30 октября 2009 г.
Свобода самоопределения — одно из
тех качеств человеческой души, наличие которых Отцы Церкви считали признаком
сообразности ее Богу. Всемогущий Бог, ограничивает Себя, уважая свободу
сотворенных Им разумных существ, тот пресловутый «камень», сотворив который, Он
не может поднять. Эти истины, похоже, очевидны для всякого христианина и не
должны вызывать каких-то споров и разногласий. Однако полемика, возникшая по
поводу публикации на Богослове.ru
заметки о прошедшем в Московской духовной академии семинаре, заставляет думать,
что не все так просто и побуждает прояснить ситуацию.
Семинар был посвящен методике
проведения миссионерских бесед со взрослой невоцерковленной аудиторией.
Некоторые положения, содержащиеся в выступлении участницы семинара, вызвали оживленную
дискуссию в Интернете. Особенный ажиотаж произошел по поводу заявления о
необходимости некоей сдерживающей силы или принуждения в организации подобного
рода мероприятий, на что и было направлено острие развернувшейся полемики.
Итак, о «принуждении и об
использовании административного ресурса» в миссионерской работе. Прежде всего,
следует разделить две вещи: принуждение к информированию и навязывание сделать
определенный выбор. Последнее недопустимо, греховно, да и практически
невозможно. А первое? Тут не все так однозначно.
Любое обучение предполагает
какие-то элементы принуждения. Пусть не заставляют студентов педагогических или
медицинских институтов ходить на занятия и сдавать экзамены, а потом идите к ним
лечиться и доверьте им учить ваших детей. А ведь многие из них захотели бы
вместо учебы посидеть в закусочной, погулять, да и мало ли еще интересных дел у
молодых людей. Видимо, не всегда одной сознательности достаточно.
Вспоминается, как один
руководитель предприятия в нашем городе обратился с просьбой проводить с
сотрудниками беседы на духовно-нравственные темы: дескать, воровать может
меньше будут. И он задействовал административный ресурс – работникам было
разрешено на час раньше заканчивать рабочий день. Он что, принуждал их принять
Православие? Нет, он хотел только, чтобы они послушали наши выступления. Может
быть, миссионеры просили его об этих льготах слушателям? Нет, это его
инициатива и волевое решение. Или, может быть, нам следовало сказать директору:
«Иван Иваныч, так нечестно. Вы не должны таким способом их поощрять, попирая
бесценный дар свободы. Наоборот, пусть они работают до конца смены и еще
сверхурочные». Не знаю, возможно, так принято на просвещенном Западе, но,
по-моему в этом есть что-то имбецильное, мы до такого уровня либерального
сознания еще не доросли.
Но там целью было повышение
доходов предприятия. А на семинаре речь шла о людях, которым родители вверяют
самое дорогое, что у них есть – души своих детей! Не думаю, чтобы родителям
было совершенно безразлично, кто воспитывает и обучает их детишек и с кем они
проводят большую часть дня 5-6 дней в неделю. Или это особа, гордо сознающая
себя потомком обезьяны и имеющая своим жизненным кредо установку: «если Бога
нет, то все дозволено», или же человек, получивший некоторые новые познания. Например,
о том, что аборт – это не просто изгнание биомассы из организма женщины, а
детоубийство со всеми вытекающими последствиями, и что привычные глазу из
школьных учебников черепа питекантропа, гесперопитека, пилдаунского человека и
им подобных – грубые подделки деятелей от науки и давно уже выброшены вон из
Британского музея и что, оказывается, в Библии говорится: кто соблазнит одного
из малых сих, тому такое будет – мало не покажется. На дошкольные и младшие
школьные годы, по данным ЮНЕСКО (да и святитель Василий Великий говорит об
этом), приходится львиная доля становления характера ребенка, формирования его
мироощущения. Какие же высокие требования должны предъявляться к его
воспитателям и учителям, уровню их образования, нравственному облику, культуре,
даже манерам поведения. Я, например, сейчас довольно смутно представляю своих
педагогов в институте или в старших классах школы, зато настолько ярче и
отчетливее воспоминания о воспитательницах в детском саду и о первой учительнице.
Здесь имеется ввиду даже не рассудочная память, а память сердца, душевные
переживания.
Итак, о чем же говорила
докладчица на семинаре? О том, что для нее удобнее, когда директор детского
сада или школы хотя бы первое время организует посещение ее лекций по
возможности большим числом сотрудников – и ничего более! Могла ли она заставить
директора это сделать? Не было у нее таких возможностей и, думаю, желания. В
каждом случае – это зависит от решения самого администратора и от его чувства
ответственности за подчиненный ему коллектив и вверенных им детей. А Церковь
здесь не причем.
Находясь в Троице-Сергиевой
Лавре, часто сталкиваюсь с такой ситуацией, что за тобой буквально по пятам
ходят мамы и папы с детьми-инвалидами, психосоматическими и нравственными, или
люди, испытавшие различные удары судьбы, вопрошающие и принуждающие (курсив мой –и.П. ) тебя ответить на вопросы: почему это с ними случилось и что надо
сделать, чтобы это исправить. Так вот, чтобы этого не происходило, я
предпочитаю то принуждение, о котором шла речь на семинаре в МДА.
Несколько слов о самой заметке.
Когда я открыл семинар, то был приятно удивлен, не услышав щелканья
фотоаппарата – значит, думаю, нет корреспондента. Дело в том, что мы не очень
любим трубить о своей деятельности и ее рекламировать. Однако я ошибся:
корреспондент был и даже что-то конспектировал, а потом составил заметку и
выложил ее на сайте МДА, не только не ознакомив с ее содержанием, но, даже не
посчитав нужным поставить меня в известность. К сожалению, надо признать, со
студентами это нередко случается. Сама лекция была довольно интересная,
насыщенная живыми примерами и разнообразными нюансами. Между прочим, о
принуждении было сказано вообще мимоходом, эта информация как-то растворилась в
общем потоке. Выделенная же корреспондентом, она, конечно, сразу привлекла
внимание. Я не говорю о том, что даже фамилия лектора была приведена с ошибкой.
Поэтому все претензии относительно уровня статьи следовало бы адресовать не лектору,
а автору-корреспонденту.
Кроме того, планируется
продолжение встреч, где Элеонора Федоровна продемонстрирует некоторые свои
лекции, предназначенные для педагогов. Многие частные детали, которых я сейчас
не хочу касаться, так как о каждой можно было бы написать отдельную статью,
несомненно, выяснятся в ходе обсуждения со студентами, чтобы это было не
навязанная им со стороны методика, а выработанная в процессе живого общения и
творческого решения.
И последнее. Поклониться надо
этим безвестным труженикам на ниве сеяния слова Божия, а не кидать в них камни
порицания. Они могут послужить примером многим молодым миссионерам и вдохновить
на служение. Тогда как люди их поколения коротают часы у телевизора или за
разговорами на лавочке у подъезда, они пытаются достучаться до сердец наших
соотечественников. Опыт, которым они поделились с семинаристами, порой
скучающими от голой теории и сухой схоластики, является апробированным, живым,
уже принесшим добрые плоды, и многие не преминут им воспользоваться.