АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Русский человек должен знать чему учат русские святые


На вопросы отвечает: Константин Ефимович Скурат
01 февраля 2010 г.

Интервью с заслуженным профессором Московской духовной академии Константином Ефимовичем Скуратом по поводу выхода его новой книги «Русские святые - их наставления» .

1.     Константин Ефимович, недавно вышла Ваша новая книга «Русские святые – их наставления». Чем обусловлен выбор святых в Вашей книге?

Я думаю, что каждый русский православный человек должен знать чему учат наши русские святые. В этой книге излагается учения только наших, русских святых. Это учение святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Филарета митрополита Московского и святого праведного Иоанна Кронштадтского. Необходимо помнить, что русские святители, наши русские старцы говорили то, что именно нужно нам - русским. Для нас их наставления более понятны, доступны и приемлемы, потому что они жили в нашей среде и хорошо знают русскую психологию. И потому нам прежде всего нужно читать творения русских святых отцов.

Письма Игнатия Брянчанинова – это самые интересные святоотеческие творения, самые живые и самые нужные. Потому что там идет речь о жизни, и вопросы ставятся жизненные. Люди интересуются, спрашивают, хотят узнать: как им верить, как им жить, куда им идти? И на эти вопросы мы находим ответ именно в письмах. Я работал над изучением писем с огромным удовольствием.

Так же, я не изучал все творения святителя Филарета подряд. Для этого требуется много сил и времени. Я ограничился, опять-таки, только изучением его писем.

У святителя Филарета писем такое количество, что над изучением их нужно работать не одному человеку, а многим. И я, с Божьей помощью, прочитал все, а их 28 книг, не считая отдельных писем, которые помещены в разных журналах и изданиях. Я эти двадцать восемь книг не просто просмотрел, а законспектировал. После этого, стал все приводить в соответствующую систему. Это очень большая работа. Я пытался познакомить с методом моей работы наших студентов, но увы, подражателей не нашел. Сейчас уже другие методы: берут кусками из разных источников. У них моментально появляется работа, довольно-таки объемная, в какой-то мере даже интересная.

А я делаю не так: сначала все конспектирую, записываю в тезисах и, когда у меня все письма, все творения законспектированы, только после этого начинаю работать.

2.     Большая часть Вашей книги посвящена святому праведному Иоанну Кронштадтскому, видимо этот святой Вам особенно близок. Как строилась работа по исследованию его трудов?

Непросто строилась работа. Прежде всего, я собирал его творения. И собирать начал давно, сейчас даже не могу вспомнить, когда было положено начало. Но, во всяком случае, это было еще в годы лихие. Тогда было очень трудно достать творения отца Иоанна Кронштадтского. Они были недоступны. Хотя они у нас в библиотеке были, но на руки их не выдавали. Они только для того там находились, чтобы показать гостям – что у нас есть все творения, можно их читать, можно работать над ними. Но получить эти книги было невозможно.

Я начал собирать разными способами творения отца Иоанна в свою библиотеку. Вам, наверное, трудно даже представить такую вещь, я сам сейчас со страхом это вспоминаю, но мне удалось ряд творений откопировать в библиотеке В.И. Ленина и вынести. Это было, для тех лет, очень опасно. Во-первых, он был запрещенный автор, во-вторых, нельзя было выносить копии из библиотеки. Я молился отцу Иоанну, просил его заступничества. Верю, что он помог мне. Я сделал все, что хотел. Нашелся добрый человек в библиотеке, который тоже рисковал не меньше, чем я, а может быть даже и больше, который взялся помочь мне. Потом еще нашлись добрые люди. В частности, помогли мне иеродиакон Троице-Сергиевой Лавры Зотик и священник Алексий Харламов. Они вдвоем подарили мне полное собрание творений святого Иоанна Кронштадтского. Получив этот подарок, я понял, что мне нужно продолжать работу. Собрал более тридцати книг творений отца Иоанна и начал изучать.

Когда я начал работу, то знаете, у меня сразу опустились руки. Ведь у меня уже настал библейский возраст. Я хорошо помню псалмопевца, который определил человеческий возраст: «семьдесят, аще в силах восемьдесят лет». Увидел, какую огромную работу нужно проделать. Почему я об этом говорю, потому что поначалу хотел написать одну монографию, один большой труд, который мог охватить все, чему учил отец Иоанн Кронштадтский. Но я испугался, что не успею этого сделать. Кому нужна такая работа: начал человек и не закончил. Я решил делить работу сначала на две части, потом на три, а позже – на четыре. У меня получилось четыре монографии. Самая большая монография по праведному Иоанну Кронштадтскому «Моя жизнь во Христе – путь опытного Богопознания», вторая монография «Духовные советы и размышления», третья «Деятельная жизнь православного христианина» и четвертая «Благовествует святой праведный Иоанн Кронштадтский». Это мне очень облегчило труд и вселило уверенность, что помаленьку можно двигаться. И так с Божьей помощью, по молитвам праведного Иоанна Кронштадтского я довел это дело до конца. В этой книге как раз имеются все четыре работы.

Почему именно ему столько внимания уделил? Потому что праведный Иоанн Кронштадтский очень светлая личность. Таких в истории мало было людей. Он весь исполнен глубочайшей веры в Бога, живого сознания, что Господь возле него, что Господь с ним. Исполнен глубочайшей любви к человеку, внимания и заботы о человеке. Он готов отдать всего себя служению ближнему. И служению именно искреннему, настоящему, здесь никакой тени лицемерия. Одно самоотверженное служение Богу и людям. Все его творения очень теплые, очень радостные. Даже когда мне вдруг становилось скучно и грустно, я свои еще не изданные работы, брал и начинал читать, и настроение очень быстро менялось. И не только настроение. Я начинал задумываться над многими вопросами. Думал о том, что многое нужно изменить в жизни. Надо изменить свое отношение и к Миру Горнему, и к миру земному. И к тому, что нам не видимо, и к тому, что нам очень близко, рядом. И по мере возможности, я старался это осуществить в жизни.

Часто вспоминаю слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Испытай себя чаще: куда зрят очи твоего сердца – к Богу ли и к жизни будущего века, премирным, блаженным и светоносным Силам небесным и Святым, водворенным на небесах или – к миру, к земным благам: пище, питью, одежде, жилищу, к людям грешным и суетным их занятиям? О, если бы очи наши были устремлены выну к Богу!».

3.     С каких позиций Вы систематизировали материал?

Привести в систему дневники отца Иоанна Кронштадтского было очень сложно. Сложность была в том, что в одном предложении или одном абзаце целый ряд тем. И если их разорвать, то получится искусственно, если объединить, то будет повторение. И вот мне приходилось задумываться очень серьезно, над тем, чтобы ничего не опустить, и чтобы не было повторений. Это достигалось вдумчивой работой, проникновением в содержание этой работы. Я никогда не начинал работы не помолившись святому отцу Иоанну, просил его помощи, и эту помощь  всегда чувствовал. Даже было так, начинаю работать, вроде все идет хорошо, вдруг останавливаюсь и не знаю, как быть дальше. Никак не могу связать одно с другим, потому что, действительно, очень разная тематика, очень многообразная. Я не редко просто останавливался, и начинал молиться отцу Иоанну. Помолюсь, и постепенно начинает что-то проясняться.

4.     Возможно ли использование Вашей книги, как учебного пособия в подготовке к занятиям в МДА?

Как учебное пособие? Конечно. Учебное пособие – это не учебник. Я бы даже рекомендовал и на нравственном богословии прочитать, и на догматическом, потому что здесь тематика очень разнообразная. Очень много внимания уделяют наши святые отцы вопросам вероучительным, нравственным, даже чисто практическим. В следующем труде, который будет опубликован, и который я посвятил рассмотрению творений святителя Филарета Московского, много уделяется внимания рассмотрению именно практических вопросов. Очень интересных. Даже иногда удивляешься, как мог митрополит, человек, который, казалось бы, занят решением проблем совершенно другого порядка, мог давать великолепные советы по хозяйственным делам: по строительству, по каким-то таким вопросам, которые стоят в стороне от тем богословских и вероучительных. Настолько ясно, прямо отвечает или советует, что действительно думаешь и убеждаешься снова и снова, что этот человек не простой.

5.     Уже вышли в свет три больших тома, посвященных наставлениям русских святых. Каким святым будет посвящен следующий том?

Следующий том, четвертый, я назвал «Святость Руси». Там я говорю о святом благоверном князе Михаиле Тверском, о святителе Петре митрополите Московском, о нашем профессоре новомученике Иоанне Попове, но самой большой будет работа по творениям святителя Филарета митрополита Московского. В третьем томе митрополит Филарет представлен очень кратко. Это потому что я опять-таки опасался, что не успею прочитать все то, что мне хотелось бы знать из творений святителя Филарета. Поэтому я взял поначалу маленький объем и его сделал.

А здесь у меня была цель такая – изучить все письма святителя Филарета, и, кажется, я это сделал. Может я что-то и опустил. Ведь у нас профессор – и инженер, и кочегар. Я и искал эти письма, и таскал их из библиотеки к себе домой. Причем письма святителя Филарета я возил на своей тележке, которую называю «мерседесом». Все эти письма я собрал, прочитал, законспектировал и только потом приступил к разработке плана и его выполнению. Особенность моих работ в том, что все работы я выполнил только на основании творений. В редких случаях я обращался к какому-либо пособию, если нужно было внести какую-то дату, о которой в творениях не говорится. Всю остальную литературу я просто отстранил. Я считал и считаю, что нужно писать по тому или иному святому отцу Церкви используя только его творения. Тогда сочинение получается очень интересное. При этом я не боюсь, что кого-то повторю. Если же берется какое-то пособие, то волей-неволей поддаешься влиянию того или иного автора. А когда работаешь только по сочинениям, то пишешь только то, что подсказывается самим отцом святой Церкви. И получается очень интересно. Кроме интереса, это еще и очень полезно. Более того, если кто-то будет опять работать так же, у него будет тоже своя работа. Хотя источники будут одни. Поэтому и с этой стороны так работать очень полезно. Я не пугался, что мне скажут: «Ты ничего нового не сказал. Раньше более красивым языком было сказано тем-то и тем-то». Я знаю, что это работа совершенно самостоятельная.

6.     Константин Ефимович, хотелось бы услышать от Вас пожелание студентам Московских духовных школ.

Нашим студентам я хотел бы пожелать одно, чтобы они не теряли зря здесь время. Работали и работали. И готовились к тому служению, которое им предстоит совершить. А служение очень великое, служение славное, служение спасительное. Вот пусть в этом труде им помогут русские святые. И прежде всего, отец Иоанн Кронштадтский, как добрый, великий, самый светлый пастырь Русской Православной Церкви.

Благодарю за беседу.

 

Пресс-служба МДА
Фото: А.Девятова (4 курс ИШ)

 

ФОТОАЛЬБОМ
06 декабря 2018 г.
6 декабря 2018 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, престольный праздник домового храма воинской части в поселке «Совхоз». Священнослужители Московской духовной академии около 10 лет окормляют приход этого храма.
19 ноября 2018 г.
С 12 по 18 ноября состоялась поездка студентов 3 курса бакалавриата Московской духовной академии в Бежецкую и Весьегонскую епархию в рамках миссионерской практики. В течение недели студенты посетили школы, дома престарелых в Сандовском, Молоковском, Краснохолмском, Весьегонском, Сонковском районах.
18 сентября 2018 г.
19 сентября пройдет общее собрание сотрудников миссионерского отдела Московской духовной академии. Приглашаются желающие принять участие в миссионерском служении.
13 августа 2018 г.
C 31 июля по 12 августа 2018 г. трое студентов Московской духовной академии – иерей Рустик Лужинский (студент 2 курса магистратуры, отделения РДС), чтец Александр Сергеев и чтец Игорь Шкляр (студенты 4 курса бакалавриата) – по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря приняли участие в миссионерской поездке по Евпаторийскому благочинию Симферопольской и Крымской епархии.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.