в Иерусалимском храме народ Израильский приносил Богу жертву за собранный
урожай. В праздник Пятидесятницы евреи торжественно вспоминали, как Господь
вывел их по обетованию из Египетского рабства, даровал Заповеди и заключил с
народом Своим завет на Синайской горе. В течение многих лет исполнение
заповедей Божиих оберегало еврейское общество от духовного разложения и
уклонения в идолопоклонство, способствовало сохранению единства народа. Из
среды этого народа должен был родиться Спаситель, обещанный Мессия. Поэтому
праздник Пятидесятницы был днем особой радости. Иудеи со всего мира стекались на
эти дни в Иерусалим. Как сказано в Книге Деяний святых апостолов, в тот день в городе
Иерусалиме «находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом».
В эту пору ученики Спасителя с Матерью Божией
пребывали все вместе в Сионской горнице, в единодушии и молитвах. И произошел в
то время шум как бы ветра несущегося с неба и в виде огненных языков на
собравшихся в Сионской горнице снизошел Святой Дух. И тогда они исполнились
Духа Святого, и начали говорить на языках разных народов.
Дорогие отцы, братия и сестры! Первые слова, которые
звучат в устах ребенка — это имена самых дорогих, близких людей — прежде всего отца
и матери. Первыми словами апостолов в день Пятидесятницы, в день рождения Церкви,
были слова о Христе. Вдохновленный Духом Святым, святой апостол Петр рассказал
о Том, Кого видел своими очами, Кто заботился о нем, Кто напитал его Своим
Пречистым Телом и Кровью и отдал за него Свою жизнь. Он рассказал о нашем
Спасителе.
Однажды Спаситель
сказал Своим ученикам, что Святой Дух научит их всему и напомнит им обо всем, что Он говорил им. «Он прославит Меня,
потому что от Моего возьмет и возвестит
вам, — так сказал Спаситель о Святом Духе. — Все, что имеет Отец, есть
Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит
Вам» (2 Иоан. 16:15). Святой Дух приходит к человеку, чтобы человек мог прийти ко
Христу. Святой Дух соединяет нас с Сыном и Отцом.
Святой Дух и доныне живописует взору всего
человечества благодеяния Божии от начала творения мира до времени, когда
откроется Царство будущего века. Бог сотворил мир, Он украсил его и ввел в него
человека. Когда же человек отпал от Бога, то Бог не отступил от него «вся
творя» — Он посылал пророков, даровал заповеди, наконец, послал Сына Своего, чтобы
всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Сын Божий стал человеком
и разделил с нами все условия человеческого существования — радость рождения и
ужас смерти, труд ремесленника и ответственность учителя, разделил горечь
предательства со стороны самых преданных и счастье любви, смиряющейся до
страдания и смерти. Все это испытал наш Спаситель, устрояя дело нашего
спасения, «дондеже нас на небо возвел еси, и Царство даровал еси будущее».
Своей Кровью на Кресте Единородный Сын Божий начертал
новый завет с человеком и этот завет печатлеется и будет печатлеться из рода в
род — силой Святого Духа, «не на каменных скрижалях, но в сердце человека».
Святой Дух, явленный в таинстве Евхаристии, напоминает
нам о совершившихся ради нас благодеяниях Христа — воплощении, кресте, гробе,
тридневном воскресении, восхождении на небеса и седении одесную Бога Отца, а
также о тех, которые будут явлены в последний день, когда грядет второе и славное
пришествие Христа.
Начиная с самого дня Пятидесятницы, когда около трех
тысяч человек покаянием и крещением заключили новый завет с Богом, Святая
Церковь щедро раздает «огненные языки — дары Святого Духа» всем людям, приобщая
мир Господу Иисусу Христу и преображая его.
Дух один, однако дары Его различны — это потому, что Сам Господь хочет, чтобы мы не
замыкались на себе, но служили друг другу — каждый всем, что имеет, и таким
образом все вместе составляли Едино Тело Христово — Святую Церковь.
«Велико и поистине почти неисчислимо число мужей, жен
и детей, — говорит преподобный Максим
Исповедник, — которые разнятся и сильно отличаются друг от друга родом и
видом, национальностью и языком, образом жизни и возрастом, умонастроением и
искусством, обычаями, нравами и навыками, занятиями и положением в обществе, а
также судьбами, характерами и душевными свойствами. Оказываясь же в Церкви, они
возрождаются и воссозидаются Духом; Она и дарует, и сообщает всем в равной мере
единый божественный образ и наименование — то есть быть и называться
Христовыми. И еще Она дарует им, в соответствии с верой, единую и простую,
неделимую и нераздельную связь... Это единство совершает Сам Бог. Смягчая и
умеряя различия людей, Он возводит их к единству с Собой — Причиной, Началом и
Концом».
Пророк Моисей для описания в творении мира действий
Святого Духа употребляет слово, выражающее заботу птицы, своим теплом
согревающей птенцов. Нечто подобное мы видим и в Церкви — Святой Дух сообщает
Церкви неисчерпаемую живоносную силу, которая проникает и определяет все ее
устройство, весь ее рост и движение. Святой Дух поставляет епископов, врачует наши немощи и восполняет нашу
скудость, готовит нас к сретению грядущего Христа и жизни будущего века.
Родивши нас однажды в купели Святого Крещения, для жизни со Христом, Святой Дух
никогда не оставляет нас, но наставляет и всегда напоминает нам о сокровенной цели
всей нашей жизни. Касаясь совести, Святой Дух открывает человеку многие ошибки
и недостатки, заставляет беспокоиться и вновь
пытаться исправить свою жизнь. Он обличает во грехе, до тех пор пока мы
совершенно совлечемся ветхого человека, тлеющего в грехах, и облечемся в
нового, созданного по образу и подобию Божию. Он не добавляет к составу
человеческого естества новые элементы, но существующие, — ум, волю и чувства, —
приводит в порядок. Как гармония Всего физического мира обеспечивается
Божественными энергиями и законами, проникающими все мироздание, так и порядок в
душе созидается человеком в непрестанном соработничестве со Святым Духом. Ум, дивно
очищенный и вскормленный Духом Святым через слово Священного Писания,
изменяется сам и изменяет всю жизнь человека, он направляет нашу волю в неукоснительное
послушание Христу. Святой Дух живописует в нашем сердце Иисуса Христа, доколе
Христос не вообразится в нас, доколе мы не приобретем обновленные чувства и ум
Христов, когда мы сможем сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.
2, 20).
Дорогие отцы, братья и сестры! Святой апостол Лука
указывает нам характерные признаки жизни
христианской общины — пребывание в учении апостолов, в общении и
единодушии, в преломлении хлеба и молитвах. Святая Церковь призывает нас
«собраться в единой вере и в Иисусе Христе» в таинстве Евхаристии. Святая
Евхаристия принимает и освящает нас благодатью Господа Иисуса Христа, любовью
Бога Отца, через причастие Святого Духа. Через
Иисуса Христа, — по слову святого апостола Павла, — мы имеем доступ к
Отцу. Господь наш Иисус Христос преподает нам Свои Пречистые Тело и Кровь,
соединяя нас через Себя со Своим и нашим Отцом. Мы посвящаем всю нашу жизнь,
отдаем самих себя Христу Богу и таинственно приобщаемся жизни, существующей в
недрах Пресвятой Троицы. Наши души и телеса
становятся храмами Духа Святаго, обителью Пресвятой Троицы. Можно
сказать, что Литургия Святым Духом и огнем крестит
человека и уже предобручает нас грядущему Царству Отца и Сына и Святого
Духа. Из этой купели выходят святые, возникает рай, мы рождаемся в вечность.
Дорогие отцы, братия и сестры! Каждый из нас некогда
пришел в Церковь и обручил себя Христу, точнее — Святая Церковь обручила нас Святым
Духом с Господом нашим Иисусом Христом в таинстве Святого Крещения. Будем же
хранить это обручение, будем почаще прикасаться ко Христу в молитве, в чтении
слова Божия, в святых Таинствах. Будем чаще
приобщаться Ему в таинстве Святой Евхаристии. Духом
Святым да обновит Он, Создатель наш, наш ум и волю, всю нашу жизнь, чтобы и нам
стать сожителями святых, гражданами грядущего Царства Небесного. Аминь.