АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Организация и методика вокально-хоровой работы с детьми на приходе


Доклад доцента кафедры Музыкознания и музыкального образования Московского педагогического государственного университета, преподавателя Регентской школы при МДА, кандидата педагогических наук, Анны Сергеевны Стрельцовой на I Международном съезде регентов и певчих Русской Православной Церкви. Москва, Храм Христа Спасителя, Зал Церковных соборов. 30 ноября 2016 года.
11 декабря 2016 г.
Уважаемые участники регентского съезда!

Мне бы хотелось рассказать об организации и методике вокально-хоровой работы с детьми Воскресной школы храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино города Москвы.

Сначала немного истории.

Наш коллектив был организован в 2005 году по инициативе родителей, чьи дети посещали Воскресную школу. Первые годы хор состоял из родителей и детей (около 15 – 17 человек) разного возраста и разной музыкальной подготовки или вовсе без нее. Главное требование к желающим петь в хоре было наличие музыкального слуха. Занятия проходили регулярно два раза в неделю по два астрономических часа. Изучали песнопения Литургии, колядки, духовные песни (знающие нотную грамоту – сольфеджировали партии, пели на слог; для певцов, не имеющих музыкальной подготовки, сразу при храме был организован курс сольфеджио и теории музыки). Первую Литургию на три голоса мы исполнили спустя три месяца. Через несколько лет численность хора заметно выросла и появилась необходимость разделить хор на группы.

В настоящее время существуют три группы:

первая группа – дошкольников состоит из детей в возрасте 5-7 лет в количестве 12 человек. Занятия проходят один раз в неделю в течение двух лет. Первый год обучения подразумевает развитие дыхания – с помощью дыхательных упражнений, развитие – звукового диапазона, артикуляции – с помощью различных распевок, изучение начальных молитв, детских песен к церковным праздникам. Во второй год обучения дошкольники изучают нотную грамоту.

вторая группа - младшие школьники в возрасте 8-9 лет. Для этой группы обязательным является посещение занятий по сольфеджио и репетиций хора два раза в неделю по два академических часа.

Хочу отметить, методика работы с младшей школьной группой и старшей – концертной выстроилась в процессе изучения наследия Школы Синодального училища, что явилось предметом моего диссертационного исследования, выполненного во время обучения в аспирантуре.

Используя в своей практике с детским хором принципы и методы, а также опыт богослужебной и концертной практик, родилась методика, о которой кратко расскажу. Начну с сольфеджио как необходимого предмета в вокально-хоровой работе.

Занятия по сольфеджио проходили по учебной программе с использованием специальных методов обучения Синодального училища – метода «внутреннего диктанта», хорового сольфеджирования:

- метод «внутреннего диктанта». Его особенность состоит в том, что заранее выученная детьми мелодия записывается на уроке по памяти. Это способствует развитию музыкальной памяти, музыкального слуха, формированию навыка чтения с листа;

- метод хорового сольфеджирования – способствует освоению интервалов в хоровом звучании – процесс подчинен требованиям хорового строя.

На хоровых занятиях при изучении произведений широко используется метод поэтапного освоения хоровой партитуры.

Он включает:
  • выработку хорового строя;
  • выработку нюансов, дикции, правильного темпа;
  • раскрытие внутреннего содержания произведения.
В репертуар хоровых занятий младших школьников, в первую очередь входят песнопения Литургии, исполняемые в праздник Рождества Христова и Святой Пасхи. Божественную Литургию (позднюю) в такие дни исполняют все группы сводным хором. Совместные репетиции основываются на принципе иерархии и подобия, который был унаследован Синодальным хором от Патриарших певчих дьяков. Младшие певчие на хоровых занятиях первое время не поют, а только слушают и перенимают.

Для участия в храмовых концертах младшие школьники изучают детские песни, колядки, духовные стихи.

Группа старших школьников составляет концертный вокально-хоровой ансамбль «Благовещение». Дети, совместно с родителями, регулярно поют ранние Литургии в воскресные и праздничные дни. За богослужением исполняются произведения композиторов московской школы: П. Чеснокова, А. Кастальского, С. Смоленского; песнопения из репертуара Свято-Троице Сергиевой лавры, дьякона С. Трубачева, а также А. Архангельского, Д. Бортнянского, А. Лядова и многих др.

Многие воспитанницы ансамбля участвуют в праздничном профессиональном хоре за всенощной и Литургией, во время каникул поют во вседневном хоре, что для них является богослужебной практикой.

Деятельность ансамбля не ограничивается только богослужебной практикой. Воспитанники принимают активное участие в мероприятиях района, города (ансамбль имеет благодарственное письмо от Правительства города Москвы), в общецерковных мероприятиях: в детском празднике «В гостях у Патриарха», во встрече Антиохийского Патриарха, а также регулярно участвует во многих всероссийских и международных фестивалях и конкурсах, является обладателем Гран-При Международного хорового фестиваля «Рождественская песнь».Разумеется, к каждому из таких выступлений ансамбль готовит отдельную программу.

Наряду с духовной музыкой, в репертуар входят детские, патриотические песни, песни о войне, хоровая музыка отечественных композиторов и духовные хоры западноевропейских классиков, например Дж. Перголези «Stabat Mater», Ф. Мендельсон «Veni Domine». Такой подход обусловлен основополагающим принципом профессиональной направленности Синодального училища. Изучение произведений разных эпох и стилей способствует духовно-нравственному и музыкально-эстетическому развитию воспитанников хора Воскресной школы.
 
ФОТОАЛЬБОМ
См.также:
30 ноября 2018 г.
29 ноября 2018 года в Учебном комитете Русской Православной Церкви состоялось совещание-вебинар по перспективам развития иконописного образования. Работу совещания возглавил председатель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов. Почетным участником мероприятия стала проректор по культуре Санкт-Петербургской духовной академии Елена Михайловна Гундяева.
31 октября 2018 г.
31 октября Церковь празднует память апостола и евангелиста Луки. С днем тезоименитства Московская духовная академия поздравляет заведующего Иконописной школой архимандрита Луку (Головкова).
17 октября 2018 г.
15 октября 2018 года, в рамках мероприятий туристического клуба, группа студентов Московской духовной академии, любящих природу, активный отдых и дружную компанию, отправилась в поход по маршруту "Тропа преподобного Сергия".
04 октября 2018 г.
21 сентября 2018 года заведующий Иконописной школой при Московской духовной академии архимандрит Лука участвовал в богослужении великого освящения кафедрального собора Русской Зарубежной Церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Лондоне. За богослужениями 20-21 сентября также молились преподаватели школы, расписывавшие храм.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.