АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Сошествие Святого Духа на апостолов


Проповедь произнесенная в неделю Пятидесятницы в Покровском храме Московской духовной академии, 7 июня 2009 года
22 мая 2010 г.

Сегодня, — дорогие отцы, братья и сестры, — Святая Церковь празднует Сошествие Святого Духа на апостолов.

Это событие произошло в праздник Пятидесятницы, когда в Иерусалимском храме народ Израильский приносил Богу жертву за собранный урожай. В праздник Пятидесятницы евреи торжественно вспоминали, как Господь вывел их по обетованию из Египетского рабства, даровал Заповеди и заключил с народом Своим завет на Синайской горе. В течение многих лет исполнение заповедей Божиих оберегало еврейское общество от духовного разложения и уклонения в идолопоклонство, способствовало сохранению единства народа. Из среды этого народа должен был родиться Спаситель, обещанный Мессия. Поэтому праздник Пятидесятницы был днем особой радости. Иудеи со всего мира стекались на эти дни в Иерусалим. Как сказано в Книге Деяний святых апостолов, в тот день в городе Иерусалиме «находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом».

В эту пору ученики Спасителя с Матерью Божией пребывали все вместе в Сионской горнице, в единодушии и молитвах. И произошел в то время шум как бы ветра несущегося с неба и в виде огненных языков на собравшихся в Сионской горнице снизошел Святой Дух. И тогда они исполнились Духа Святого, и начали говорить на языках разных народов.

Дорогие отцы, братия и сестры! Первые слова, которые звучат в устах ребенка — это имена самых дорогих, близких людей — прежде всего отца и матери. Первыми словами апостолов в день Пятидесятницы, в день рождения Церкви, были слова о Христе. Вдохновленный Духом Святым, святой апостол Петр рассказал о Том, Кого видел своими очами, Кто заботился о нем, Кто напитал его Своим Пречистым Телом и Кровью и отдал за него Свою жизнь. Он рассказал о нашем Спасителе.

Однажды Спаситель сказал Своим ученикам, что Святой Дух научит их всему и напомнит им обо всем, что Он говорил им. «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам, — так сказал Спаситель о Святом Духе. — Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит Вам» (2 Иоан. 16:15). Святой Дух приходит к человеку, чтобы человек мог прийти ко Христу. Святой Дух соединяет нас с Сыном и Отцом.

Святой Дух и доныне живописует взору всего человечества благодеяния Божии от начала творения мира до времени, когда откроется Царство будущего века. Бог сотворил мир, Он украсил его и ввел в него человека. Когда же человек отпал от Бога, то Бог не отступил от него «вся творя» — Он посылал пророков, даровал заповеди, наконец, послал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Сын Божий стал человеком и разделил с нами все условия человеческого существования — радость рождения и ужас смерти, труд ремесленника и ответственность учителя, разделил горечь предательства со стороны самых преданных и счастье любви, смиряющейся до страдания и смерти. Все это испытал наш Спаситель, устрояя дело нашего спасения, «дондеже нас на небо возвел еси, и Царство даровал еси будущее».

Своей Кровью на Кресте Единородный Сын Божий начертал новый завет с человеком и этот завет печатлеется и будет печатлеться из рода в род — силой Святого Духа, «не на каменных скрижалях, но в сердце человека».

Святой Дух, явленный в таинстве Евхаристии, напоминает нам о совершившихся ради нас благодеяниях Христа — воплощении, кресте, гробе, тридневном воскресении, восхождении на небеса и седении одесную Бога Отца, а также о тех, которые будут явлены в последний день, когда грядет второе и славное пришествие Христа.

Начиная с самого дня Пятидесятницы, когда около трех тысяч человек покаянием и крещением заключили новый завет с Богом, Святая Церковь щедро раздает «огненные языки — дары Святого Духа» всем людям, приобщая мир Господу Иисусу Христу и преображая его.

Дух один, однако дары Его различны — это потому, что Сам Господь хочет, чтобы мы не замыкались на себе, но служили друг другу — каждый всем, что имеет, и таким образом все вместе составляли Едино Тело Христово — Святую Церковь.

«Велико и поистине почти неисчислимо число мужей, жен и детей, — говорит преподобный Максим Исповедник, — которые разнятся и сильно отличаются друг от друга родом и видом, национальностью и языком, образом жизни и возрастом, умонастроением и искусством, обычаями, нравами и навыками, занятиями и положением в обществе, а также судьбами, характерами и душевными свойствами. Оказываясь же в Церкви, они возрождаются и воссозидаются Духом; Она и дарует, и сообщает всем в равной мере единый божественный образ и наименование — то есть быть и называться Христовыми. И еще Она дарует им, в соответствии с верой, единую и простую, неделимую и нераздельную связь... Это единство совершает Сам Бог. Смягчая и умеряя различия людей, Он возводит их к единству с Собой — Причиной, Началом и Концом».

Пророк Моисей для описания в творении мира действий Святого Духа употребляет слово, выражающее заботу птицы, своим теплом согревающей птенцов. Нечто подобное мы видим и в Церкви — Святой Дух сообщает Церкви неисчерпаемую живоносную силу, которая проникает и определяет все ее устройство, весь ее рост и движение. Святой Дух поставляет епископов, врачует наши немощи и восполняет нашу скудость, готовит нас к сретению грядущего Христа и жизни будущего века. Родивши нас однажды в купели Святого Крещения, для жизни со Христом, Святой Дух никогда не оставляет нас, но наставляет и всегда напоминает нам о сокровенной цели всей нашей жизни. Касаясь совести, Святой Дух открывает человеку многие ошибки и недостатки, заставляет беспокоиться и вновь пытаться исправить свою жизнь. Он обличает во грехе, до тех пор пока мы совершенно совлечемся ветхого человека, тлеющего в грехах, и облечемся в нового, созданного по образу и подобию Божию. Он не добавляет к составу человеческого естества новые элементы, но существующие, — ум, волю и чувства, — приводит в порядок. Как гармония Всего физического мира обеспечивается Божественными энергиями и законами, проникающими все мироздание, так и порядок в душе созидается человеком в непрестанном соработничестве со Святым Духом. Ум, дивно очищенный и вскормленный Духом Святым через слово Священного Писания, изменяется сам и изменяет всю жизнь человека, он направляет нашу волю в неукоснительное послушание Христу. Святой Дух живописует в нашем сердце Иисуса Христа, доколе Христос не вообразится в нас, доколе мы не приобретем обновленные чувства и ум Христов, когда мы сможем сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

Дорогие отцы, братья и сестры! Святой апостол Лука указывает нам характерные признаки жизни христианской общины — пребывание в учении апостолов, в общении и единодушии, в преломлении хлеба и молитвах. Святая Церковь призывает нас «собраться в единой вере и в Иисусе Христе» в таинстве Евхаристии. Святая Евхаристия принимает и освящает нас благодатью Господа Иисуса Христа, любовью Бога Отца, через причастие Святого Духа. Через Иисуса Христа, — по слову святого апостола Павла, — мы имеем доступ к Отцу. Господь наш Иисус Христос преподает нам Свои Пречистые Тело и Кровь, соединяя нас через Себя со Своим и нашим Отцом. Мы посвящаем всю нашу жизнь, отдаем самих себя Христу Богу и таинственно приобщаемся жизни, существующей в недрах Пресвятой Троицы. Наши души и телеса становятся храмами Духа Святаго, обителью Пресвятой Троицы. Можно сказать, что Литургия Святым Духом и огнем крестит человека и уже предобручает нас грядущему Царству Отца и Сына и Святого Духа. Из этой купели выходят святые, возникает рай, мы рождаемся в вечность.

Дорогие отцы, братия и сестры! Каждый из нас некогда пришел в Церковь и обручил себя Христу, точнее — Святая Церковь обручила нас Святым Духом с Господом нашим Иисусом Христом в таинстве Святого Крещения. Будем же хранить это обручение, будем почаще прикасаться ко Христу в молитве, в чтении слова Божия, в святых Таинствах. Будем чаще

приобщаться Ему в таинстве Святой Евхаристии. Духом Святым да обновит Он, Создатель наш, наш ум и волю, всю нашу жизнь, чтобы и нам стать сожителями святых, гражданами грядущего Царства Небесного. Аминь.

06 декабря 2018 г.
6 декабря 2018 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, престольный праздник домового храма воинской части в поселке «Совхоз». Священнослужители Московской духовной академии около 10 лет окормляют приход этого храма.
19 ноября 2018 г.
С 12 по 18 ноября состоялась поездка студентов 3 курса бакалавриата Московской духовной академии в Бежецкую и Весьегонскую епархию в рамках миссионерской практики. В течение недели студенты посетили школы, дома престарелых в Сандовском, Молоковском, Краснохолмском, Весьегонском, Сонковском районах.
18 сентября 2018 г.
19 сентября пройдет общее собрание сотрудников миссионерского отдела Московской духовной академии. Приглашаются желающие принять участие в миссионерском служении.
13 августа 2018 г.
C 31 июля по 12 августа 2018 г. трое студентов Московской духовной академии – иерей Рустик Лужинский (студент 2 курса магистратуры, отделения РДС), чтец Александр Сергеев и чтец Игорь Шкляр (студенты 4 курса бакалавриата) – по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря приняли участие в миссионерской поездке по Евпаторийскому благочинию Симферопольской и Крымской епархии.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.